Всяк в себе...

Владимир Павлинов
        Никто не сопоставляет свои проблемы с проблемами других. Так же, как и боль...

     21.02.2019 
     ---
                Обмен мнениями на Проза.ру

     Кузнецова Любовь Алексеевна   04.12.2019 Тоже об этом часто думаю и вспоминаю   
     стихотворение Лермонтова.

Ques nous font apres tout les vulgaires abois
De tous ces charlatans, qui donnent de la voix
Les marchands de pathos et les faiseurs d'emphase
Et tous les baladins qui dansent sur la phrase?
A. Barbier1

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья...
Оно — тяжелый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!

Случится ли тебе в заветный чудный миг
Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный,—
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья.

Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,—
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной.

Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.

А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным...

Notes:
1. Какое нам в конце концов дело до грубого крика всех этих горланящих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров напыщенности и всех плясунов, танцующих на фразе?—
О. Барбье (фр.).

     » «Да, всё так: » 
"...На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый..."

     Владимир Павлинов   04.12.2019 19:16   Спасибо большое за стихи, они для меня новы, не припомню, что бы я прочел их раньше. По первому моему впечатлению мысль в них сумбурна и не проявлено четкое отношение к другому человеку и его страданию - как равновеликому или превышающему страдание личное. По первому впечатлению, тут больше самоуглубления, всматривания в себя, или, скорее, вокруг себя, в мрачных тонах уныния и разочарования...
     Но, это только мое личное начальное ощущение и мнение.

      Владимир Павлинов   05.12.2019 14:44   Размышляю над этими стихами гения.
     В жизни любого человека, не исключая и самых наиталантливейших , бывают мрачные периоды той или иной длительности, когда душа вдруг ощущает свое полное одиночество и безразличие, а то и агрессивность к себе от всего окружающего мира, и, что особенно тягостно, якобы, пренебрежение со стороны любимых и дорогих людей…
     Это страшные испытания для человека, при любых его талантах и способностях, не всякий выдерживает их. Трагические, само прерванные судьбы многих людей, тому свидетельство…
     В такие мгновения жизни, мало светлых тонов в окружающем мире и обществе замечает человек. Все мнится мрачным и серым, враждебным…
     В такие минуты в полный рост поднимает голову гордыня и эгоизм в человеке, навязывая душе осуждение в адрес всех, якобы не понявших, не оценивших ее величия, ее значимости, ее превосходства над этими самыми всеми.
     Вот тогда у творцов, могут появляться произведения, несомненно замечательные по талантливости, но, не несущие в мир ни одной доброй и светлой мысли или эмоции, но, напротив, оставляющие во многих, прикоснувшихся к ним, некий холод отчуждения и осуждения к людям, выражаемый мятущейся душой и порождаемый этими произведениями в других душах.
      Святые Божии предупреждают нас:
     "...Без рассуждения ничто не бывает добрым, хотя незнающим кажется и очень добрым: 
     или потому, что не своевременно, или сверх надобности, или сверх меры вещи, или
     крепости сил человека, или знания его, и по многому другому
     (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 45). "
     "...Что такое значит иметь рассудительность? Предохранять другого от соблазна, и   
     избирать что лучше и что ведет ко спасению (прп. Ефрем Сирин, 30, 171). "
     Из всего того бесценного, что нам оставили в наследие наши и других народов - гении и таланты, мы должны по мере возможности, постигать все, отдавая каждому творению его истинное значение, не уравнивая их именем их творца, а располагая в духовной таблице души – это я приемлю, это дорого и созвучно и мне и Заповедям Божиим, а вот это, поучительно, ибо побуждает размышлять над темными вкраплениями или сторонами моей собственной души.
     Мне думается, что критерием личной оценки конкретного творения любого автора, без исключения, должно быть наличие или отсутствие в его произведении: устремлённости к истине, к любви (- не смешивать со страстью), к добру, к справедливости, к милосердию, к созиданию, к красоте – порождающей истинную, духовную, светлую, бескорыстную радость без сопутствия каких либо вожделений, зависти и зовущее на сторону объединения или, хотя бы, сочувствия с теми, кто все это созидает, кто это оберегает и защищает ради каждого человека и ради всего общества.
     Если ознакомившись с произведением, мы ощутили радость, возвышенность чувств, либо сострадание, отторжение проявленного и обличенного автором зла, и, как следствие: желание и даже потребность стать чище, лучше, человечней и далее по этому ряду, то автор трудился не зря, часть лучшего из своей души он передал и мне, настолько, насколько я способен оценить и принять этот дар.
     Если же из творения автора в мою душу вторглись уныние, злорадство, надменность, превозношение, само назначение себя судьей людей, из жизни которых он показал мне не все "кино" их жизни, а лишь один или несколько кадров, если после его воздействия на меня я не остался прежним, не стал лучше, а стал еще озлобленнее, еще циничнее, еще безразличнее или еще более страстным, то, этот автор, этим своим творением восстал против Бога, против Добра, против Любви, против человека. А значит, и против меня.
     Согласившись с ним, а тем более, восторгаясь им, я сбрасываю свою душу со ступеней восхождения между Небом и Бездной в сторону Бездны…


     » «Кузнецова Любовь Алексеевна   08.12.2019 00:04   Спасибо, дорогой Друг, что поделились
     » своими размышлениями! Как говорится, не в осуждение, но в рассуждение. Осуждать –
    » это плохо, но рассуждать - это ведь то, на что и дан рассудок человеку.  Лермонтов
    » обращается к пишущему:

     "Не унижай себя. Стыдися торговать
     То гневом, то тоской послушной
     И гной душевных ран надменно выставлять
     На диво черни простодушной".

     » Каждый несёт свой крест, а потому "танцующие на фразе"(Барбье) вряд ли достойны 
     » внимания большего, чем кто-то иной. Возвышение души человека, христианское
     » понимание терпения и смирения обозначает этим стихотворением Лермонтов,
     » предлагая разлить "отравленный напиток", если он являет собою "тяжелый бред души
     » твоей больной".»

» «Кузнецова Любовь Алексеевна   08.12.2019 00:04   Несколько раз перечитала написанное Вами и в замечаниях тоже, буду перечитывать и » впредь. Спасибо за душевную щедрость! С величайшим уважением,»

     Владимир Павлинов   18.12.2019 19:11 Доброго здоровья друг мой и сестра во Христе!
     Стихотворение Лермонтова не отпустило меня и я еще поразмышлял над ним. Вы оказались ближе к истине, чем я в восприятии этого произведения Гения.
---
     Жизнь гениев прекрасна их гениальностью, но, ужасна чудовищной завистью к ним многих их коллег и всех творцов и не творцов, тщетно вожделеющих личной славы.
     Она омрачена многочисленными расставаниями с музой, уносящей до своего возвращения вдохновение и бросающего в эти тягостные дни поэта в отчаяние, не ушла ли она от него навсегда.
     Чаще всего их жизнь отягчена скудостью материального достатка, а то и вовсе лишена его.   
     Вспомним Достоевского, рабски вынужденного отдать свой роман Игрок и все права на него, еще до его написания, при условии: если он не уложился в оговоренный заказчиком и очень жесткий срок написания этого романа, к определенной в договоре, между ними, дате.
     Любому гению и таланту, свойственно все, что свойственно человеку. И сила и слабость, и гнев и радость, и отчаяние и надежда…
     Им свойственно мудреть и со временем менять свои убеждения по важнейшим вопросам Бытия.
     Так Пушкин к завершению своей жизни стал глубоко верующим, каковым не был в юные и молодые годы.
     А Лев Толстой, на закате своей жизни, из верного православного христианина превратился в богохульника, отторгшегося от Церкви и подвергнутого анафеме.
     Поэтому не всякое произведение Гения согласно со всем его творчеством, некоторые из них, написанные в молодости, могут противоречить тем, что созданы в годы зрелости.
     Все эти мысли породило в мне размышление над этим стихом Лермонтова.
     Попробую проанализировать его, то, что я в нем вижу и то, как его ощущаю.
     Вычленим мысль, вложенную автором и содержащуюся в каждом куплете, одну за другой, очистив их от поэтического окраса:

