Преступление и наказание от личности до государств

Светлана Словцова -Канакина
“Преступление и наказание”: от  личности до государства
(по Достоевскому)

Повесть о Родионе Раскольникове, убившем старуху-процентщицу, -
не детектив, а непростая история  созревания личности. История
самостановления, ибо ни государство, ни семья гармоничного
развития дать не смогли.

Общество и до сих пор не ставит себе такой воспитательной задачи,
поэтому ПУТЬ К СЕБЕ молодых людей, естественным образом связанных
с судьбой страны,  порой драматичен.

Что говорят о своем времени (1866 год) герои повествования?

Свидригайлов:
- Народ пьянствует, образованная молодежь от бездействия перегорает
в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях... У нас в
образованном обществе священных преданий ведь нет... Разве кто
из летописей что-нибудь выведет...

Разумихин:
- Мы чуть не двести лет от всякого дела отучены. Идеи, пожалуй,
бродят, и желание добра есть, и честность даже найдется, несмотря
на то, что видимо-невидимо привалило мошенников, а деловитости
все-таки нет.

(Прошло 150 лет: что в нашем обществе изменилось?)

Какую цену пришлось заплатить Родиону за безжизненные   умствования;
какой путь пройти от преступления до встраивания в нормальную жизнь,
до понимания вкупе с естественным ДЛЯ СЕБЯ правом сытой и достойной
жизни ПРАВА  БЫТЬ ДРУГОМУ существу?

В повести не разбирается жизнь убиенной старухи, разбогатевшей на
бедах людей. Просто Соня с ужасом восклицает на слова Раскольникова
о том, что он не человека убил, а вошь:
- Это человек-то вошь?

Далее - ее чтение Родиону Евангелия, проповедующее Любовь. А Любовь
с большой буквы, конечно, творит чудеса. Что и случилось с заплутавшим
по жизни парнем.

Сначала он мучился, решаясь на преступление (в поисках теории
самооправдания), потом его мучили кошмары, приходящие извне и разнесшие
в пух и прах прежние теории. Так устроена жизнь: сначала обдумывание,
потом действие и - расплата, бывает - не соизмеримая с первоначальными
планами. Потому что совесть - не абстракция, это - совместная весть
от человека к человеку о том, что в конце концов ты получаешь от жизни
то, что отдавал. Совесть - звучащее набатом эхо  убеждений,  отвергнутых
чужой чистотой. В данном произведении - душевной чистотой Сони
Мармеладовой.

Наказание от государства и самоказнь... В повести речь идет в основном
о казни второй. Справедливость казни первой мир еще во весь голос не
обсуждал.

Мать Родиона, увидев какую комнатенку снимает сын в Питере с его
гнилым климатом, жалеючи, восклицает:
- Какая у тебя, Родя, дурная квартира, точно гроб. Я уверена, что
ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.

Поэт Оскар Уайльд однажды сказал жителю города Цинцинати: «Непонятно,
почему ваши преступники, приведенные в суд, не ссылаются в свое
оправдание на уродливость улиц, площадей и домов?»

Спросим и мы вместе с Оскаром Уальдом: не хочет ли государство взять
на себя часть ответственности за преступления граждан, обделенных
гармоничным градоустройством? Кстати, слово политика (полис) изначально
и есть градоустроительство... Сегодня ученые доказывают: архитектурные
монстры рождают в душе агрессию. А уж как нужен человеку свежий воздух,
свобода развития...

Родион, рассуждая и сравнивая свое “маленькое” преступление с
преступлениями большими, начинает что-то понимать:
- Почему лупить людей бомбами более почтенная форма?
Достоевский затрагивает эту важную тему вскользь, сосредоточившись
на психологической ее части.

По Достоевскому все события жизни Родиона (после преступления) -
следствие одной запущенной мысли-мечты ощутить себя  выше остального
человечества , “точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его
начало в нее втягивать”.

Не воспользовавшись ни копеечкой из отнятого у богатой старухи, он
все-таки поплатился за отрицание законов нравственности выпаданием
из процесса жизни. Он почувствовал себя в изоляции, отрезанным
от жизни. Психологический маятник качнулся от чувства всесилия к
осознанию себя ничтожеством.

И ноги (само провидение?) привели Родиона к Соне Мармеладовой, девушке,
не по своей воле ведущей неправедный образ жизни, но не
расстающейся с Евангелием, то есть оберегающей свою душу в молитвах
о себе и близких.

