Жизнь без морали Фантастика Часть 8

Каменцева Нина Филипповна
Жизнь без морали
Фантастика

Часть 8

   День прошёл как обычно, я работаю вместе за столом с его сестрой, она не только обучает меня, но и тихо подкармливает то и дело фруктами или же овощами. Но сегодня она принесла книгу и сказала:
– Вот, Володя раздобыл для тебя и сказал, чтобы ты читала здесь, ведь под лучиной испортишь глаза.
   Я взяла книгу, поблагодарив, и сразу же открыла её. А там прямо с первой страницы: «Старообрядчество – материал из Википедии – свободной энциклопедии». Значит, он и они все хотят, чтобы я ознакомилась с теми людьми, в общество которых попала случайно, а может быть, по воле Бога. Я как будто бы вцепилась в каждое слово, ведь до этой встречи мне ничего о них не было известно, и кое-что перечитывала дважды...
   «До 1874 года все дети старообрядцев считались незаконнорождёнными.
   17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости", который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: "Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам"».

   Потом, всё листая и листая, опять перечитывала: хотелось понять глубину знаний этих людей, сохранивших до сегодняшнего дня свои обычаи, но на этой странице останавливалась несколько раз: «Так постепенно и появилось понятие "старая вера", а людей, исповедующих её, стали называть "староверы", "староверцы". Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры.   Принявших же реформу стали называть "нововеры" или "новолюбцы". Впрочем, термин "нововеры" надолго не прижился, а термин "староверы" существует и поныне.
   Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи. По предложению князя Потёмкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как "раскольники", а как "старообрядцы", что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам.
    Старообрядцы – это сторонники старого христианского обряда, а староверы – это старая дохристианская вера».

    Я поняла: не случайно вчера заводила разговор, что всё сообщество староверов должно построить себе одно большое поселение, а не жить как кроты в подземельях или же в горных ущельях. Тем более: «Кириллические алфавиты: система письменности и алфавит для какого-либо иного языка, основанные на этой старославянской кириллице. Языки, использующие кириллический алфавит. Кириллический алфавит был адаптирован для письма более чем 50 языков, преимущественно в России».
   Как много на сегодняшний день я узнала! – но ещё так много вопросов оставалось, столько сторон их жизни для меня по-прежнему были незнакомыми и неизвестными... Нужно спросить у Владимира, как я уже поняла, это он стесняется мне всё рассказывать, даёт возможность самой прочесть, а он-то знает всё!  И даже подумала, что мне будет интересно создать с ним семью.
   Некоторые вопросы у меня возникли именно после совместного купания у водопада с девушками, у которых были нательные кресты совсем другой формы. Они были как будто бы восьмиконечные! Мой же крестик я забыла у бабушки Ани в шифоньерке, ведь нам в школу запрещено было его надевать, и уже не помню отличие, но должна спросить сегодня же у Владимира. Не успела о нём вспомнить, как он здесь и оказался:
– Можно я заберу в деревню Дубрава Любаню на примерку платья? Мой же кафтан почти готов к свадьбе, тютелька в тютельку* хватило ткани сшить его, чтобы был мне по плечу... Мы там будем два дня, пока ей не закончат шить.
– Ладно, идите. Видно, спешишь со свадьбою?
   Я вышла из-за стола, прихватив книгу и подумав: «На свету я её быстро осилю!» Он берёт меня опять за руку и выводит из ущелья, вниз по-над горою идём узкой тропинкой, а там и полем, где издалека заметила подводу с двумя запряжёнными лошадьми.   Вскоре я оказалась в ней, лежащая на соломенной подстилке лицом вверх, глядя на небо, по сторонам скользили высокие деревья, подпиравшие небо и хлеставшие меня ветками по щекам, напоминая о действительности. Почему я всего этого не замечала раньше?.. А всё же как хорошо жить, любить и наслаждаться природой!
   До Дубравы мы добирались долго, заночевали в кукурузном поле, и только к следующему вечеру показалось поселение и указатель «Дубрава». Красивые хатки, добротные, и сразу видно: здесь каждая семья живёт своей семьёй, как подобает – с родителями, а кто-то и с бабушками и дедушками. У нас же, помню, старались сразу же отделиться от родительской семьи, как поженятся.
– Вот это хатка Марьи Николаевны, она модистка, мужатка**. – Я не поняла, что он сказал, но он добавил: – Женщина замужняя и на дому шьёт платья к свадьбам, потом у неё собирается молодёжь и вышивают красиво, тебе понравится.
   Мне уже всё нравилось здесь, словно попала к своей бабушке Ане!  Всё вышито, чисто, красные полы покрашенные, видно – недавно красили, блестели под лучами солнца, проникающими сквозь открытые ставни небольших узких окон. Марья Николаевна вышла навстречу:
– Гарная дивчина, Володя, где ты её нашёл? – улыбаясь, сказала она. – Время терять не будем; поди, Володя, пошукай, где ты остановишься на ночь, а может, на два дня, её же не отдам, буду шить, пока не стемнело. Можешь зайти к нам на чай – вечерять, коль захочешь.
– Конечно, зайду, немного погуляем с Любаней, устала она в ущелье-то жить.
– Пускай не переживает, все мы с этого начинали, сейчас и хата есть, и дети вокруг.
   Володя вышел, она же достала белый шёлковый материал и сантиметр и на удивление ловко, тем более левой рукой, начала кроить и приговаривать все добрые слова, которые, наверно, я знала: «На счастье, на счастье, благослови Господь».

   Как стемнело – Володя уж на пороге. Повечеряли и выскочили на свободу, как будто бы птицы, которых держали взаперти. Я не выдержала и сказала:
– Какие счастливые, живут на земле, я этого не ценила, пока со мной не случилось такое.
– Любаня, ты поверь, у нас будет ещё лучше!
   Я же думала о своём: «Любовь и свадебное платье всегда так нераздельны! Невеста прекрасна в ожиданиях и долгих встречах с любимым, и в страхе с нетерпением ожидаемого дня признания, даренного кольца. И нежные поцелуи при этом! К месту сказанные слова! Забыться можно на мгновенья от счастья, от слов, проникших в глубину подсознания, – что ты уже невеста. Словно луч направленного солнца лицо ласкает. И ветром растрёпанные волосы бьют по твоим щекам... И ты горишь от красивых слов, от тех мгновений счастья, которые переполняют девичью мечту, от неожиданности стремления пойти под венец, стать женой, потом матерью. Быть любимой до конца дней, прожить с ним вместе, любя, заботясь: о нём, о семье, о детях и счастье в доме...»
   А вслух ответила:
– Я постараюсь быть похожа на них, ведь я понимаю, что я совсем другая, но ради нас постараюсь! Нашего будущего будет много!
– Ты прав, я столько узнала из книги, что ты мне передал. Но меня мучает вопрос, который стесняюсь тебе задать.
– Ты ничего не должна скрывать, спрашивай всё, что ты хотела бы узнать.
– Когда мы купались, заметила восьмиконечные нательные кресты у ваших девчат, а у нас, кажется, четырёхконечный?
– Ты права и внимательна, и в этом основное различие староверов и православных христиан. Но я об этом хочу подробнее рассказать, ведь и венчать нас будут здесь, в Дубраве, по нашим обычаям,  и... – он замолчал и подошёл поближе. Я понимала, что он нервничает и всё до конца не скажет сегодня. Но он всё же добавил:
– Они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность.

_______
* Тютелька в тютельку – точь-в-точь, совершенно точно.
** Мужатка (мужатица) – замужняя женщина.