Вина-искупление

Гадаев Алексей Вениаминович
Вина-искупление
Вина – необходимое условие ответственности.  Для наличия ответственности вины требуется: сознание совершенного  и воля совершить именно то, что совершено.
«Искупление — концепция, при которой лицо предпринимает действия по исправлению совершённого правонарушения со своей стороны, либо путём прямого действия по устранению последствий этого поступка, либо путём прямого действия по устранению последствий этого поступка, либо действия, направленное на благо для других, либо какое-то другое выражения чувства угрызения совести. Искупление «тесно связано с прощением, примирением, печалью, раскаянием, покаянием, возмещением и чувством вины».
ru.wikipedia.org› Искупление
Можно искупить вину посредством самоосуждения и смирения. Этот путь требует признание вины и просьбы о прощении. Это мучительно трудно признать публично, что вина является причиной какого-либо своего данного поступка. Поскольку людям гораздо легче обвинить в своих проблемах кого-то другого.
Смириться человеку с виновностью в каком-либо поступке дается очень не легко. Смирение – это признание вины и просьба о прощении.

ru.wikipedia.org Смирение
«Смирение, кротость — религиозное сознание человека со скромным отношением к самому себе. Проявляется в почтительности, вежливости и отсутствии гордыни.
Смирение — добродетель, покорность, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (Божество, нравственный Идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение, ориентированное только на внешний мир, приводит к ложному смирению, представляющему собой скрытые самоуничтожение, мазохизм или равнодушие. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым[3].
Смирение — добровольное подчинение себя чьей-либо воле. Образ смирения — Иисус Христос:
  возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Мф. 11:29—30)
 
  но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Поэтому и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
(Фил. 2:7—11)
 
Смиренный (усмиренный) кем-то — это насильственный акт над волей человека или даже животного:
  Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила.
(1Цар. 7:13)
 
У Геродота перс Артабан говорит Ксерксу:
Ты видишь, что Бог поражает молнией выдающиеся величиной и силой живые существа, стараясь их уничтожить, малых же Он не замечает. Ты видишь, как Он поражает своими молниями всегда самые высокие сооружения и деревья: любит ведь Бог все выдающееся смирять.
— Борухович В. Г. Научное и литературное значение труда Геродота
С точки зрения на ситуации и обстоятельства жизни, как внешние отражения внутреннего состояния души человека, смирение представляется как целостное восприятие жизни. Смирение раскрывается у человека в процессе духовного роста и выхода за пределы собственного эго, активно контролирующего душу человека и ограничивающего её проявления через создание негативных реакций как способа самозащиты, что разделяет единый процесс осуществления жизни.
С точки зрения, разделяющей чувство достоинство человека на достоинство эго и достоинство божественного начала в человеке, смирение как унижение достоинства эго-личности, не означает унижения достоинство божественного начала, поскольку его невозможно унизить.
Жертвенность  - это  процесс обозначение внешнего врага как источника всех наших бед. Список кандидатов ограничен только нашим воображением. Но, Жертвенность - это и человеческая черта характера, обладатель которой способен пожертвовать чем-то, принадлежащим ему, для блага другого человека, или какого- либо дела.Но весь парадокс сути вопроса в том, что именно размером жертвы и определяется потенциал отдачи, как  готовность к приобретению чего-то большего»
О, жертвенность, добровольная основа для искупления и  спасения от одержимости  самостью повреждённой эгоизмом человеческой природы. О, жертвенность, - исцеление, обновление  и  усыновление некогда  отпавшего от  благодати  человеческого естества. Если в  случае выраженного эгоизма личность выступает  преимущественно в  роли  захватчика, стяжателя и накопителя  всех  материальных  благ и ресурсов,  замыкает  все  энергии  сугубо на   человеческое  эго («Я»),  то в  случае жертвенности личность выступает преимущественно в  роли  отдавателя, донора  и  распределителя  тех  же   самых материальных  благ  и ресурсов, когда  «Я»  не  замыкает на   себя, а совершенно  добровольно отдаёт (жертвует) все  имеющиеся у  него энергии.
Юриспруденция  под «жертвой» понимает соответствующее действие, например, добровольный или вынужденный отказ от чего-либо (имущества, прав, полномочий,  привилегий и т.д.) ради достижения неких поставленных целей или для получения каких-то выгод и преимуществ в будущем. Кроме того, под  «жертвой» может пониматься и дар, т.е. дарение чего-либо, как безвозмездное отречение или уступка  в пользу кого-либо.
Словарь Даля определяет «жертву» как нечто «жримое» (пожираемое) или то уничтожаемое, что отдаётся невозвратно.
Лишения, падения, неудачи, критика, невыносимые  люди, обстоятельства  и т.п.  в системе жертвенности не являются проблемой, а  выступают  одними из наиболее эффективных «тренажёров»  для выработки  жертвенностью  качеств  терпения, усердия,  смирения, кротости и  устойчивости.
Уникальным  защитным инструментом  жертвенности, наиболее  выгодно отличающим  её  от эгоизма, является  её  непоколебимая вера  в  Любовь, которая  помогает  жертвенности даже  в   самых  критических  ситуациях  жизни не  ломаться, не  обижаться, не  сдаваться, не   падать духом  или разражаться  гневом,  а  использовать инструмент  прощения  и любви  для  разрешения  казалось бы  неразрешимых  противоречий, находя   выход там, где   его казалось бы  не  существует с рациональной  точки зрения. 


