Гордость Елабуги

Светлана Ким 3
 Материал с таким названием появился в газете "Советская Татария" 17 июля 1975 года. Авторов двое - искусствовед  Вилора Чернышева и журналист Светлана КИМ.
   Я решила опубликовать его сейчас, так как мне кажется, многим интересно будет узнать, КАК Елабуге был возвращен Шишкин.
 

     Мы в Елабуге, в доме, где провел детство и юность великий художник, певец русской природы Иван Иванович Шишкин. Здесь складывалось его восприятие жизни, здесь зародилась, чтобы потом пройти через все его творчество, любовь к родному Прикамью.
    Елубуга в центральной своей части прекрасно сохранила старинный облик провинциального уездного города, тихого и уютного, каким он был в 19-ом веке, когда в доме купца среднего достатка Ивана Васильевича Шишкина вместе с сестрами и старшим братом жил с четырехлетнего возраста будущий художник.
     Сейчас обстановка дома воссоздана по документам, биографиям, письмам и воспоминаниям. Это - итог неутомимых поисков сотрудников Музея изобразительных искусств ТАССР под руководством энтузиаста и инициатора этого дела Юрия Ивановича Петрова.
     Парадная гостиная, малая гостиная, кабинет отца, столовая, буфетная составляют мемориальный раздел музея. Все так или почти так, как было в те далекие времена. Здесь встречались люди самых разных интересов и взглядов. Среди гостей хозяина дома были художники, братья Верещагины и Гун, прославленная героиня 1812 года Надежда Дурова.
    Фисгармония, рояль, диковинные часы с кукушкой, которыми так любил удивлять  елабужан  дед художника, кафельные печи, обои с позолотой, книги – все восстановлено так кропотливо и любовно, что с первой же минуты  вами овладевает ощущение, что и сейчас здесь живет и здравствует великий художник.
    Тщательно меблирован кабинет отца. Он был личностью явно недюжинной. На свои деньги, своим умом дойдя, построил первый деревянный водопровод в Елабуге. И для Казани проект сделал, только исполнителя его не нашлось. Восстанавливал башню древнего Чертова городища, писал историю родного города., копал Ананьинский  могильник. За эти труды почти восьмидесятилетний  Иван Васильевич был удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества.
    Была в роду Шишкиных какая-то особая творческая жилка, которая из рода в род передавалась, так или иначе давала о себе знать. Прадед Афанасий Дмитриевич славился в селе  Тресвятском, которое потом стало именоваться Елабугой, как серебряных дел мастер. Его сын, самоучка  Василий Афанасьевич, отлил соборный колокол в триста пудов и был  большим искусником в оружейном и  часовом деле.
    Удивительно ли, что, когда в семье остро встал вопрос: быть или не быть Шишкину художником, отец, подумав, благословил сына.
Заметил он в сыне ту одержимость, которая  и его самого отличала. Но едва ли мог он предположить, что именно Иван прославит род Шишкиных, станет академиком, крупнейшим мастером русского пейзажа.
    На всю жизнь Иван Иванович остался верен родным с детства прикамским   просторам, черпая в них вдохновение и постоянно находя все новые и новые сюжеты для своих лучших произведений. В окрестностях Елабуги были написаны этюды, эскизы для таких знаменитых  картин, как «Сосновый бор», «Рожь», «Корабельная роща» и другие.
    Коллекция подлинных живописных произведений Дома-музея состоит из 23-ех полотен. Это в основном   ранние работы художника, а также этюды и картины различных  периодов  творчества. В отдельной комнате рисунки и более ста  офортов, которые  занимали особое место в творчестве Ивана Ивановича.
    Итак,  Дом-музей Шишкина вновь открыт после коренной перестройки. Заведующая Светлана Васильевна Бобкова рассказывает, что задолго до открытия поступали заявки о посещении, особенно много с КамАЗа. Мимо Елабуги пролегают маршруты туристских теплоходов, значит, и с них пойдет поток экскурсантов. Что ж, теперь музей готов принять гостей.
