Эдгар Дега-выдающийся французский художник. Ч. 6

Койфман Валерий
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Эдгар Дега – выдающийся французский художник, один из основателей импрессионизма (часть 6).

В 1900 году Дега опять вернулся к живописи маслом. "ТАНЦОВЩИЦЫ У ПЕРЕКЛАДИНЫ", около 1900, Вашингтон, коллекция Филлипса. Две танцовщицы спиной к зрителю делают упражнения у перекладины на растяжку ног. Голубые пачки выглядят эффектно на фоне ярко-оранжевой стены. Самое впечатляющее в этом полотне - абстрактные фигуры по сравнению с балеринами, которых он писал двадцатью годами раньше. Лишенные всякой индивидуальности, они, тем не менее, привлекательны формой и цветом изображения.

Одной из вершин не только «балетной» темы, но и всего творчества Дега является картина «ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ», около 1898; пастель, ГМИИ имени Пушкина.
Типичные жесты балерин - упражнения на растягивание или приведение в порядок костюмов - находятся в центре этой очаровательной интимной сцены.
Очень вероятно, что Дега написал ее, используя одну и ту же модель для четырех фигур с тем, чтобы лучше изучить повороты под разными углами. Затем он собрал все в одну картину.
Здесь само радужное мер¬цание чистых тонов, переданное в различных ракурсах движение танцовщиц, вызывают мелодию танца. Композиция этой картины, как и многих других как бы «срезает сбоку» часть фигур. Часто эта манера художника «обрезать» людей и предметы вызывала смех у критиков и обвинения в «неумении» уместить на полотне желаемое.
Они не понимали, что тем самым он стремился дать разбег воображению зрителя, которое «дори¬сует» недостающее по собственному усмотрению.

 «ТАНЦОВЩИЦА, ПОЗИРУЮЩАЯ ДЛЯ ФОТОГРАФА», Около 1875, масло, Москва, ГМИИ. Танцовщица позирует перед большим зеркалом, видна часть его рамы. Находясь одна в студии, освещаемой спокойным зеленым светом из окна, танцовщица приняла классическую балетную позу.

 «БАЛЕРИНА, ПОДНИМАЮЩАЯСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ», 1886-1890, масло, Музей Орсе. Строгая рабочая атмосфера балетной школы подчеркивается полным, отсутствием архитектурных деталей и четким горизонтальным построением картины. Танцовщицы, поправляющие костюмы или делающие наклоны, готовятся к репетиции.

УРОК ТАНЦА. Ок. 1879; черный мел, пастель; Метрополитен-музей. У Дега редки картины, где изображена танцовщица, как здесь. Ее хрупкое тело доминирует, несмотря на присутствие скрипача, занимающего значительную часть картины. Правая нога танцовщицы поднята, она внимательно слушает музыку в ожидании сигнала к началу урока.

УРОК ТАНЦА. Ок. 1881; масло, Филадельфия, Музей искусств. Первым владельцем этой картины был Александр Кэссет, брат художницы Мэри Кэссет, который получил ее после многих отсрочек и переделок в Филадельфии в 1881 году.
На картине изображены танцовщицы, две из которых заняты отработкой движения, в то время как другие стоят справа, поправляя свои костюмы.
Женщина в голубом платье, читающая газету, является всего лишь ироничным дополнением.

БАЛЕРИНА И ЖЕНЩИНА С ЗОНТОМ НА СКАМЕЙКЕ. Около 1882; пастель, Малибу, Калифорния, Музей Пола Гетти (Пасадена, Калифорния). Главный персонаж пастели - молодая танцовщица из провинции, которая вместе с матерью ожидает вызова на просмотр и растирает больную лодыжку. Обе фигуры символичны в своем одиночестве.

С 1880 го¬да Дега  работает над скульптурами, широко используя свой талант изображать движущиеся тела. Значительным достижением стала скульптура "МАЛЕНЬКАЯ ЧЕТЫРНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ТАНЦОВЩИЦА" (1880-1881; бронза, муслиновая юбка, атласная лента; высота 98,4 см. Лондон, галерея "Тейт"). Эта известная работа, изготовленная в нескольких отлитых копиях, изображает молодую бельгийскую балерину Мари фон Гете, которая в то время была ученицей в Опере. Это была единственная скульптура, которая выставлялась при жизни художника.
Скульптура, выполненная из натурального воска, была одета в пачку с прилегающим лифом, на ней было трико и балетные туфельки. На голове — парик с косой и лентой зеленого цвета, такая же лента завязана на шее. Воск, слегка подкрашенный, имел естественный цвет кожи.
Комбинация искусственных и натуральных материалов - воск, ткань и волосы - придала этой статуе уникальность и неповторимость. Она стерла границы между реальностью и удачной выдумкой. Позже, в 1921 году, эта скульптура была отлита в бронзе.
Кроме того, Дега зани¬мается резьбой и пишет стихи. Еще од¬ним увлечением Дега стали фотогра¬фии. Он купил фотоаппарат и использовал его с запалом, который вкладывал во все, что делал.

В конце жизни зрение художника ухудшается. Дега уже не мог заниматься живописью, но продолжал работать, обратившись к мелкой пластике из воска, с горечью называя это "ремеслом слепого". По первоначальному замыслу художника фигурки не были сделаны для того, чтобы позже быть отлитыми в бронзе, хотя именно такими сегодня их можно увидеть в многочисленных музеях. «ЛАСТОЧКА». 1885-1890; бронза; высота 40 см. Лондон, галерея ''Тейт". Эта поза танцовщицы известна как "ласточка". Другие скульптуры показывают танцовщиц в иных позах.

