Владимир Маяковский 1893-1930гг. Лекции для

Сергей Сиротин
Владимир Маяковский (1893-1930гг.)
Лекции для…

1. Как начинался Маяковский… Сарказм в его творчестве

Больше чем можно,
больше чем надо –
будто
поэтовым бредом во сне навис
комок сердечный разросся громадой:
громада любовь,
громада ненависть.
В. Маяковский

1.1. Во времена, когда оценивается и время ранней послереволюционной поры, и литература, родившаяся как бы заново, всегда вынуждены возвращаться к тем, кто в холодных и голодных столицах продолжал дело поэтического и писательского творчества, создавал произведения, раскрывающие проблемы быстро изменяющегося общества. До их пор нет книги без излишних политических напластований рассказавшей бы о начальной поре творчества этого необычного поэта, где бы была реально оценена и личность, и работа молодого поэта. Один из друзей В. Маяковского писатель Виктор Шкловский очень талантливо рассказал о ранней молодости поэта в книге «Жили-были».
Как же начиналась большая поэзия Маяковского, смелая, гражданственная, но и не лишённая догматов своего времени. И хотя меняются оценки литературных явлений начала ХХ века, но поэзия Маяковского не теряет ни своей сатирической направленности, ни сарказма, заложенного в ней, по отношению к жизни, обществу, явлениям политики, к власти, а иногда и к самому себе. О Маяковском часто говорят «поэт-трибун» - то так, поэтому для его стихов нужна была соответствующая аудитория и обстановка, его стихи невозможно читать в выпивающей компании, прикусывая огурцом. Как автор политических сатир и памфлетов в стихотворной форме, позднее автор пьес «Баня» и «Клоп», борец с мещанством как явлением во всех его видах Маяковский как никогда современен.
В. Шкловский (кстати один из персонажей, выведенных в «Днях Турбиных» Булгаковым, списан именно с него) вспоминал о Маяковском: «Ему было 16 лет. Маяковский ушёл из Бутырок зимой без пальто, пальто было заложено. Он пришёл домой, в маленькую квартиру. Надо было опять красить пасхальные яйца, для магазина Дациаро и для других магазинов: тогда были в моде рисунки Бём к русским пословицам. Девочки и мальчики, белокуренькие, бело-розовенькие, в русских кафтанах целовались, и под ними были подписаны разные мудрые народные изречения. Это было соединение как будто бы национального и как будто бы народного. За работу платили 15 копеек, за всё вместе: за народность, за национальность и за детскость.»
Именно такая неприкаянность в огромном городе и породила поэзию Маяковского.

Меня
Москва душила в объятиях
кольцами своих бесконечных садовых
в сердца
в часики
любовницы тикают
в восторге партнёры любовного ложа,
столицы сердцебиение дикое
ловил я,
Страстною площадью лёжа.
Враспашку –
Сердце почти что снаружи
себя открываю и солнцу, и луже.

Уже в «Школе живописи и ваяния», куда поступил Маяковский он отлично понимал разницу между ангелочками, предполагаемыми за совершенство и мухой, которую ему хотелось из протеста рисовать, так как по его представлениям о идеальном: она была ближе ему художнику, чем человекоподобные ангелочки. Вызов начинающего поэта часто состоял не в том, что он записывал стихи лесенкой, а в правде и откровенности, передаваемых им чувств, повествующих о разорванности и нестабильности в душах людей.
Он и внешне как бы выделялся и носил поначалу чёрную, затем жёлтую кофту, которые появились от неустроенности быта и лишь позднее стали признаком футуризма, как неприятие традиционных пиджаков, сюртуков, мундиров, фраков, всего того во что одевалось официальное общество, а под всем этим, считал поэт, прятались чёрные мысли, грязные дела, и над всем этим парили показные голубки, благословляя это общество якобы народной мудростью.
В «Школе…» Маяковский знакомится с братьями Бурлюками, которые и свели его с теми, из кого потом выйдут непонятые, свергающие и низвергнутые «гении» футуризма. Именно они окружали молодого Маяковского, и он развивался как поэт в ауре их дружеского творчества. А время было странное: всё казалось нарисованным, как на пыльных декорациях, которые вот-вот начнут осыпаться. Маяковский пришёл в поэзию с методами тогдашней живописи и увидел наготу и призрачность бессмысленной жизни.



