Жемчужина Венеции Scuola grande dei Carmini

Алина Алексеева-Маркезин
Вчера целью моего путешествия в Венецию было посещение БОЛЬШОЙ ШКОЛЫ ДЕЙ КАРМИНИ,чтобы посмотреть работы Джованни Баттиста Тьеполо-крупнейшего художника итальянского рококо, мастера фресок и гравюр, последнего великого представителя венецианской школы.

Пока впечатления свежие хочу с вами поделиться информацией и снимками,которые я для вас сделала.Разделю текст на две части,просто много информации.

Венеция — город уникальный, я не устану это повторять. Помимо её водного существования, помимо того, что процент церквей на душу населения здесь многократно выше, нежели в любом другом городе мира, помимо множества всего, чем насыщен этот город, есть тут одно явление, найти аналог которому на планете нельзя. Это венецианские Скуолы.

СКУОЛА — СУТЬ ЯВЛЕНИЯ И ИСТОРИЯ
(Автор текста Олег Теплоухов)

«Scuola» в переводе с итальянского «школа», от латинского «schola». Но венецианские Скуолы в своём названии несут совсем другой корень — греческий. «Schole» означает «досуг», «свободное времяпрепровождение». Так вот венецианские Скуолы (именно с заглавной буквы) образовались как светские общества-организации, которые объединяли определённые группы жителей в некие братства со своими собственными статусами, правами и обязанностями по отношению к государству.

Братства эти следовали собственным линиям интересов и поведения политического, социального и культурного. Объединялись по принципу принадлежности к профессии (цеху), району проживания или социальному статусу. И всё же главным объединяющим фактором было некое родство душ.

Словом, венецианская Скуола — нечто среднее между средневековым цехом, закрытым английским клубом и современной общественной организацией.

Зарождение Скуол в Венеции пришлось на XI век. Число их росло, и через пару-тройку веков достигло количества около 400. Значимость их в Венецианской республике была крайне высока. Сенат на них опирался. И Сенат же с ними боролся. Поскольку Скуолы были добровольными объединениями граждан, они определяли общественные отношения вне рамок власти и государственных структур, но в пределах государства как такового. Короче говоря, Скуолы имели влияние и создавали общественное мнение.

Скажу даже так, эти образования были провозвестниками нынешней европейской демократии и экспериментаторами в деле построения правового государства во времена Средневековья.

Скуолы делились на Большие (Grandi) и Малые (Minori). При том, что Малые могли быть больше Больших, разницу определяли те, кто заправлял в Скуолах: в Больших — это были представители нобилитета и патрицианства, в Малых — средний класс.

Каждая Скуола имела собственное здание с помещениями для собраний, молитв и отдыха, библиотеками. Скуолы посвящались различным святым, носили их имена, но при этом они не были религиозными образованиями и не были связаны с церковью. Каждая из них имела свой устав, оформленный как роскошный манускрипт. Существовали Скуолы исключительно на взносы и финансовые вложения своих членов, то есть были совершенно независимыми от государства.

Среди Скуол существовало своего рода соревнование: они щеголяли друг перед другом роскошью своих зданий, отделкой интерьеров и внешнего декора, собранием картин и скульптур. Именно Скуолы были для венецианских художников и скульпторов важнейшими заказчиками. Но в конце XVIII века пришёл Наполеон и институт Скуол отменил. Все их художественные собрания были частично переданы в музеи, частично вывезены во Францию.

БОЛЬШАЯ ШКОЛА ДЕЙ КАРМИНИ.(Школа преданности и милосердия).


Скуола Кармини (итал. Scuola Grande dei Carmini) — дворец в Венеции, служивший резиденцией одноименной благотворительной организации кармелитов«Братство мирян под именем Славной Девы Марии горы Кармель». Это одна из школ,которая признавала женщин членами братства.

Поначалу здание Скуолы было довольно скромным,а алтарь находились в монастыре и церкви кармелитов, что располагались в Дорсодуро.

Нынешнее своё здание Скуола заняла гораздо позже. Поначалу долго выбиралось место, выкупались дома, стоявшие на этом месте. Лишь в 1670 году здание было спроектировано Бальдассаре Лонгеной, знаменитым венецианским архитектором.

Школа помогала больным и бедным,а также оказывала помощь членам братства в случае затруднений.Доходы школы шли от приобретённой недвижимости и вкладов её членов.В состав школы входили как простые горожане,так и состоятельные люди.Каждый платил посильный взнос,согласно своему доходу.Монахи монастыря оказывали определённое влияние на деятельность школы.

В 1807 году Скуолу постигла участь всех венецианских Скуол, по приказу Наполеона она была закрыта. Но всё же потом, в 1853 году решением уже австрийских властей открыта снова.

Сегодня в четырёх залах Скуолы мы можем насладиться работами Джанбаттисты Тьеполо, увидеть работы Пьяцетты, Менескарди, Баллестры.

РАССМОТРИМ ЦЕНТРАЛЬНУЮ ФРЕСКУ один из шедевров Джованни Баттиста Тьеполо «Святой Симон Сток, получающий наплечник ордена кармелитов от Девы Марии и Младенца» 1740 год.

На фреске изображена Мадонна в сверкающей белой одежде с тёмно-синим покрывалом, благословляющая Симона Стока. Рядом ангел даёт Симону Стоку наплечник. Симон Сток покрыт белой накидкой поверх коричневого монашеского одеяния кармелитов. Кармелиты почитали святого Симона за то, что он возродил орден после его запрещения в Святой земле в XIII веке.

Композиция оживляется контрастами света и тени. Богородицу сопровождают группа ангелов и херувимов.Один из них держит наплечник,а другой вручает Симону Стоку плащ.