     В этом аккуратном двухэтажном особняке, подходы к которому устланы  красивыми бетонными плитами, трудно признать то здание, о котором  еще в 1927 году  ленинградский искусствовед  Корнилов писал, что дом  - в крайне разрушенном состоянии и, если не принять срочных мер, дни его сочтены. К сожалению, в течение последующих сорока лет он подвергался только легким «косметическим» ремонтам.
    С елабужским  филиалом Казанского Музея изобразительных искусств Ю.И Петров познакомился в 1967 году. Впечатления были  невеселыми. На фасаде пластами висела  штукатурка, крыша протекала. Великолепная  ажурная веранда  отсутствовала вовсе.
    Было ясно, что полумеры не помогут. Но восстановление Дома-музея, в первую очередь, означало коренную реконструкцию всего здания, а это требовало качеств, необычных для музейных работников – умение «пробить» дефицитный стройматериал, оперативно спланировать работу плотников, каменщиков, слесарей, электриков. И все же энтузиасты добились своего. Отремонтированы крыша, фасад, восстановлены веранда и ворота, выполнены штукатурные  и малярные работы, подведены свет, тепло, вода, канализация.
    Первой на призыв работников Музея изобразительных искусств Татарии откликнулась солидная организация из Нижнекамска –
трест «Татэнергострой». Потом подключились реставрацонная мастерская  Министерства культуры ТАССР, Елабужское СМУ по электрификации, Елабужский ремонтно-строительный участок, трест благоустройства города, строительные организации Менделеевска. Большую помощь оказали Елабужский горком партии и горисполком.
    Одновременно работала научно-оперативная группа, в которую вошли  директор  Музея изобразительных искусств  ТАССР  Ю.И. Петров, заместитель директора Г.А.Могильникова, заведующая отделом русского искусства  В.К.Чернышева, художник В.В. Бочаров. Заведующая филиалом в Елабуге С.В. Бобкова.  Велась большая   собирательская  и исследовательская работа. За короткий срок нужно было вооружиться   максимумом  знаний . Недостаточно узнать, что в квартире у Шишкиных -  стены с обоями. Вопрос – с какими. Чтобы найти ответ, читали книги, беседовали со специалистами, консультировались у родственников художника. Почти по каждому предмету, становившемуся экспонатом музея, велась аналогичная работа.
   Неоценимую услугу при подборе материала оказал доктор исторических наук, профессор Казанского университета Г.Н. Вульфсон. Он вошел в научно-оперативную группу как консультант, но не будет преувеличением сказать, что шишкинскй музей поглотил его целиком, восстановлению его он отдался почти с юношеским увлечением.
      Надо было не только найти вещи,  определить их пригодность. Почти все они нуждались в основательной реставрации., для чего привлекались специалисты самых разных и редких профессий.
    Так, в результате двухлетних поисков достоянием музея стали знаменитые часы с кукушкой. Их подарили старожилы Елабуги.
    Часы, молчавшие десятилетия, вернули к жизни искусные руки казанца В.П. Карасева. Им же восстановлены, а иногда и собраны по кусочкам все осветительные приборы – керосиновые лампы, свечные люстры, подсвечники, канделябры. Занавесы и портьеры  во  всех мемориальных комнатах задрапировал в стиле прошлого века В.А. Попов.
   Так, объединенными усилиями художников, искусствоведов и  историков был возвращен Елабуге Шишкин.

    24 июля  состоялось торжественное открытие Дома-музея
И.И. Шишкина в Елабуге. Выступили с речами министр культуры ТАССР А.С. Миндубаева, первый секретарь Елабуужского горкома партии С.Г. Габдуллин и другие товарищи..
    Среди присутствующих  были работники партийных и советских организаций республики, представители художественной и научной общественности Татарии, Елабужского  горкома КПСС и горисполкома. На торжество из Ленинграда  приехала правнучка И.И. Шишкина М.М. Рыбальская.
    Состоялась первая экскурсия по Дому-музею.
  На снимке Евгения ЛОГВИНОВА: Дом-музей Шишкина в Елабуге.
                В. Чернышева.  С. Ким.
                Газета  «Советская Татария» . 27 июля 1975 года.