И. Левитан-русский художник и лирик живописи. Ч. 6

Койфман Валерий
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
«Исаак Левитан - самый известный русский художник и лирик живописи“ (часть 6).
Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. В то время в Ялте жил Чехов.
Старые друзья встретились постаревшими и отчуждёнными. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всё говорил о своей близкой смерти. Он её откровенно боялся и не скрывал этого, сердце болело уже почти непрерывно,  и надежды на выздоровление уже не было. Левитан обрадовался поводу ещё раз увидеть Ялту и Чехова, который поправлял своё здоровье на своей даче. У хозяина и гостя как-то зашёл разговор о природе средней полосы России. Поговорив, оба затосковали.

Тогда Левитан, взяв краски и кусок картона, за полчаса написал вечерний луг с мокрыми  стогами («СУМЕРКИ. СТОГА», 1899, ГТГ).  На юге не бывает сумерек. Яркий день почти сразу переходит в чёрную ночь. На картине Левитана показано то странное состояние природы, когда умирающий день никак не может окончиться, а ночь не смеет начаться, мир надолго становится серым, и сердце охватывает пронзительная тоска. Вскоре он уехал, оставив набросок Чехову. Тот вставил картину в нишу камина и любовался ею.
 Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. В конце мае болезнь приковала художника к постели. К нему приехала Анна Николаевна Турчанинова с твердым намерением поставить любимого на ноги. Она часто писала Чехову письма, в которых рассказывала о здоровье живописца, просила советов, но с каждым днем все отчетливей понимала, что в своих хлопотах бессильна.

Вот одна из последних  картин Левитана «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР» (1900, ГТГ), где особенно остро чувствуется мотив отрешенности. Она относится к числу работ, в которых художник достиг небывалого лаконизма исполнения - при минимуме выразительных средств картина полна глубокой философии и красоты.
 Простейший мотив - деревенская окраина, забор, освещенный солнцем. За ним - пустое поле и ржавеющий на солнце лес. Но умелое композиционное построение, слегка скругленная линия горизонта, прекрасно переданное закатное сияние, золотящее поля и лес, заставляют нас понять, что деревенские задворки - прекраснейшее место на земле. Ворота из покосившихся жердей воспринимаются почти как некие Римские Пропилеи, а дорога, ведущая из деревни к лесу - как путь в большой и прекрасный мир, куда ему, Левитану, уже не попасть.   

Среди последних работ мастера, которые считались незаконченными и не демонстрировались публике, была большая картина «ОЗЕРО. РУСЬ» (1899— , ГРМ). Очевидно, этот пейзаж был задуман художником еще в середине 1890-х. "ОЗЕРО" является главным произведением позднего Левитана.
 Яркое небо, сияющее на солнце озеро, камышовый островок, красные крыши поселений, белеющая вдалеке церковь и возделанная пашня на другом берегу — все наполнено одухотворенным приподнятым звучанием.
 Ни для какой другой работы он не делал столько подготовительных этюдов и эскизов, несколько раз выезжая на этюды специально для пополнения материалов к картине. Художник работал над "Озером" много и упорно, пытаясь создать монументальный, целостный, неслучайный образ русской природы.
    Левитан даже собирался назвать картину "Озеро. Русь", и под таким названием она часто и упоминается в книгах и статьях. Исаак Левитан не успел завершить это полотно, но даже в своем незаконченном виде оно принадлежит к самым значительным его произведениям.
    Картина производит удивительное впечатление - почти импрессионистическая непосредственность в передаче свежести и яркости солнечного дня, золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья - все это наполняет зрителя верой в доброе и радостное будущее.
«Дайте мне только выздороветь,- говорил Левитан Чехову и близкому другу художнику Нестерову, - я совсем по – иному буду писать, вот увидите, лучше! И закончу «Русь»!.. 

Но в конце лета того же года эта картина под названием «Озеро», уже увитая черным крепом, находилась среди прочих шедевров Левитана в русском отделе Всемирной выставки в Париже. Исаак Левитан умер 22 июля 1900 год в 8 часов 35 минут утра, не дожив до сорокалетнего возраста несколько дней, предположительно от ревматического миокардита (поражения сердечной мышцы) или от легочного кровоизлияния. 
 Левитан был похоронен 25 июля на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники В. А. Серов (приехавший на похороны из-за границы), А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.
Через два года, в 1902 году, Авель Левитан установил памятник на могиле своего младшего брата. Памятник простой в традициях христианских кладбищ, но без креста
 Много и охотно пишут о крещении Левитана. Однако никаких  убедительных сведений о крещении Левитана нет. Более того, высылки Исаака Левитана из Москвы говорят об обратном. К тому же Левитан был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище. 
А это никак не вяжется с христианскими обычаями.
 Прах был перенесён на Новодевичье кладбище 22 апреля 1941 года. С тех пор могила Исаака Левитана находится в непосредственной близости от могил его близких друзей, — Нестерова и Чехова.   
Если вы поедете в Москве по Кутузовскому проспекту, мимо высотной гостиницы "Украина", непременно посмотрите направо: там, ближе к реке, у Москва - реки, было еврейское кладбище, где запрятались теперь в земле, в корнях деревьев каменные обломки с причудливыми письменами

Перед самой смертью Левитан подозвал брата. Адольф Ильич склонился над изголовьем больного. Левитан просил принести все письма, присланные ему за многие годы, и сжечь их. Возражать было бессмысленно. Да Адольф Ильич и сам поступил бы так же. Замкнутость характера, редкая сдержанность были фамильными чертами.
Двери в историю их личной жизни у них всегда были плотно закрыты. Он исполнил суровый приказ брата. Пачки писем, дневников, документов летели в огонь. После смерти художника родственники в его мастерской нашли около сорока незаконченных пейзажей.   
 В архиве Марии Чеховой сохранилась записка: «Письма все сжечь, не читая, по моей смерти. Левитан». К сожалению, Адольф Левитан оказался более исполнительным, чем другой еврей — Макс Брод, душеприказчик Франца Кафки, вопреки его воле сохранивший наследие Кафки для человечества.

