Эдгар Дега-выдающийся французский художник. Ч. 7

Койфман Валерий
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Эдгар Дега – выдающийся французский художник, один из основателей импрессионизма. Заключительная часть.

По мере того как старость брала свое, Дега становился все более и более страдающей фигурой. Болезни сделали его сварливым, в душе художника росла антипатия к современной, уже непонятной для него жизни. К старости Дега становился все более жестоким. В этот же период дело Дрейфуса, несправедливо обвинен¬ного в 1894 году в шпионаже в пользу Германии еврейского офицера, при¬водит к тому, что Дега ссорится со многими друзьями. На защиту Дрей¬фуса (который будет ре¬абилитирован в 1906 году) в числе других поднимутся Клод Моне, Эмиль Золя и многие др.
К сожалению, Дега, так же, как и другой великий художник -  Огюст Ре¬нуар, был уверен в вине Дрейфуса.
Дело Дрейфуса помутило рассудок Дега, и он стал вообще нетерпимым. Стоило Дега заподозрить, что кто-либо не одобряет его взглядов, он выходил из себя и порывал с этим человеком всякие отношения.

В 1912 году Дега пережил сильный удар - дом, в котором он жил, должны были реконструировать, и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет.
Ему искали квартиру без "современных удобств", которая отвечала бы всем его требованиям: квартира должна была находиться неподалеку от площади Пигаль, быть достаточно просторной для размещения коллекции, дом должен был быть без лифта и центрального отопления. "Я ненавижу, - говорил он, - квартиры, в которых во всех комнатах одинаковая температура".
Велосипед, кстати, он называл "смешным", а телефон - "глупым" изобретением.
После долгих поисков художница Сюзанна Валадон, взявшая дело целиком в свои руки, нашла, наконец, идеальный вариант: просторную квартиру с мастерской на седьмом этаже в доме № 6 на бульваре Клиши. Дега сам организовывал перевозку своих картин и папок, наняв транспортного агента, ни на миг не отставая от него по дороге. Проделав этот путь несколько десятков раз, Дега, возможно, все-таки пожалел, что в доме не было лифта.
С этого момента он уже окончательно прекратил работать как художник.

Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью.

Длинные белые волосы и борода вызывали у некоторых образ греческого поэта-классика Гомера. Глухота еще более углубляет чувство отчужденности и меланхолию Дега.
Амбрауз Воллар вспоминал, что однажды Дега сказал ему: «Легче привыкнуть к собакам и, пожалуй, даже к цветам на столе, чем к одиночеству». «Почему же вы не женились, месье Дега?» — спросил Воллар. «Я слишком боялся», — ответил Дега.

В 1914 году одна из его картин, "Танцовщицы у станка", была куплена на аукционе нью-йоркским Музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму – 478 000 франков. Это была самая высокая цена, дотоле когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста.
Это было свидетельство настоящего признания, но оно уже не радует ху¬дожника... Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: "Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ЛОШАДЬЮ, ТОЛЬКО ЧТО ВЫИГРАВШЕЙ СКАЧКУ И ПОЛУЧИВШЕЙ В НАГРАДУ ВСЕ ТОТ ЖЕ МЕШОК С ОВСОМ".
Умер художник утром 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет от воспаления легких.
Он оставил после себя наследие, состоящее из более 2000 произведений: картин маслом, пастелей и скульптур.
Смерть положила конец мучениям этого желчного и, в общем-то, несчастного человека, посвятившего искусству почти всю свою жизнь. Тогда мировая война была в самом разгаре, и смерть Дега осталась почти незамеченной. Его похоронили на кладбище Монмартра.
Согласно последней воле художника похороны прошли скромно. Тридцать человек пришли проводить его в последний путь на кладбище Монмартра; из старых боевых соратников было лишь двое - Клод Моне и Мэри Кассат, оба уже почти слепые.

Дега просил не произносить речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: "Он, очень любил рисовать".
И это была та простая и абсолютная правда, которая двигала по жизни потомственного аристократа и великого художника-труженика Эдгара Дега!