Рафаэль Санти Диспуты

Алина Алексеева-Маркезин
    Рафаэль Санти. Фреска «Диспуты»(1510-1511)Станца делла Сеньятура.500 ; 770 см
Апостольский дворец, Ватикан

     Станцы Рафаэля — помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 метров), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам.

    Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура . Кабинет расписан Рафаэлем в 1509—1511 гг. Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virt; e la Legge) — главные гуманистические и христианские добродетели.

Сегодня мы рассмотрим первую фреску,которую сделал Рафаэль в Станца делла Сеньятура.Это ДИСПУТЫ или «Диспут о причастии».

       Диспут(Disputa)-поскольку христианская догматика складывалась в жестокой идеологической и теологической борьбе с многочисленными ересями,DISPUTA, дискуссия,спор, становился практически главной формой межцерковного общения от первых веков христианства до конца средневековья.

     Две главные темы: спор о лицах Троицы и спор о главном церковном таинстве - о причастии. Также диспут был главной формой обучения в средневековых университетах.У Рафаэля это название несет уже символический смысл.

       Возможности, которые давала полукруглая форма стены, заданная архитектурой сводов, были замечательно использованы Рафаэлем. Круглящемуся ритму всей композиции вторят и облако с сидящими на нем праотцами и святыми, и сияние вокруг Христа, и золотые небеса, напоминающие расписанную конху апсиды, то есть ее внутренний свод.

      Недаром Рафаэль был и живописцем, и зодчим: фреска своим построением похожа на архитектурное сооружение и неотделима от помещения, в котором находится. В нижней части, на заднем плане, художник изобразил строящуюся церковь, напоминая о возводившемся тогда соборе Святого Петра, одним из главных архитекторов которого он станет несколько лет спустя.

    Композиция и, соответственно, как бы и мироздание, разделены у Рафаэля на два яруса: земной и небесный.И на земле, и на небе - христиане,вместе образующие соборное тело церкви.
 
            В верхней половине восседают Христос с Пресвятой девой Марией и Иоанном Крестителем, окружённые рядом библейских персонажей — Адамом, Иаковом, Моисеем и другими. Над Иисусом изображён Бог Отец на фоне золотого сияния небес, у ног Иисуса — Святой Дух. Внизу под ними — алтарь с дароносицей.

     У алтаря проходит богословский диспут о Пресуществлении. Таинство Евхаристии обсуждают первые римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, сидящие слева от алтаря, и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, сидящие справа. В диспуте принимают участие другие представители Церкви: Савонарола, папы Юлий II и Сикст IV.

     Последний изображён в правой нижней части картины в золотом папском облачении, за ним стоит Данте Алигьери в красном одеянии, увенчанный лавровым венком, символизирующим славу поэта.

 Человек, с книгой в руках облокотившийся на перила в левом углу фрески — знаменитый архитектор эпохи Высокого Возрождения, создатель базилики Святого Петра в Ватикане и наставник Рафаэля Донато Браманте.

       Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей, которую католики называют мостранца. В ней хранится гостия – лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся верующие католики.
 
     Православные, напомню, причащаются квасным тестом, дрожжевым хлебом и вином, а католики причащаются только гостией. У католиков вином и гостией причащаются только священники.

       Росписи Станцы делла Сеньятура принадлежат к числу таких же абсолютных шедевров мирового искусства, как Сикстинский плафон Микеланджело. Молодой, двадцатипятилетний мастер, имевший сравнительно небольшой опыт в области фресковой живописи и никогда до этого времени не писавший сложных многофигурных композиций, предстает в Станцах не только как гениальный живописец, но и как великий зодчий, выстраивающий из множества отдельных элементов композиции не менее сложные, стройные и гармоничные, чем постройки величайших архитекторов прошлого.