Щорс

Станислав Радкевич
Николай Щорс – слагаемое сталинского мифа о Гражданской войне 1917-1922 годов.

Щорс – герой, кажется, единственной песни, которую я в детстве выучил наизусть. И частично помню до сих пор: «Мы сыны батрацкие, //Мы за новый мир. //Щорс идёт под знаменем, //Красный командир».

Невесело осознавать, что все не как в песнях. Не было никакой целостной «Гражданской Войны» как столкновения старого и нового миров. Были параноические планы большевиков захватить власть в Российской империи, а потом – путем «мировой революции» – во всем мире. Было растекание солдатской массы с германского фронта на бесчисленные внутренние фронты, вторжение всевозможных интервентов и потеря империей полудюжины ее западных провинций: балтийских государств, Польши, Финляндии, Бессарабии (Молдавии)… Было позорное бессилие российских элит, озверение гопоты и десять с гаком миллионов погибших, в основном гражданских людей. Плюс еще два миллиона сбежавших от этого кошмара за границу.

А герои… Говорят, некоторые «беляки» отказывались от наград за победы над согражданами. А красные, наоборот, с гордостью носили свои «Красные знамена» на тряпочке.

В конце 17-го демобилизованный по здоровью 22-летий Николай Щорс приезжает в родной Сновск Черниговской губернии. Когда Украину оккупируют немцы, он уходит в партизанский отряд, вскоре вытесненный оккупантами на территории России. В 1918-м, сделав неудачную попытку поступить в университет, Щорс возвращается в армию, фантастически быстро взлетев по служебной лестнице до комдива. На несколько месяцев он становится комендантом освобожденного от немцев Киева, участвует в боях с белыми и поляками и внезапно гибнет, убитый выстрелом в затылок.  По одной из версий – за приверженность идее независимости Украины.

Долгое время «сомнительного» Щорса мало кто вспоминал. Но Сталин, безжалостно уничтожая «героев гражданки» как потенциальную оппозицию, остро нуждался в новых героях. В 1935 году, вручая киноклассику Александру Довженко орден Ленина, вождь пожелал ему снять фильм об «украинском Чапаеве». В 36-м была оперативно сложена песня, сидящая у меня в голове. В 1939 году вышел на экраны фильм-агитка орденоносца Довженко. О Щорсе слагались книги, песни, опера, его именем были названы школы, улицы в десятках городов и даже целый город – Сновск (которому лишь недавно возвращено историческое название).

Атланты Чапаев, Щорс, Котовский и им подобные надежно держат на плечах сталинский миф о Гражданской, который в паре с другим мифом – о Великой Отечественной – составляют основу одного большого мифа – о Сталине. Все это враньё со временем, конечно, рассыплется. Станет яснее, что сделал «простой рядовой необученный», а что –  разные генералы и генералиссимусы. Но «правду истории» мы еще долго не раскопаем. «Трудно найти черную кошку в темной комнате, – говаривал Конфуций. – Особенно, если ее там нет».