закон инерции в науке и жизни

Павел Каравдин
ЗАКОН ИНЕРЦИИ В НАУКЕ И ЖИЗНИ

Вот что писал Борис Черкун: «Непосвященный чистосердечно верит, что наука  в наши дни процветает: как-никак, на  дворе век научно-технического  прогресс! Достижения в изучении космоса, бурное развитие  техники, генная  инженерия, лазеры и т.д. и т.п.Да, некоторые направления в науке, особенно прикладной и  экспериментальной,  уверенно идут вперед. Однако наука  в целом, и  особенно теоретическая физика - это великая свалка, авгиевы  конюшни».
 
Можно подумать, что это писал безответственный человек.

Но вот что пишет о физике выдающийся физик,  Нобелевский лауреат  Роберт Фейнман: «Сегодня наши физические теории, законы физики – множество разрозненных частей и обрывков, плохо сочетающихся друг с другом. Физика ещё не превратилась в единую конструкцию, где каждая часть на своем месте. Пока что мы имеем множество деталей, которые трудно подогнать друг к другу» (с.27).

И вот, что пишет Фейнман о законе инерции: «Но свободное движение не имеет никакой видимой причины.  Почему предметы способны вечно лететь по прямой лини, мы не знаем. Происхождение закона инерции до сих пор остается загадкой» (с.14).

Фейнман не знает того, что знал за 2400 лет до него Аристотель, который доказывал, невозможность пустоты, так как в пустоте тело будет двигаться бесконечно. «…ибо что его остановит здесь, а не там…» (т.3, с.139. М.1980). Но Вселенная Аристотеля была конечной и заключалась в объеме небесной сферы, вращавшейся вокруг неподвижного Земного шара.  Аристотелю понадобился эфир, который, тормозя движение, делал бы невозможным бесконечное движение в конечной Вселенной (по инерции).

После Коперника и Галилея, лишивших Землю покоя, Ньютон вдруг осознал, что если планеты и кометы практически вечно движутся по своим орбитам, то это означает, что  эфира, тормозящего  их движение нет, что пространство пусто. В пустоте же «предметы способны вечно лететь по прямой линии». И возражение Аристотеля против пустоты превратилось в закон инерции. И на этом представлении Ньютон заложил основы классической физики, противоположной физике Аристотеля.

Закон инерции можно трактовать как принцип причинности. Ничто не происходит без причины. Если нет причины, то любое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.  Причиной же в пустом пространстве Ньютона может быть только внешнее взаимодействие. И это относится не только к физическим телам. Армию не могут реформировать генералы. Они создали закон об альтернативной службе, чтобы  не  хотелось такой службы.
 
Науку не могут реформировать академики. Вот, что говорит академик Г.Осипов: «Предлагают развивать науку на конкурсной основе. Но давайте    обратимся к истории. С кем бы конкурировал тот же Менделеев? Принцип    конкуренции (а именно на нем строится система грантов) подавляет индивидуальность человека. Например, наш Институт социально-политических исследований,   которым я руковожу, сейчас работает так. Люди получают зарплату, но    минимальную. Я получаю по институту большой грант и за счет этого могу им доплачивать».

Г.Осипов не знает, что Менделеев конкурировал с учёным миром (особенно с РАН), который долго не признавал его периодическую систему. И всякая новая идея входит в науку, преодолевая противодействие учёного мира.

Конечно, самая интересная и выгодная работа – делить деньги и отказаться от такой работы не под силу академику.

Внутренние силы не могут ничего изменить, нужно внешнее воздействие. Сейчас наука развивается единственным способом. Учёба в ВУЗе, в аспирантуре, диссертация и человек становится кандидатом или доктором наук. Весь этот путь связан со сдачей экзаменов. И на каждом экзамене нужно отвечать так, как ждут экзаменаторы. Иначе не стать учёным. Учёный привыкает к научному абсурду и продолжает его тиражировать.