а). Угрюмый дождь скосил глаза
А за
решёткой
чёткой
железной мысли проводов –
перила
и на неё
встающих звёзд
легко опёрлись ноги,
но гибель
фонарей
царей
в короне газа
для глаза
сделала больней
враждующий букет бульварных проституток. б). Я разом смазал карту будня,
плеснувши краску из бокала,
Я узнавал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
познал я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

В истории искусства часто новаторство и сатира тесно переплетены, ибо посыл и у того, и у другого – вызов…
Очень часто новаторская вещь, необычная построю, ритму, стилю изначально воспринимается как сатирическая, хотя по своему основному заданию таковой не является. Может быть, поэтому Маяковского впервые напечатали в «Новом Сатириконе» поэта и редактора Саши Чёрного. Маяковский в то время тяготел к стилистике сатириконцев, он писал: «Поэт почитаемый Саша Чёрный, радовал его антиэстетизм». В 1915 году Маяковский начинает сотрудничать в журнале, так как хорошо усвоил систему антиэстетических образов, свойственной поэтам «Нового Сатирикона».
Сравним две эпиграммы на неудачный, по меркам сатириконцев, памятник Александру III и памятник Петру I у Маяковского.

Пыльно-потная фигура
Напрягает зверски грудь:
«Ну тащися Сивка, шкура!
Надо ж лопать что-нибудь»


Саша Чёрный Стоит император Пётр-великий
думает:
«Запирую на просторе я!», –
а рядом
под пьяные клики
строится гостиница «Астория»

Владимир Маяковский


У Маяковского сатира более социально заострена, поэт отличался открытостью и резкостью суждений, а его сатира всегда становилась политическим памфлетом.
Было много причин, заставлявших Маяковского писать антибуржуазные стихи-памфлеты – это стихотворения «Нате», «Вам», «Моё к этому отношение», у поэта много и антивоенных стихов на злобу времени, например, стихотворение «Мама и убитый немцами вечер», «К ответу» …
1.2. После Октябрьской революции неприятие Маяковским определённого стиля жизни стало для него формой борьбы за общечеловеческие ценности, его прямой, резкий и злой смех был не для увеселения, он с сарказмом отзывался в стихах о многих пороках «нового общества», стихи: «О дряни», «Разговор с товарищем Лениным», «О фиасках, апогеях и других невероятных вещах», «Прозаседавшиеся» …

1.3. Очень интересной в области нетленной сатиры была работа Маяковского в драматургии. Его «Баня» и «Клоп» стали пьесами острой антимещанской направленности. Как не назови мещанство «гламуром», «элитарностью», «умением устраиваться в жизни» от всего этого так и попахивает тем, о чём говорил ещё в 1929 году советский писатель Леонид Леонов: «Считаю мещанство самой злой и не преодолимой покуда опасностью. Болезнь сидит глубоко, лечить её трудно. Ветхозаветный мещанин прошлого ничего по сравнению со своим советским потомком. Ныняшняя его отрасль хитра, предприимчива, мстительна. Защищённый отовсюду всевозможными жетонами благосклонности и стопроцентности, он всегда торопиться, забегает вперёд, вечно суетится и достаточно кричит в полной тишине, охраняемой милиционером. Мысль его течёт, не причиняя сомнения или вреда здоровью, речь его, исполненная энтузиастических громов приятно убаюкивает кого следует». Поэтому ни высказывание Л. Леонова, ни пьесу «Клоп» Маяковского нельзя считать эпизодами времени и литературы. Маяковский ошибся в своём предсказании, когда решил, что в 1979 году «размороженный» Присыпкин будет посажен в клетку и выставлен в зоосаде, ибо такие, как его персонаж оказались живучее самой системы социализма и СССР.
«Клоп» был первой законченной пьесой Маяковского, написанной прозаическим языком, до этого были в стихотворной форме. Блеск, новизна, узнаваемость и современность пьесы проявились в реальности словесных портретов всех действующих лиц, их характеристики остались такими же точными и яркими, как в поэзии. В прозаическую ткань пьесы введены стихотворные вставки, хотя и саму прозу пьесы автор строил по канонам стихосложения, таким образом придавая словам и фразам чеканную чёткость, энергию и звучность.
Именно, благодаря отточенности литературно-драматической формы произведения, мысли автора захватывают зрителя.
Главный «герой» пьесы «поразительный паразит» сам себя характеризует в своих репликах: «Я человек с крупными запросами…»; «Я зеркальным шкафом интересуюсь…», но не менее ярки и функциональны и остальные персонажи пьесы. В конце действия Присыпкин призывает зрителей проверить, нет ли в них самих качеств клопа.
Пьеса была сразу поставлена в театре Мейерхольда.
Владимир Маяковский с издёвкой, свежо, талантливо и смело посмеялся над, казалось бы, чисто советской проблемой перерождения людей «особого пролетарского происхождения», которое в то время было больше, чем любые иные заслуги, но оказалось, что говорил он и о будущих людях с так называемыми «с чистыми помыслами о благе народа» …
Каждый, прочитавший пьесу «Клоп», сам для себя определяет в себе линию раздела, над кем и чем смеяться вместе с автором. Маяковский, торопя время, так хотел, чтобы из жизни ушли Присыпкины, Победоносиковы и подобные им и многое делал для этого своим творчеством.