Левитан умер. А.Чехов потерял близкого друга и родного человека. Примечательно, что несмотря на то, что Чехов, как никто другой, знал Левитана, он так и не оставил о нем никаких воспоминаний... Сергей Дягилев, основатель журнала "Мир искусства", не раз буквально умолял Антона Павловича написать хоть что-нибудь о Левитане, намереваясь опубликовать эти воспоминания в своем журнале к очередной годовщине рождения или смерти художника. Но все было напрасно. Чехов так ничего и не написал. Конечно, не потому, что ему нечего было сказать о "дорогом Левиташе". Возможно, что писатель не хотел раскрывать и выставлять публике то близкое и трогательное, что связывало величайшего писателя и величайшего живописца.

Старший брат Левитана на тридцать три года пережил младшего и провел последние годы в Ялте.  Местные жители помнили высокого человека с черной бородой, одетого в темное пальто, клетчатый шарф и фетровую шляпу. Его часто видели на улицах Ялты. Странную приметность придавала ему и черная маленькая собачка, которую он всегда вел на длинном поводке. Знали, что этот высокий человек с глубокой проседью в волосах, одинокий и замкнутый, - брат великого художника Левитана. Он давал уроки рисования детям, получал маленькую пенсию и все дни проводил в ялтинской библиотеке, где у него даже было свое постоянное место. Там привыкли к его молчаливости, замкнутости, отстраненности.
Он не написал никаких воспоминаний о брате, ничего о нем не рассказывал. Он не нарушил молчания. Он молчал, упорно, хладнокровно и стойко. На все обращения к нему отвечал отказом.
Тереза - старшая сестра художника - была откровеннее, рассказала исследователям, что помнила о детстве и юности младшего брата.

 Генеалогическое дерево Левитанов. М. А. Рогов нашел в ноябре 2010 года интересные       архивные записи о семье Исаака Левитана. 
 По версии Рогова, племянник Ицик-Лейб (Исаак?) и племянница Двойра (Тереза?) из семей      двух обедневших братьев Хацкеля (жена Добра), и Цунделя (жена Ета) были отданы на воспитание в семью брата-учителя Эльяшива и его жены Баси, у которых были родные дети Михле (Эмма?) и Авель (Адольф). Видимо, настоящими родителями Исаака Левитана являются Хацкель и Добра Левитаны. Исаак Левитан не мог родиться у жены Эльяшива Баси в августе 1860, т. е. за 5 месяцев до рождения Авеля-Лейба. Этим, скорее всего, объясняется отсутствие архивной записи о его рождении в этой семье и последующую скрытность обоих братьев.
Значит,  Исаак Левитан мог быть не родным сыном Эльяшива и Баси, а племянником, усыновлённым в качестве младшего сына (хотя родной сын Авель-Лейб был моложе) по имени Ицик-Лейб Левитан (р. 03.10.1860 по старому стилю). Он родился в семье младшего брата Эльяшива, Хацкеле Левитана (р.1834), и его жены Дебры, Хацкеле проживал вместе с братом Эльяшивом как минимум в 1868-1870.
 Одним из мотивов указания Авеля-Лейба старшим и искажения дат рождения, с точки зрения могло стать желание гарантировать родному сыну Авелю-Лейбу освобождение от воинской повинности по законам Российской империи как старшему сыну в семье.
 В этом случае, как представляется М.А.Рогову, выбор даты рождения художника, указанной в воинском документе училища (в котором учились Авель-Лейб и Исаак), в августе обусловлен требованием его совершеннолетия (бар-мицва) к началу первого учебного года, и как дата рождения было указано 18 августа, так как документы на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества были поданы накануне, 17 августа, кроме того, это счастливое число 18 по иудейским представлениям.
 Рогов отправил свои изыскания ученым из Государственной Третьяковской Галереи и музея Плёса и ждет о них анализа найденных данных.

Итак, сегодня мы поговорили об И. И. Левитане, великом художнике,  который своим творчеством оказал огромное влияние не только на русское, но и европейское искусство XX века. Став практически основателем жанра пейзажа настроения, мастер обогатил отечественную культуру, а его духовный авторитет сыграл огромное значение в судьбе русской пейзажной живописи.
Современник Левитана, собиратель картин русских художников, врач и профессор Московского университета, ЛАНГОВОЙ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1857-1939) писал о художнике: " В каждой картине его, даже незначительном наброске, я видел то, что Крамской называл в картине "душой"... Эту душу я видел не только в картинах Левитана, но и в его этюдах. По моему мнению, никто так, как Левитан, не знал и не любил нашу бедную русскую природу. Мало того, он обладал даром заставить и других понимать и любить ее».
   В стихотворении Евгения Абрамовича   Баратынского (1800 - в 1844) «На смерть Гете», есть строки в полной мере относящиеся и к Левитану:
          С природой одною он жизнью дышал,
          Ручья разумел лепетанье,
          И говор древесных листов понимал,
          И чувствовал трав прозябанье...