Иконы Свято-Духова монастыря. Статья 1. Иконостас

 Икону можно назвать  не только характерной особенностью, но и символом Православия. Не случайно первое воскресенье Великого Поста, спасительного времени подготовки к встрече Светлого Воскресения Христова, посвящено Торжеству Православия – победе Церкви над иконоборческой ересью. Почему же в нашей Церкви уделяется такое внимание почитанию икон, победное провозглашение которого объявляется Торжеством Православия? Почему мы поклоняемся образам Спасителя, Богородицы, святых? Преподобный Иоанн Дамаскин указывает, что Бог искони сотворил человека по образу Своему, и мы поклоняемся друг другу потому, что сотворены по образу Божию. Святой Василий Великий пишет: «честь, воздаваемая изображению переходит на первообраз».

Икона свидетельствует о реальности Бога, о Его действительном присутствии в мире. Икона свидетельствует о неразделимости духовного и телесного, небесного и земного. Икона свидетельствует о том, что Христос,  наш Господь и Спаситель –  с нами   «во все дни до скончания века».

Началом  и истоком всех икон является Образ Спаса Нерукотворного, который воспроизводит подлинный лик Христа, запечатленный на полотне. Благочестивое сказание гласит. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести ему (слуга был живописцем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика. Эта первая икона стала непосредственным  свидетельством о Христе, такой же Благой Вестью, как и Евангелие.

Какие же иконы мы видим сегодня в соборном храме Новосильского мужского Свято-Духова монастыря, посвященном Живоначальной Троице, и какой молитвенный смысл связан с ними?

Первое, на что падает наш взор, когда мы переступаем порог храма, это – иконостас, который отделяет алтарь от остальной части церкви. Иконостас символизирует, обозначает грань между видимым и невидимым миром, Церковью Небесной и земной. Отец Павел Флоренский, выдающийся русский философ и ученый-энциклопедист (расстрелян коммунистами в 1937 году) писал: «Иконостас  не прячет что-то от верующих, а, напротив указывает им, полуслепым на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, закрытый собственной косностью, кричит им в глухие уши о Царстве Небесном».

В центре иконостаса находятся царские врата, которые так названы потому, что через них проносятся Святые Дары – Тело и Кровь Христова, то есть, сквозь ворота проходит Сам Царь Небесный. На царских вратах изображено Благовещение и четыре евангелиста. Рядом с царскими вратами размещены иконы Спасителя и Божьей Матери. На южных вратах алтаря  изображен архангел Михаил – архистратиг, глава Небесного воинства, которое защищает нас от злобы духов поднебесных, возглавляемых  - сатаной. На северных вратах алтаря мы видим архангела Гавриила, принесшего Благую Весть Деве Марии – о рождении Спасителя.

Нижний ряд иконостаса с южной стороны завершает икона Иоанна Крестителя – первого монаха и покровителя всех монашествующих. Это – очень важный символ, указывающий стоящим в нашем храме, что они находятся в монастыре, молятся в монашеской церкви. С северной стороны первый ярус иконостаса завершает икона Святителя Николая Мирликийского. Эта икона также заключает в себе символический смысл, связанный с историей монастыря и храма. В прошлом, после завершения строительства храма Живоначальной Троицы Новосильского мужского заштатного Свято-Духова монастыря в 1770 году, один из его приделов был освящен во имя Николая Чудотворца. В 1821 году же под руководством игумена Августина была построена монастырская Никольская церковь. Она была закрыта, осквернена и разрушена в богоборческие годы двадцатого столетия (сохранилась только часть стен). В этом году начинается восстановление этого храма.

Второй ярус иконостаса посвящен двунадесятым праздникам – важнейшим событиям из жизни Иисуса Христа  и Божьей Матери   - в той последовательности, в какой мы празднуем эти праздники в году, начиная с Рождества Богородицы, которое называют корнем, началом нашего спасения*, и кончая Успением. Созерцая иконы этого яруса, мы как бы проходим вместе с Господом Иисусом всю его земную жизнь, перед нами открываются великие события Богоявления и Преображения Господня, мы как бы распинаемся и совоскресаем со Христом, прикасаемся к тайне жизни вечной, празднуя победу над смертью В центре этого ряда, над Царскими вратами помещена икона Тайной Вечери, которую совершил наш Спаситель со своими учениками перед Своим Распятием и славным и страшным  Своим Воскресением.

Третий и четвертый ярусы иконостаса в Троицком храме посвящены апостолам, большие иконы которых занимают значительную часть иконостаса, что не случайно, так как это непосредственно связано с символикой Святого Духа, носителями Которого являются апостолы и имя Которого носит наш монастырь. Апостольское дело – это дело Святого Духа. «Благословен, Христе Боже Наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава тебе», - поем мы, прославляя Святую Троицу, вспоминая Сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух постоянно сопутствует апостолам в их миссии, непосредственно руководит ими, говорит с ними.  Об этом мы читаем в Деяниях апостолов : «Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13.2); «Прошедши же через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать в в Асии (Деян, 16, 6): «И вот я по велению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам  свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня»  (Деян,  20, 22-23)* и др..