Сарказм – сатирическая по направленности, особо едкая, язвительная ирония, предельно резко изобличающая явления, опасные по своим разрушительным последствиям для духовного мира человека и социума в целом.

2. Поэмы В. Маяковского, их лиро-эпический характер, социальная перспектива и соотношение поэтического и политического.

Где глаз людей обрывается куцый
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядёт шестнадцатый год.
В. Маяковский

2.1. В своём предсказании поэт ошибся всего на два месяца, ибо февраль 1917 года стал началом отсчёта времени революции. В своей поэме «Облако в штанах» (1915год) у лирического героя проявлены чувства глубоко страдающего человека, ищущего выхода из создавшейся ситуации, пропустившего социально-чувственное восприятие социально-политической жизни через сито своего душевного мира. Лирический герой настолько жёстко отвергает всё, что, состоянию его души не соответствует, отмерло, сам утверждая «золотые россыпи» «душ «новых людей». Поэма читается как крик человека, заблудившегося в лабиринтах чувств и времени. Сам Маяковский определял своё произведение как 4 крика «долой». «Долой вашу любовь»; «Долой ваше искусство»; «Долой ваше общественное устройство»; «Лолой вашу религию»
Лирический герой поэмы – гордый человек, не нытик, не проситель, но и не член РСДРП, как иногда трактовали в советском литературоведении. Отрицания Маяковского в этой поэме скорее эстетические, с очень своеобразным строем образного и ритмического строя. Поэма состоит из интонационных перепадов с необычными сравнениями и метафорами. Но лирический герой Маяковского не в безвоздушном пространстве, он живёт в реальном времени, и оно прорывается в строки личного чувства:

Выньте, гулящие, руки из брюк,
берите камень, нож или бомбу,
а если у которого нету рук –
пришёл чтоб и бился лбом бы.

Ломая ритмические каноны в соответствии со смысловыми переходами, поэт обогащает рифму, прибегая к свежим необычным фонетическим совпадениям; той же цели служат смысловые неологизмы:

А я у вас – его предтеча;
Я, где боль, везде;
на каждой капле слезовой течи
распял себя на кресте.

В одном русле с «Облаком…» написана поэма «Флейта-позвоночник».

2.2. Каждый поэт стремится создать произведение, как бы обобщающее его творческий поиск на определённом этапе земной жизни, для Маяковского после 1917 года таким произведение м стала поэма «Хорошо», хотя из-за напластований политических пристрастий поэма смазывает свои достоинства, присущих ранним поэмам Маяковского. Замысел поэмы возник в 1926-ом году и был связан с подготовкой грандиозного юбилейного спектакля у 10-летию Октября. (Главы 2 и 3-я послужили основой для праздничного представления в 1927-ом году, поставленного Ленинградским малым оперным театром на улицах города). В поэме «Хорошо» автор хотел отразить пережитое страной и его лирическим героем за прошедшие 10 лет, поэтому основными стали главы 6-я и 10-я, которые непосредственно рассказывают об Октябрьской революции. По этим главам становится понятно, что Маяковский во главу всей концепции произведения всё же ставит идеологические цели:
- Сатирическими мазками нарисованы враги революции (Глава 3);
- Речевая характеристика становится главным средством изображения и отрицательных, и положительных персонажей;
- Поэт выступает противником Блоковского понимания революции как богоданной в наказание за грехи верхних слоёв общества: Маяковский разделял мнение о том, что это результат разумной работы партии с её социально перспективной идеологией;
- Каждое лирическое отступление автора – это своеобразная картина отношения лирического героя к определённому факту, обобщению, понятию, персонажу.
- Много строк поэмы уделено пониманию и оценке образа «социалистической Отчизна, Родины», как их понимает автор. В последних главах, обращаясь к современной ему жизни Маяковский как бы слагает гимн всему новому, которое он несомненно приукрашивает;
- По своей тональности поэма оптимистична, наполнена мыслями и предсказаниями о великой будущности молодой страны, вырастающей из «подростка-республики» в могучую державу. Всё произведение проникнуто пафосом гордости «нового» советского человека за своё «новое общество»;
- Стилистика поэмы колеблется от нарочито сниженной, до патетики и архаики, когда используются устаревшие слова,
авторские слова-неологизмы и смысловые новообразования, социальная и политическая лексика.
- Ритм поэмы нарочито маршевый.

Поэма (в переводе с греческого от «творить») большая форма лиро-эпического жанра, чаще всего стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, своеобразие связано с передачей всей системы образов и организации структуры композиции через восприятие и оценку лирического героя-повествователя, играющего в поэме активную роль и являющегося стержневым смыслосодержащим образом всего произведения.

Ритмика (от греческого «мерный, размеренный») строй ритма стихотворного, а иногда и прозаического произведений.









































С.М. Серотян. Напечатано 18.04.2019.