Автограф на память. Гитарист Френсис Гойя

Александр Соханский
                Автограф (от греческого autos – сам и grapho – пишу)
                — собственноручная, обычно памятная надпись, подпись.
                Широко распространён вид автографов, сделанных ad hoc*
                — различные надписи на книгах, портретах и фотографиях.
                Для постороннего взгляда содержание памятной надписи
                представляется традиционным, банальным, трафаретным.
                Тогда как для обладателя автограф имеет двоякий смысл
                как исторический документ и как реликвия. Для него
                за традиционным пожеланием «на память» или подписью
                зачастую раскрывается существенный эпизод жизни.



       В школьные годы в «дворовой академии» я освоил популярные «три аккорда» на семиструнной гитаре, так что мог подыграть аккомпанемент к любой песне. Был бесценным участником любой весёлой компании. На музыкальный слух не жаловался, сам настраивал гитару, подбирал знакомые мелодии. Правда по легкомысленности так и не надумал всерьёз заняться обучением на курсах гитаристов, изучить нотную грамоту. А жаль!
       Потом служба в Советской Армии, работа на производстве. Случайно гитара попала в квартире под протечку и безвозвратно вышла из строя. Возвращаться к прошлому увлечению не стал, тем более, что к этому времени шестиструнная гитара основательно потеснила семиструнную, а приёмы игры на ней оказались совершенно иными. Да и с моими бывшими учителями-гитаристами связь потерялась.
       К этому времени появился новый круг интересов — грамзаписи и магнитные записи, формирование качественных звуковоспроизводящих и записывающих комплексов. Так что с музыкой не распрощался, а гитара осталась в числе любимых сладкозвучных инструментов.
       Естественно, что в домашней фонотеке появились записи известных гитаристов, в том числе, бельгийского мастера гитары Френсиса Гойи.

       Френсис Гойя постоянно записывался на пластинки и его дискография не меньше, чем у некоторых звёзд эстрады. Но, тем не менее, он оставался малоизвестным для широкой публики и громкая слава обходила его стороной. Дело в том, что он относился к числу «студийных» музыкантов, аккомпанирующих популярным исполнителям. Однако профессиональный уровень и мастерство этого «студийного» музыканта были столь высоки, что поневоле он стал знаменитым и начал выступать с самостоятельными концертами, записывать сольные диски.
       Вместе с группой «J.J.Band», в которой Френсис играл, он записывает диск в Англии, а затем совершает концертное турне по Великобритании, Швеции, Дании, Франции и ряду африканских стран, получает приглашение выступить в Бразилии с серией концертов по местному телевидению.
       Первый большой диск гитариста «Ностальгия» появился в начале 1976 года в Голландии. Диск издавался миллионными тиражами, продавался по всей Европе и стал «золотым».

       В моей фонотеке одним из первых  появился диск-гигант «Франсис Гойя в Москве», выпущенный фирмой «Мелодия» в 1982 году. Гитару Френсиса сопровождал инструментальный ансамбль А.Цадиковского и на подпевках мужская группа Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением К.Птицы.
       Малопонятен принцип и цели автора подбора репертуара диска, но все песни исключительно старинного русского происхождения. Это «Калинка», «Из-за острова на стрежень», «Эй, ухнем!», «Полюшко-поле», «Однозвучно звенит колокольчик», «Очи чёрные» и тому подобное. Правда к ним примешалась украинская народная песня «Реве тай стогне Днiпр широкий». И затёртые до дыр «Подмосковные вечера». Кроме них ни одной советской русской мелодии! Будто не было и нет великолепных современных композиторов.
       Видимо, по понятиям редакторов–эмигрантов это до сих пор самые популярные песни русского народа. Даже удивительно, как на диск не попала пресловутая «Катюша», слова которой просто обязан знать самый последний африканец, посетивший Россию.
       Следует отметить, что этот диск всё же звучит очень ярко, аранжировки выполнены на высоком уровне, а сам Гойя играет блестяще. Настоящий памятник-1982 дореволюционной русской песне!

       Вскоре к описываемому диску к моей коллекции добавились ещё два от фирмы «Мелодия», на которых собраны наиболее популярные пьесы гитариста, достаточно полно отражающие особенности его творчества, создающие мягкое, задумчивое настроение.

       Мастерство одарённого эстрадного гитариста пользуется известностью во всём мире. Немудрено, что я рванул за билетами, как только узнал о гастролях Френсиса Гойи в нашем городе.
       Организаторы гастролей безошибочно просчитали, что анонса не будет и провели концерт в скромном зале Дома Кино «Космос». Действительно немногие тюменцы были привлечены творчеством бельгийского гитариста и зал был заполнен примерно на три четверти.
       По грамзаписям слушатель знал, что гитара Гойи и сопровождающий её оркестр не стремятся поразить слушателя техническим мастерством. Гитара и оркестр — это полноправные партнёры, поддерживающие и дополняющие друг друга. Все готовились к предвкушению высокой музыки.
       Но здесь зрителя ждало потрясение. Вместо ансамбля гитару сопровождал пианист на электропиано. Кроме него и гитариста на сцене никого и ничего не было (на правом фото). Правда на заднике сцены развернули киноэкран, на который для иллюстрации звучащих со сцены мелодий проецировались слайды и видеоролики дельфинов, прибоя, пузырей, распускающихся бутонов, облаков, людей, фонтанов, цветных пятен, а то и самого исполнителя.
       Мы не увидели молодцеватого виртуоза в ослепительно белом костюме-тройке, как на конверте «Франсис Гойя в Москве» (на фото в центре). Вместо этого на высоком табурете далеко, у самого задника сцены, сидел пожилой человек в очках, в джемпере неопределённого цвета и фасона, меланхолично пощипывающий струны цельнокорпусной электрогитары.
       Без оркестрового сопровождения гитарное соло звучало бедно и скучно, тем более, что исполнитель не играл аккордами и все мелодии выводил, преимущественно, на одной струне.
       Не поправило настроения публики и традиционное исполнение «Подмосковных вечеров». Певцов в зале оказалось немного и громкого хора не получилось, хотя исполнитель знаками призывал зрителей к активности.
 
       Но всё же концертом я остался удовлетворен: как-никак видел вживую виртуоза своих грамзаписей — Френсиса Гойю! И даже снял на видео мобильным телефоном несколько сюжетов (см.на фото справа), хотя качество съёмки и звука отвратительные.

       По завершении концерта Френсис Гойя вышел в вестибюль, сел за столик и с охотой раздавал автографы. Самые продвинутые сообразили принести с собой конверты с записями артиста. Я довольствовался автографом на входном билете (фото в центре). Маэстро написал всего одно слово «Bisovs» — «С любовью»  и расписался.

       Вот такие воспоминания и размышления вызвало у меня незамысловатое пожелание кумира миллионов на бросовом клочке бумаги.



       Александр Соханский
               апрель 2019


 

* Ad hoc —латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю».