Герой Советского Союза - Татаркин Пётр Евпсифович

Ирина Емельянова 2
Татаркин Петр Евпсифович родился в 1912 году в станице Старочеркасской, Аксайского района Ростовской области. В 1924 году с родителями переехал в город Шахты. Окончил среднюю школу № 36 и горнопромышленное училище. Работал крепильщиком, а затем машинистом врубовой машины на шахте имени Артёма.
В Красной Армии с 1941 года. Окончил артиллерийско-миномётные курсы. На фронте с ноября 1942 года. Воевал в 169 стрелковой дивизии, которая в сентябре 1942 года прибыла под Сталинград и, переправившись через Волгу, сосредоточилась в районе Красноармейска. Затем дивизия принимала участие в Сталинградской битве.

Артиллерийская батарея 76-миллиметровых пушек 434-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии 57-й армии под командованием старшего лейтенанта Татаркина во время наступательных боёв на подступах и в пригороде Сталинграда за период с 20 ноября 1942 года по 26 января 1943 года уничтожила 22 огневые точки, 17 ДЗОТов и блиндажей, 224 солдата и офицера противника, чем обеспечила продвижение стрелковых подразделений.

16 января 1943 года на восточной окраине села Стародубово (ныне в черте Волгограда) Татаркин, встав лично к орудию, прямым попаданием сжёг приземлившийся транспортный самолёт противника.

За бои под Сталинградом старший лейтенант Татаркин был награждён орденом Александра Невского.Под Сталинградом был тяжело ранен. После выздоровления вернулся в действующую армию.

После Сталинградской битвы 169-я стрелковая дивизия была переброшена на Западный фронт и вошла в состав 11-й гвардейской армии.

С начала наступления советских войск под Курском 12 июля 1943 года батарея Татаркина сопровождала стрелковые подразделения полка непосредственно в боевых порядках и за первый день уничтожила пять огневых точек, около 200 гитлеровцев, разрушила два ДЗОТа, подавила огонь миномётной батареи врага.
Несмотря на ранение, Татаркин продолжал управлять батареей.

По сталинградски воевали артиллеристы Татаркина на Курской дуге. Гитлеровцы пытались любой ценой удержать свои оборонительные рубежи, не допустить наших воинов к железнодорожной магистрали Орел-Брянск. Артиллеристы вели ожесточенный бой с контратакующей пехотой и танками противника. Несмотря на огромные потери, гитлеровцы медленно, но настойчиво продвигались к нашим оборонительным рубежам. Рядом с командиром разорвалась вражеская мина, Татаркин был тяжело ранен. Командир батареи с трудом поднялся, но стоять не мог. Тогда он взял автомат, опустился в воронку и стал расстреливать приближающихся гитлеровцев. Вражеская пуля пробила его грудь.

Наши стрелковые подразделения под натиском превосходящих сил немецкой пехоты и танков начали отходить. Двое суток в тылу врага младший сержант Зорин охранял тело любимого командира, пока не возвратились наши [1].
Петр Евпсифович погиб в бою 31 июля 1943 года в районе села Волобуева Знаменского района Орловской области.

Награждён орденами Ленина (04.06.1944, посмертно), Александра Невского (20.02.1943) и медалью «За оборону Сталинграда». Похоронен в селе Вязовая Знаменского района Орловской области. В посёлках Артём (в черте города Шахты) и Хотынец установлены бюсты Героя.

В 2008 году открыт мемориальный знак в селе Мымрино Знаменского района Орловской области.В станице Старочеркасской установлен бюст.

 «Это был испытанный офицер, кавалер ордена Александра Невского. Его батарея сопровождала огнем один из стрелковых батальонов 16-го корпуса. В лесном массиве неподалеку от реки Озерны враг вдвое превосходящими силами контратаковал и отрезал наши подразделения. Дорога была каждая минута. П. Е. Татаркин оставил у орудий по одному бойцу, а остальных повел в штыковую атаку. К артиллеристам присоединились красноармейцы стрелковых подразделений. Их поддерживали огнем те, кто остался у орудий. В жаркой схватке вражеское кольцо было прорвано. Гитлеровцы потеряли 70 человек убитыми. Собрав силы, наш батальон вновь двинулся вперед. Петр Евпсифович получил серьёзное ранение, но продолжал руководить боем.Командир корпуса представил П.Е. Татаркина к званию Героя Советского союза» [2].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Татаркину Петру Евпсифовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Письмо сестре Дусе из под Курска:
 «Дорогая Дуся! Впереди ещё много боев. Что меня ждет – не знаю. Но знаю одно: если придётся умереть, то умру настоящим патриотом своей Родины. Звание сталинградца и кавалера ордена Александра Невского в решающих боях оправдаю с честью».

Из письма родным от 23 июля 1943 года: «С передовой фронта шлю пламенный и боевой привет! Только что отбили контратаку противника и пока жду вторую, решил черкнуть пару строк.
Здравствуйте мама, Дуся и любимая дочь Аллочка. Сообщаю, что я жив и здоров, рука моя заживает. Дуся, бои идут жаркие, но мы, все же, продвигаемся вперед. Сегодня мы только своею частью заняли шесть населенных пунктов. Как бы он не упирался и какие контратаки не делал, ничего ему не поможет.

Дуся, я хочу сообщить о том, что я представлен к высшей награде – Героя Советского союза, так что читайте центральные газеты и скоро вы встретите моё имя. Наградной лист прошел через командующего фронтом и пошел в Президиум Верховного совета.

Дуся знай, что Герой Советского союза получить это большая заслуга, но я воевал и воюю, отдавая все силы, идя неоднократно на верную смерть. Но пули, снаряды, мины и бомбы не могли сломить моей воли и не сломят до тех пор, пока я буду жив. Обо мне и моих подвигах знают по всему фронту, не говоря уже о дивизии или корпусе. Дуся, я в этом письме посылаю статейку об одном моем действии, правда, всего, что было не опишешь. Но было примерно так и об этом знают те, кому надо…».

И еще одно интересное письмо от 20 июня 1943 года, за месяц до гибели:
«С передовой фронта боевой привет. Здравствуйте родные мама, Дуся, Володя и любимая дочь Аллочка!

Сообщаю, что я жив здоров и готов решимости в любую минуту бить до последнего дыхания врага – хотя я им и так покоя не даю ни днем, ни ночью… Правда меня сильно ругают, что я их бью без время, т. е. не организованно, единолично, но все равно, как бы меня не ругали, а я продолжаю их бить, ибо если я их не погоняю или не убью в тот или иной день, то я болею, я привык за ними охотиться… Дуся у меня снова несчастье, опять я дошел до старшего лейтенанта. Пошел по понижению, в общем не выдержала душа поэта. Но главное, что мои заместители майор, а я старший лейтенант… Я живу хорошо, правда меня часто ругают за самоволье и даже судили два раза. Но в тоже время, где надо решить задачу – конечно боевую обязательно, поручают только мне, ибо они в меня уверены, что я сделаю, и я их доверия оправдаю на 100%».

Используемая литература:
 1. Слесарев И. Донской богатырь // Победа, 15 ноября 1982 г.
 2. Баграмян  И.Х. Так шли мы к победе. М. Воениздат, 1977, с. 215.

При работе над статьей использовались материалы из фондов Старочеркасского музея – заповедника и сайтов:
1. pamyatnaroda.ru - «Память  народа»;
 2. www. myhistori.ru;
 3. www. Mihistory;