Вина в уголовном праве – определенное психическое отношение лица к совершённому правонарушению – основной элемент субъективной стороны. Вина может выражаться в виде: прямого умысла: самонадеянности; небрежности.  Вина имеет элементы. Элементами вины являются сознание (интеллектуальный элемент) и воля (волевой элемент), которые в совокупности составляют её содержание. Таким образом, вина определяется деятельностью сознания человека и его воли. Интеллектуальный элемент  означает понимание лицом характера совершаемого им деяния и предвидения возможности наступления последствий. Волевой элемент выражается в желании или сознательном допущении наступлении опасных последствий либо по неосмотрительности, в расчёте на предотвращение (наступление) последствий. Интеллектуальный и волевой элементы тесно связаны. Их сочетания образуют разные формы вины.
Вина без вины – понятие если имел место случай, то не может быть и вины. Поскольку случай заранее предвидеть невозможно, то он характеризуется субъективной непредотвратимостью. Но если бы лицо знало о предстоящем случае, то оно могло бы его предотвратить -  то это вина
Случай – это наступление не предвиденного события и особенно его  предусмотренное совпадение с другим событием
«Представьте себе, что вы совершили ошибку в порученном вам деле, за которое вы были главным ответственным. Конечно, вас будут терзать угрызения совести. А ближние, особенно «понимающие» коллеги, еще и масла в огонь подольют.
Кстати сказать, вполне возможно, в следующий раз вы еще подумаете, а надо ли оно вам. Ведь говорят же, что ответственность без вины не существует. Жизнь, затягивая каждого из нас в круговорот постоянных дел и событий, заставляет нас быть ответственными.
Абсолютно за все, что мы делаем, мы несем ответственность. Однако, все чаще и чаще понятие ответственности становится синонимом вины.
Это чувство, вызванное в человеке осознанием того, что он нарушил моральные нормы. Это полезное, и в то же время коварное чувство, с помощью которой можно прекрасно манипулировать кем-угодно.
Только представьте себе, что достаточно один раз убедить человека в его виновности, даже самой маленькой и незначительной, чтобы долгие месяцы он пытался любыми путями от этого чувства «преступности» избавиться.
Чувство вины всегда очень больно жжет изнутри. Человек пытается доказать свою невиновность, а когда это получается, то наступает облегчение, переходящее в чувство внутренней пустоты.
Проблема вины и ответственности актуальна во все времена. Чувствуя себя виноватым, человек начинает заниматься самобичеванием, агрессивно смотрит на весь мир, обвиняет себя и всех окружающих, но самое главное – бездействует».
Вина
Материал психологос
Вина – крайне разрушительное чувство, которое парадоксальным образом вместо исправления содеянного порождает бездействие и лень. Человек уходит в негативные переживания, порой даже в депрессию, и перестает саморазвиваться.
Так бы сделал человек, воспитанный на чувстве вины, переживающий неприятное эмоциональное состояние. Человек ответственный сделает иначе. Он прямо скажет правду и примет дальнейшие действия для исправления ситуации. Он несет ответственность независимо от наличия вины.
 Дети считают, что ответили за свой поступок, потому что поплакали, извинились и испытали угрызения совести.
Набедокурили – будьте добры исправить. Ваши тысячи извинений никому не нужны, все ждут реальных дел. Ответственность при наличии вины определяется действием с вашей стороны. И чем быстрее вы их предпримете, тем лучше же для вас.
Не тратьте силы понапрасну
Нормальный здравомыслящий человек никогда не позволит себе испытывать чувство вины. Толку в этом никакого. Зачем понапрасну тратить свои нервы, жизненные силы, вечно чувствовать себя виноватым даже в том, что ты не можешь изменить.
Лучше в это время навести порядок в голове и улучшить свою жизнь, а ошибку просто исправить и счастливо жить дальше. Прекратив заниматься самобичеванием, вы почувствуете легкость бытия.
Научитесь быть ответственным – это лучшая защита от манипуляций. Ведь теперь вы легко сможете ответить за свои действия, а не растрачивать свою драгоценную энергию на бесполезные переживания. Есть возможность – исправляйте, нет – не корите и не мучьте себя.
