Ч. 70 Побег старпома

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/04/18/900

По приказу командира подводной лодки U-570 немцы уничтожили все навигационные карты, документацию. Экипаж, для которого это был первый боевой поход, был полностью деморализован.

Многие укачались за несколько дней плавания так, что не могли стоять. Волнение на море было таким, что с верхней палубы подводной лодки могло смыть, поэтому все немцы столпились в боевой рубке. На фотографии это не очень отчётливо, но всё же видно.

Передавая сообщение об атаке подводной лодки самолётом, Рамлоу в панике даже не зашифровал его, поэтому британское командование направило в этот район бомбардировщики, они отогнали подводную лодку U-82, которая направилась выручать подлодку Рамлоу.

Подводники требовали немедленно их спасти, но англичан в первую очередь беспокоила сохранность подводной лодки. Во время этих переговоров прилетел норвежский самолёт, лётчик которого принял увиденное за спасение немцами своей подводной лодки и сбросил первую бомбу.
 
К счастью, он промахнулся. Он стал выполнять второй заход, но получил сообщение, что это британская операция, и улетел. Для обеспечения плавучести подводной лодки всё топливо скачали за борт.

Погода стала ухудшаться. С огромным трудом английский офицер и три матроса на спасательном плоту добрались до подводной лодки. Они быстро осмотрели лодку и убедились, что «Энигмы» нет.

Но английские моряки выудили из воды деревянный футляр от «Энигмы», по которому потом специалисты определили, что немцы установили четвёртый ротор в шифровальную машину.

Тогда англичане закрепили буксирный трос и взяли на плот раненых. Затем весь экипаж доставили на эсминец, который близко подошёл к подводной лодке. Спасли 44 человека, не погиб никто.

Под охраной кораблей и самолётов вооружённый траулер «Northern Star» с большим трудом отбуксировал U-570 в Чорлакшофен (и не выговоришь!) в Исландии. Первый осмотр британских специалистов показал, что прочный корпус подводной лодки исправен.

Пробит лишь один из бункеров мазута. Вода в носовые отсеки попала через торпедные аппараты. 

Дизельные и электрические двигатели, компрессоры и вспомогательная техника работали. В передней электробатарее из 62 элементов были сломаны 21, а в задней батарее – 26.

В секретном докладе британского Адмиралтейства говорилось, что U-570 была в работоспособном состоянии и у неё не было проблем с погружением. Так почему же она не погрузилась после атаки самолётом? Всё дело было в неопытном командире и его низких командирских качествах.

Для англичан U-570 оказалась подарком. Подводную лодку доставили в Англию, где  её исследовали до последнего винтика. Самым интересным для британских кораблестроителей оказался герметичный корпус.

Они обнаружили, что немцы построили наиболее прочный из известных до того времени корпусов, рассчитанных на высокое давление.

Он состоял из стальных листов толщиной 20,5 миллиметров, был изготовлен электросваркой. Корпус подводной лодки выдержал погружение на 200 метров.

Британское Адмиралтейство раньше было уверено, что немецкие лодки могут погружаться только на глубину от 90 до 100 метров. Теперь, получив новые данные, взрыватели глубинных бомб отрегулировали с максимальной глубины 153 метра до 200 метров.

8 октября 1942 года англичане  попытались использовать восстановленную немецкую подводную лодку под новым именем «Graph» в качестве подводной ловушки. Она должна была изображать в Бискайском заливе возвращавшуюся из патрулирования немецкую подводную лодку и при встрече с «коллегой» приветствовать её внезапным торпедным залпом.

Подводная лодка «Graph» атаковала таким образом U-333, но та смогла уклониться от торпед. В дальнейшем бывшую U-570 использовали в учебных и экспериментальных целях.

Взятых в плен трёх офицеров-подводников доставили после допросов в лагерь для военнопленных «Grizedall Hall», где находились несколько сот морских офицеров и лётчиков. Все заключённые уже знали о захвате подводной лодки из британских газет.

В нарушение Женевской конвенции в лагере существовало тайное самоуправление военнопленных, которым руководил знаменитый подводник Отто Кречмер, награждённый Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями.

Кречмер собрал «Совет чести» из числа подводников, на котором определили степень вины офицеров U-570.  Командира лодки капитан-лейтенанта Рамлоу и лейтенанта цур зее Бернхардта Берндта обвинили в трусости и паникёрстве.

Берндт сказал, что он покончит с собой, чтобы смыть позор. Но «Совет» предложил им искупить свою вину иначе: бежать из лагеря, пробраться на подводную лодку, о которой стало известно, что её отбуксировали в порт Барроу-ин-Фернесс, и затопить её.

Многие немецкие офицеры приняли участие в изготовлении гражданской одежды для беглецов, поддельных удостоверений личности. Среди них были такие, кто посещал Англию в довоенное время. Они составили карту местности и порта Барроу, описали автобусное и железнодорожное сообщение.

Чтобы отвлечь внимание охраны, устроили вечером громкий концерт. Удалось бежать только старпому подводной лодки Бернхардту Берндту, одетому под голландского рыбака. Но его на следующий день задержали в овчарне, где он скрывался, ополченцы из домашней гвардии. Он вырвался, бросился бежать, и был застрелен.

Берндта похоронили в лагере Grizedall Hall с участием британского военного пастора и с воинскими почестями.

Британские власти провели расследование, но доказать, что побег организовал Кречмер, не смогли. Когда в Германии об этом стало известно, Кречмера, к тому времени 10 месяцев находившегося в плену, наградили Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями и мечами.

Командира U-570 подвергли бойкоту, с ним до конца войны никто из военнопленных не общался. История U-570 описана в романе английского писателя Джеймса Фоллетта «U-700», не знаю, переведён он на русский язык или нет.

Майору Джону Томпсону подарили флаг с немецкой подводной лодки. Сейчас флаг находится в музее ВВС Великобритании. Томпсона и его штурмана, лейтенанта Уильяма Коулмана, наградили Крестом «За выдающиеся лётные заслуги».

За две мировые войны такую высокую награду получили всего лишь 48 человек.
Британское правительство наградило ею четырёх советских лётчиков-североморцев:
Бориса Феоктистовича Сафонова, Александра Андреевича Коваленко, Ивана Константиновича Туманова и Алексея Никитовича Кухаренко.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/04/20/1626