«Начнем с истории изучения света. Сначала предполагалось, что свет очень похож на дождь из частиц, или корпускул, летящих как пули, выпущенные из ружья. Однако последующие исследования показали, что такое представление неверно и на самом деле свет ведет себя как волны, например как морские волны. Затем уже в ХХ веке, после дополнительных исследований, вновь стало казаться, что в очень многих случаях свет ведет себя как поток частиц…  И чем дальше шло время, тем более и более неясным становилось, как же они ведут себя – как корпускулы или как волны. Всё выглядело то так, то этак». (с.116)

Фейнман, как и многие физики, не знает истории. Сначала Гюйгенс, опираясь на эфирную физику Аристотеля, выдвинул волновую гипотезу света. Потом Ньютон – корпускулярную. Но в 1818 году Юнг и Френель снова предложили волновую теорию. С этого и пошла современная теоретическая физика, в которой: «…законы физики – множество разрозненных частей и обрывков, плохо сочетающихся друг с другом» (с.27). «Всё нарастающая путаница была разрешена в 1925 – 1926 гг. открытием точных уравнений квантовой механики…» (с.116) «…я смело могу сказать, что квантовой механики никто не понимает» (с. 117).  Вот вам и точные уравнения, которых никто не понимает.  Приходится поражаться искусству математиков, которые умудряются сочинять уравнения, не понимая сути дела.

И снова Б.Черкун: «Многие основоположники новых направлений в науке -  также  люди, не имевшие высшего образования вообще, или  имевшие  таковое  в другой  области. Циолковский из-за  глухоты не мог посещать даже начальную  школу. Всего достиг путем самообразования. Не странно ли: в мире мириады дипломированных специалистов,  а теорию космических полетов разрабатывает самоучка. Более того, аттестованные мудрецы не  признали учение -Циолковского - не сумели осмыслить уже готовое. Зато горазды были высмеивать его...   И если обратимся к фундаментальным  научным  открытиям, сделанным за   всю  историю  человечества, то  обнаружим, что  подавляющее большинство из них сделано самоучками. И это при условии, что  число самоучек ничтожно мало   по сравнению с числом тех, кто имел в соответствующих областях науки официальное высшее образование. Так что «КПД» самоучки (не недоучки - недоучек множество и с  дипломами, -  а  Самоучки)  на  несколько порядков выше, чем «КПД»  специалиста, получившего традиционное образование. (К сожалению, никто еще серьезно не занялся изучением роли самоучек в развитии Науки. А ведь какая богатая тема  для диссертации).

Так что не гениальный ум,  жгучий  интерес  делает  открытия. И если не все поголовно индивидуумы рода  человеческого открывают законы природы, то только потому, что большинство из нас в отношении окружающего мира  проявляют  лишь  праздное  любопытство, и  только единицы оказываются счастливой (счастливой ли?) жертвой любопытства жгучего».

Разве мог бы Коперник защитить диссертацию? Но Коперникам у нас нет доступа в науку. В 1991 году мне удалось выступить перед преподавателями и студентами физического факультета ЧелГУ с кратким сообщением о возможности исправления ошибки. Мое выступление вызвало шок. Раздались возгласы: «Что всю физику нужно переписывать?» Позднее я попытался выступить с более подробным сообщением на физическом    семинаре. Руководитель семинара осадил меня: «Мы не пустим Вас в науку, если Вы правы, то мы будем неграмотными и не сможем преподавать».

Казалось бы, чем больше людей занимаются теорией, тем больше вероятность исправления положения. Тем более, что в отличие от экспериментальных, теоретические открытия не требуют никаких материальных затрат, а требуют только публикации.

Но РАН, защищая честь своего изрядно замаранного мундира, не желает общаться с самоучками (внешней силой), которые только и могут вывести науку из тупика. Пусть лучше наука погибнет, лишь бы  не потерять теплое место.

16.05.2004                Павел Каравдин

Черкун цитируется по не опубликованной рукописи.
Фейнман - по книге  «Характер физических законов» М. 1987 г.
Г.Осипов по интервью «Известиям» в Интернете.