В центре третьего ряда и в центре всего иконостаса находится образ Распятия Христа, Который  взял на Себя наши грехи, искупил нас Своей Смертью и открыл нам путь к воскресенью и вечной жизни. Центром четвертого яруса является Печерская икона Божьей Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием (написана первым русским иконописцем, иноком Киево-Печерской Лавры Алимпием). Божья Матерь изображена с Младенцем Иисусом на коленях, поднявшим руки в благословляющем жесте. По сторонам от Нее стоят святые основоположники монашества на Руси Антоний и Феодосий Печерские, изображенные в виде старцев со свитками в руках. Эта икона также указывает на то, что мы находимся в монастырском храме, на ту глубокую историческую связь которая существует между Новосильским монастырем Святого духа и древними русскими монастырями.  Образы преподобных Антония и Феодосия непосредственно соотнесены с образами основателей самых знаменитых монастырей русского Севера, которые размещены на южной и северной стене храма – чуть пониже  Печерской иконы – Зосимы и Савватия Соловецких, Нила Столбенского, Симеона Верхотурского, Иосифа Волоцкого, Пафнутия Боровского. Так же, как и северные русские монастыри, Свято-Духов монастырь тесно связан с историей нашего отечества, сыграл выдающуюся роль в духовном просвещении русских людей, в образовании, укреплении и защите Московской Руси. Образы великих русских подвижников как бы окружают Святой Престол, парят над ним, подобно ангелам, стоящим на страже, свидетельствуя о реальности Церкви Небесной и Святой Руси, покрывающей и сохраняющей нас, грешных, своими молитвами.

В центре пятого яруса иконостаса помещена главная храмовая икона - «Троица» Андрея Рублева, где трое ангелов, олицетворяющих триединство Бога (Отца, Сына, Святого Духа), сидят вокруг стола. Святая Троица Рублева написана по библейскому сюжету из Ветхого Завета, по которому к Аврааму пришли трое странников-ангелов с благой вестью: у него родится сын, который станет прародителем всего иудейского народа. Трое ангелов — воплощение единого Бога. Прообразом Отца является ангел, сидящий посередине. Бога Сына здесь символизирует ангел, сидящий справа. Его голова опущена наиболее смиренно, а рука находится ближе всего к чаше. Он готов испить чашу страданий за грехи человеческие. Третий ангел, располагающийся слева, становится олицетворением Святого Духа. Митрополит Вениамин (Федченков) пишет об этой иконе: «У них (ангелов) нет самостности и своеволия, и своемыслия:  наоборот, каждое лицо отрекается от Своей воли в пользу Других, от своей мысли в пользу Прочих. Поразительно это единение в смирении!».

 По бокам от «Троицы» расположены образы ветхозаветных пророков: Исайи, Давида, Соломона, Илии. Тем самым выражается преемственность ветхозаветной и новозаветной Церкви: обращаясь к избранному народу, до пришествия Иисуса Христа Святой Дух, согласно православному Символу Веры, говорил через пророков; некоторые из них (Исайя, Давид) непосредственно, ярко, в деталях свидетельствовали о Спасителе, его рождении, страданиях и воскресении.

Венчает иконостас Крест – Голгофа, символ нашего спасения, победы жизни над смертью. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» - провозглашает апостол Павел вслед за ветхозаветным пророком Осией.

Таким образом иконостас, который находится перед нашими глазами все время, когда мы стоим на службе в храме, постоянно говорит с нами, обращается к нам, представляя собой исповедание православной веры в красках. Сам состав образов на иконостасе, их расположение исполнены возвышенного крылатого смысла, нацелены на то, чтобы пробудить наш дух,  укрепить волю к спасению, возжечь наше сердце святым горением, устремить нашу мысль к созерцанию Божественных тайн, осознанию реальности Бога и Небесной Церкви, наполнить все наше существо благодарностью Спасителю, взявшему на себя наши грехи, искупившего их своею святою кровью и избавившему нас от власти смерти и ада.
____
*В Церкви поют: «Бог Престол свят на земле  Себе предуготовал.
**Поразительно как апостол Павел пишет о Святом Духе! Здесь не поэтический прием, не иносказание, не метафора, но констатация реального факта, буквальное, точное воспроизведение происходящего.  Святой Дух предстает перед нами как   спутник и близкий друг апостола. Он дает апостолу советы, присутствует во всех словах и делах Павла, ведет его, свидетельствует перед другими людьми о нем.


Рецензии
Очень приятно было прочитать замечательное описание
и назначение православного храма!
С уважением и пожеланием Света и Радости Вам!
В.Н.

Николай Стрельников   20.05.2019 15:47     Заявить о нарушении
Спасибо за благожелательную оценку!

Борис Бобылев   21.05.2019 07:28   Заявить о нарушении