 «ТАНЕЦ: ЧЕТВЕРТАЯ ПОЗИЦИЯ СПЕРЕДИ, ПА ЛЕВОЙ НОГЕ», Около 1883-1888; бронза; высота 40,6 см. Париж, Музей Орсе. В отличие от других скульптур, где схвачены летящие движения, танцовщица нашла устойчивое равновесие, и, казалось бы, без усилий контролирует все тело. Грациозная осанка и необычайное равновесие фигуры делают эту скульптуру одной из самых популярных работ Дега.
БАЛЕТ – 5 КАРТ.

КУПАЛЬЩИЦЫ. Дега, придерживающегося очень консервативных взглядов в лич¬ной жизни, как художника очаровывала и привлекала красота женского тела. Отдавая «обильную дань» излюбленному жанру французской живописи – «ню», он, тем не менее, изображал обнажен¬ных женщин совершенно иначе, нежели его предшественники.
В 1880-е годы Дега особенно часто изображает обнаженных женщин в момент, когда они выходят из ванны, вытираются после купания или причесываются.
 «До сих пор, — говорил Дега, — нагота изображалась в таких позах, которые предполагали наличие свидете¬лей. Мои же женщины — честные человеческие существа, не имеющие никаких интересов, кроме тех, что вытекают из их физического положения. Вот одна из них: она моет ноги. Это все равно, как если бы было подсмотрено в замочную скважину».
Художник стремится к точной, лишенной идеализации и привычных штампов передаче форм обнаженной фигуры, к характерным, но еще ни разу не отображенным в картинах ракурсам и движениям. Когда Дега наконец-то увидел обнаженных Мане (после смерти последнего), которых не видел ранее, то почувствовал, что может вернуть себе это поле деятельности.
ЖЕНЩИНА В ВАННЕ, ЕЕ ЛЕВАЯ НОГА ПОДНЯТА. Ок. 1883-1884; пастель, монотипия; Музей Орсе. Женщина купается в ванне, которую можно переставлять, поскольку водопровод был в то время роскошью. Убранство комнаты достаточно скромное, но женщина, возможно, модель или молодая работница, полна достоинства.

ЖЕНЩИНА, ВЫТИРАЮЩАЯ СВОЮ НОГУ, ВИД СПЕРЕДИ. 1886; пастель, Рим, Нац. галерея совр. искусства. На теле купальщицы отчетливо видны энергичные штрихи пастелью. Голова купальщицы едва обозначена. Движения тела купальщицы прекрасно сбалансированы, что придает образу почти классическое звучание.
ВАННА (ЖЕНЩИНА, КУПАЮЩАЯСЯ В НЕГЛУБОКОЙ ВАННЕ). 1886; пастель, Музей Орсе. Среди наиболее известных работ серии о купальщицах находится пастель "Ванна", написанная в 1886 году и представленная на выставке импрессионистов в 1886 году. Обнаженная женщина с хрупкой красивой фигурой моется в неглубокой ванне в свете бледного раннего утра. Присев на корточки, напоминая фигурой Венеру, она совершает свой ритуал спокойно и с достоинством. Один из критиков сравнил ее с прекрасной готической статуей. На комоде аккуратно разложены предметы туалета, позволяющие зрителю предугадать, что произойдет дальше.

ПОЗДНИЙ АВТОПОРТРЕТ. Начиная с 90-х, произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело и душа подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты.
В то же самое время в его работах все сильнее стало проявляться воображение. Дега часто говорил молодым художникам, что рисование по памяти освобождает фантазию от тирании природы. В поздних работах Дега возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной.

ВАННА. Ок. 1895; масло, Питтсбург, Музей искусств Карнеги. Женщина готова вступить в ванну, стоящую позади неубранной постели. Оранжевого цвета ткань контрастирует со спокойным голубым, тоном обоев, в то время как белизна постели успокаивает глаз. Композиция разделена на две почти равные части занавесом, висящим около кровати.
ПОСЛЕ КУПАНИЯ. 1896; масло, Париж, част. колл. В своих поздних работах Дега все больше стремился к абстракции. Его интересовала скорее игра формы и цвета, нежели анатомическая точность.

ЖЕНЩИНА, КОТОРОЙ РАСЧЕСЫВАЮТ ВОЛОСЫ (ПРИЧЕСКА). 1896; масло, Лондон, Нац.галерея. Яркий красный цвет этого полотна заинтриговал художника Анри Матисса, который владел им в течение нескольких лет.
ЖЕНЩИНА, РАСЧЕСЫВАЮЩАЯ ВОЛОСЫ. Ок. 1890-1892; пастель, Музей Орсе. Дега создал образ, который, кажется, основан на звуке. Купальщица расчесывает свои волосы, как будто играет на музыкальном инструменте, например, на виолончели. Она наклонила свою голову набок, как бы прислушиваясь. Обнаженность ее тела частично скрыта волосами. Этот образ так же строг, как классическая греческая скульптура.

 «ПОСЛЕ ВАННЫ», 1903; пастель, бумага; Сан-Паулу, Музей искусств. Это одна из последних картин Дега, когда его зрение сильно ухудшилось. Однако он все еще активно работал, создавая полотна, насыщенные светом и полные очарования. Здесь купальщица показана после ванны, поглощенная собой и совершенно не обращающая внимания на зрителя.
Продолжение следует...