Потом был суд и принятие Родионом Сониного  подвига, когда она пошла
за ним на каторгу в Сибирь, потом -  раздражение от нежелания пускать
в свою неповторимую жизнь чужого в общем человека.

И вдруг - Любовь (открылась душа!), живая вода живой жизни, перетекающая
из сердца в сердце, ибо человек, чтобы жить, должен уметь продолжить
другого человека. Нет этого - нет ничего, никакого прогресса ни в своей
судьбе, ни в судьбе своей Родины.

Раскольников нашел себя в любви к Соне. Но как открыть сердце для
убиенной, как евангельски полюбить ее и  очиститься от наполеоновского
желания казнить все, что не по нраву? Есть ли за что старуху хотя бы
пожалеть?

Сонин отец-пьяница восклицал о своей судьбе:
- Меня распять надо. А, распяв, судья, пожалей!
Судья, пожалей! Всегда найдётся за что.
Процентщица неплохо устроилась в смрадном городе, и квартира у нее не
маленькая. И все же есть за что  пожалеть: за отсутствие души! Жила-жила,
да не нажила сердечного богатства. Кому оставить судилище за это, если
нельзя привлечь к ответственности за стяжательство? Богу?

Возьмет ли когда-нибудь государство на себя ответственность за 
деградацию части народа? В конце концов путь человечества идет
в сторону   улучшения своей и окружающей природы, и более
гармоничного встраивания в общественный процесс. 

Каким должен быть протест против навязываемых матриц, которые
закрывают обществу глаза на излишне роскошную жизнь меньшинства
за счет большинства? Как народ должен реагировать на действия
или бездействия государства?

Закрывая глаза на беЗчестие, мы даем разрешение и дальше делить всеобщее
по принципу Попандопуло: это мине, это опять мине...

Горький писал: “…с детства видел бессмысленную тяжесть труда одних и
животное благополучие других».

Как государство должно очеловечить расчеловечивающую общество ситуацию?
Может ли оно (чтобы народ на площади не выходил) само из себя родить
социальную зрелость-ответственность и дать людям такую программу
воспитания и самовоспитания, которая помогала бы учиться быть Человеком
смолоду, человеком с чувством меры и совестью? Рыба свежа с головы.

Раскольников выбрал стихийную, трагическую для себя форму протеста
против социальной несправедливости, перенес его на в чем-то
виновную перед согражданами, в чем-то невинную  старуху. Туда
ли смотрел, замкнувшись от жизни в гордое свое одиночество?

Но проблемы справедливости в одиночку решать сложно. В одиночку можно 
просчитать свою жизнь, чтобы не стать вровень с тем, что осуждаешь и чего не приемлет душа.

Но тогда, как и Разумихину, большинству всю жизнь придется жить
“в рамках”, не мечтая познать вкуса земных благ, которыми пользуются 
потерявшие связь с древом жизни своей страны всякого рода наполеоны.

На путь аскетизма и самоограничений вернула Соня Родиона, на путь ответа
своей судьбе своими успехами, НЕ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ. Достойный, хоть и
непростой путь.

Хотя так жить он тоже умел, признавшись однажды девушке, что мог бы
зарабатывать уроками (небогато жил бы, но спокойно). Умел, но снесло
однажды голову от желания безграничной денежной свободы.

В результате - опустошение, отчуждение (даже сокатаржане его сторонились),
потеря смысла жизни, боль душевная и физическая. На этом фоне и родилась
любовь, от Сони - чистого человечка, которой могло не случиться в его
жизни. И тогда - еще одна пропавшая жизнь, погружающая себя и общество
в болото, где “видимо-невидимо привалило мошенников, а деловитости - нет”.

Как же все-таки тесно связаны личность и государство в своих деяниях.
Мы - одна семья! Но общие вопросы почему-то решаем раздельно, и потому решаем плохо.

Общие вопросы - это забота о мирном небе над головой, чистом воздухе,
цветущей земле, поющей птицами планете, добрососедстве, здоровом
питании, здоровой душе, здоровых планах на будущее.

Как говорится: заполни голову созидательными мыслями, а руки - делами,
чтобы разрушать неповадно было. Все зависит от меры сближения
людей друг с другом: чем мы ближе духовно, тем проще решать проблемы.