Об очередных отпусках

Пётр Костромин
Самый первый мой отпуск был в 1972 году. Я, до 14 августа считался малолеткой и имел право на отпуск летом, продолжительностью календарный месяц. Поэтому и пошёл в отпуск в августе. Как меня тогда друг уговаривал, мол, пойдём вместе в октябре. И смысл, отпуск бы был всего три недели, а тут целый месяц и летом.

А потом армия, институт. Тут без отпусков, только каникулы а дальше...С 1977 года и по самый тот момент, когда ушёл на пенсию в 2015 году, я сменил три места работы. По три года отработал в троллейбусном и автобусном парках и всё остальное время в локомотивном депо. По каждому предприятию:
 
В троллейбусном парке была система, что на летний отпуск я мог расчитывать только раз в четыре года. Вот, приняли меня на работу в июле, значит через 11 месяцев, как бы я не упирался, но так получилось, что начальник отдела кадров, офицер запаса, полковник, сам был в отпуске, а девочки-делопроизводители не углядели в том большого криминала, что я пошёл в отпуск в июле. Да я и не сопротивлялся. Следующий отпуск мне в июле обломали. А ведь, как просил! У нас в июле 1979 года была свадьба, чтоб в свадебное путешествие поехать. Короче, моя Ольга поехала, а у меня по графику отпуск в другое время, так, что я плодотворно всё это время проработал и в отпуск пошёл только в августе 1980, сразу после Московской Олимпиады, а за прошлый год получил компенсацию через юриста троллейбусного парка да и то при увольнении в 1981 году.
 
Следующее предприятие - автобусный парк. Там не было никакого графика. Было всё распределено. Работали мы с Костей вдвоём. Он каждый год уходил в отпуск в сентябре, чтоб у тёщи на огороде копать картошку. Она работала в городской ветлечебнице главным ветврачом и там был для всех общий огород около двух гектаров. Причём, все работяги ветлечебницы на те земли даже покуситься не имели возможности, потому, что первый же покусившийся вылетал с работы по статье за нахождение на работе в состоянии алкогольного опьянения. Вот, принимали каждый день с утра вместо завтрака лошадиную дозу и всё для всех было нормой, а, как только на огород глаз положил, так сразу на освидетельствование и прочь пошёл. А мне Костян уступил август. Чтоб вместе с женой и с детьми поехать к дедушкам и бабушкам. А так, как отпуск был 36 рабочих дней и плюс участие в народной дружине и ещё в пожарной, то у меня был отпуск 42 рабочих дня, то я смело уходил в отпуск в середине июля, но первого сентября, как штык, на работе.

Но пришёл тот день, когда сменился начальник автопарка и моя лафа закончилась. Ну, вот представьте, работал я слесарем-карбюраторщиком по шестому разряду и получал деньги за совмещение профессий, как слесарь по ремонту отопительных устройств автобусов. И получалось у меня триста рублей в месяц. А пришёл новый начальник, пересмотрели мои документы в кадрах, оказывается, что я по записи в трудовой слесарь по ремонту топливной аппаратуры дизельных автобусов. И моё совмещение вменили мне в обязанность. Да ещё, что пятый разряд может иметь только бригадир, а у нас в цехе два работника и это никакая не бригада, приписали нас к бригаде автоэлектриков, где был уже свой бригадир, и у нас рубанули разряд. Мы остались, как и вся страна, со 180 грязными рублями, что на поверку оказалось 162 чистых. Мы и подали заявления на расчёт. Я ушёл на железную дорогу и назад не вернулся. Костяна уговорили, вернули разряд, а может быть он и не уходил, просто передо мной воду мутил. Ему просто некуда было податься потому, что он в той профессии был с 16 лет и в автопарке отработал уже лет пятнадцать.

А я остался на железной дороге. Где отпуск был по графику. Но там были свои условности.
Основная масса работников ходила в отпуск по обычному графику. Лето - раз в четыре года и дальше по кругу, после лета - весна, потом зима, потом осень, потом лето снова. Месяца расставлял отдел кадров. Инструктор толко составлял прикидочный календарь отпусков, а всё остальное - там рулил отдел кадров по своему усмотрению.

 Но и у инструктора были свои сложности. Афганцы, чернобыльцы, участники чечни, по справке от тубдиспансера гуляли только летом, а по сути, шли в отпуск по заявлению работника, могли разорвать отпуск и гулять по частям (правда, никто такое не практиковал. После не разберёшься с зарплатой и премиальными, которые приходили через месяц и через два, в зависимости от того, какая это была премиальная надбавка, прогрессивная, или выслуга, или за преданность компании). Потом шли рыбаки. Это были несколько человек, которые весной ездили на рыбалку на Ахтубу, традиционно, на протяжении уже лет двадцати, потом несколько человек гуляли с 20 декабря и по начало февраля. Мудро поступали, потому, что отпуск расчитывался по рабочим дням, а в новогодние праздники их выходило до 12 дней. А ещё были те машинисты, которые были на подхвате, которые в любой момент могли заменить инструктора на время отпуска или болезни. Когда я просёк всю эту кухню? Да уже в те времена, когда стал руководить колонной. И мог противостоять кадровичке. Постоянно война была, поэтому я свою колонну расписывал в отпуск до дня, согласовал у начальника, у психолога и юриста с оговоркой, что работник имеет право на экстренный уход в отпуск по причине, ну и ряд причин, где указывалась смерть близких родственников в одном из удалённых регионов. Так же указывались причины, по которым руководство могло перенести отпуск работнику, где основные причины были война и стихийное бедствие, а производственная  необходимость таковой причиной не являлась. И воевал с кадровичкой за каждого человека.  Конечно, воевать одно, но получалось так, что составленный мною график часто нарушался по отношению к молодым машинистам и помощникам и в результате график ломался и не выдерживался полностью. А потом появились хитрожо... деятели, которые покупали путёвки в оздоровительные лечебницы на побережье или в ближнем Подмосковье, часто горящие. Другая категория студенты-заочники. И вот эти товарищи ломали график остальным.
Ну, а сам я гулял в августе-сентябре каждый год в одно время на протяжении с 2001 года и до 2012.