1 куплет:
 
"Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья...
Оно — тяжелый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!"
---

Не верь себе, бойся вдохновенья...               
(это низкие наваждения страстей )               
а не ниспосланное Свыше (с небес)               
Отдайся повседневности, выброси сочиненное…

 

     Размышление над этими мыслями: Относит ли Лермонтов эти назидания ко всем поэтам и писателям? Или только к себе? Если к себе, что он увидел в своих сочинениях, что бы решиться назвать их «отравленным напитком», подлежащим разлитию?
---

2 куплет:
 
"Случится ли тебе в заветный чудный миг
Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
Простых и сладких звуков полный,—
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья."
---

Ощутив в душе своей чистое и благородное,            
Скорее забудь это и вычеркни из памяти,               
Ибо не сможешь донести явившуюся тебе               
чистоту, людям, неискаженной…      

     Здесь возникает вопрос, так что же, никто не должен писать о чистом и благородном? А о не упомянутом Лермонтовым злом и низком писать можно, он же не призывает не писать о порочном?
---

3 куплет:
 
"Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,—
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной."
---

Светлое. мрачное ли ощутит душа твоя,               
Оставь это сокровенным, не разглашай.               
Иначе, предавая гласности свои страдания             
и страсти - ты унизишь себя      

     Но почему этому всему он ставит запрет? Ведь говоря о светлом можно хоть в малом увлечь им читателя, хотя бы немногих и это уже бесценно. А говоря о мрачном, можно побудить людей бояться этого мрачного в себе. И, кому еще, как не одаренным людям это по силам?
---

4 куплет:
 
"Какое дело нам, страдал ты или нет?
На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет,
Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной."
--

Люди безразличны к твоим страданиям 
и переживаниям. (А ты к их?) 
Все, вроде бы легко идущие 
вокруг тебя по жизни –   
скрывают под маской обыденности
свои беды и заботы,
таят слезы, не ожидая сострадания…
 
     Эти строки и вложенная в них мысль очень важны, ибо объясняют каждому человеку, не развившемуся духовно, почему он сам лично поверхностен и практически безразличен к страданиям окружающих, прежде всего тех, кто в поле его доступности, ибо он озабочен своими страданиями и переживаниями и за ними не видит таких же, а то и более тяжких состояний ближних.
---

5 куплет
 
"А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным..."
---

А ведь все они - не преступники,               
но страдальцы -               
«тяжкой пыткой измяты»,               
то есть живут трудно, тяжко               
и им не до твоего самокопания               
               
     Открывает здесь Лермонтов и очень важную для осознания каждым человеком истину: всем, всем без исключения живется несладко, даже если сладко во рту и есть теплое одеяло.   
     Все страдают от различных, бесчисленных причин, порождаемых их собственными грехами и грехами его рода. Поэтому желая сострадания и понимания к себе, всмотрись в себя, а сам то ты, сострадаешь ли кому? И как часто? Обливается ли твое сердце кровью при каждой новости о гибели и бедствиях людей?
---

"Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным..."

     Финал стиха, крайне важен для всякого, считающего свои горести, особенно легковесные, основанием для ропота на жизнь, поводом для зависти неким счастливчикам и основанием для ожидания от окружающих быть к нему более, чем к другим жертвенными и благорасположенными
---
     Вывод: мое первое впечатление по данному произведению Лермонтова было ошибочным. Стихотворение намного глубже и значительнее, чем мне это открылось при первом прочтении.