В нормальной полноценной жизни вина вам не нужна. Ведь чтобы стать ответственным, не нужно чувствовать себя виноватым, и, наоборот, если чувство провинности день и ночь съедает вас изнутри, это не значит, что вы самый ответственный человек на земле.
Ответственный огорчается проступком и делает все, чтоб такого не повторилось. Виноватый злится и бездействует. Вот и все принципиальное отличие этих двух непростых явлений.
Для каждого человека очень важно избавляться от постоянного, всеобъемлющего чувства вины.
Вина включает любую форму напряжения, беспокойства, смущения, стыда, отвращения и других пагубных чувств.
Искупление вины через жертвенность. Через жертвенность человек может стать козлом отпущения.
Вина - то, что налагается на человека вследствие нанесения им ущерба, нарушения законов или договоренностей. Виновный - тот, кто должен возместить нанесенный ущерб.
В современном словоупотреблении слово "вина" понимается в первую очередь как чувство вины, как эмоциональное переживание, хотя изначально и многие столетия подряд это слово понималось вовсе не как чувство, а как объективный долг, обязанность материально возместить ущерб.
Смотри, например, вира. Аналогично, по-белорусски "віна" означает "долг". Фраза "ён мне грошай вінен" переводится как "он должен мне денег". Поскольку белорусский язык более архаичен, чем русский, здесь мы видим более раннее значение слова "вина".
Если человек понимал, что он виноват, это значило только то, что он признавал ответственность за свой проступок и необходимость возместить ущерб.
Выбил глаз - виноват, возмести нанесенный ущерб деньгами или скотиной, а виноватое выражение лица и согбенные плечи, как признаки чувств и переживания, не требовались и мало кого интересовали.
Понимание своей вины и чувство вины
Понимание своей вины и чувство вины - разные вещи. "Я виноват" может быть и мыслью, и чувством. Понимание своей вины как некое объективное обстоятельство ближе мужчинам, переживание вины (чувство вины) - женщинам.
Признание вины
Виноватым себя человек считает за то, что было сделано им намеренно. Если я это сделать не хотел - ответственность признать могу, но виноватым обычно человек себя не считает: "Я не нарочно, я хотел как лучше" - я не виноват.
Готовность признать свою вину - показатель ответственности. Чувство вины - естественно и в целом социально полезно, а склонность к переживанию чувства вины - показатель невротизма личности.
Ответственность и вина
В обыденном языке понятие ответственности довольно сильно смешивается с понятием вины. У этих понятий есть важное отличие.
"Кто виноват" и "Что делать"?
Как правило, вместо поиска виноватого мудрее и эффективнее думать о том, что делать. Поиск виноватого, как правило, труден и малоэфективен: виноватые прячутся, врут и оправдываются и даже если удастся виноватого найти и наказать, это вовсе не значит, что ситуация исправлена.
Нашли того, кто разбил чашку - но от этого чашка не склеилась. Вопрос о наказаниях лучше решать не с точки зрения справедливости, а из педагогических и других житейских соображений.
Искать виноватого - как правило, неконструктивно. Более конструктивного - спрашивать себя "Что теперь делать?" и искать решение на будущее. Вопрос "что делать" направлен не на Прошлое, а на Будущее, и обычно быстрее решает собственно проблему.
Ответственность и вина

В обыденном языке понятие ответственности довольно сильно смешивается с понятием вины. Те, кто это смешивает, думают, что ответственные люди более склонны к нервно-психическим расстройствам, нежели менее ответственные, но анализ клиники показывает, это не так.
Вина - это то, ЧТО человек обязан заплатить за нанесенный ущерб. А ответственность - его ГОТОВНОСТЬ это сделать.
«Кто виноват?» (Кто должен заплатить?) - Никто не отвечает… Нет ответственных.
У этих понятий есть важное отличие, которое можно выразить следующими формулами:
• Переживаю своию вину - переживаю и пла;чу (утираю сопли и слёзы). Вину обычно признают за тем, кто нанес ущерб намеренно или в силу преступной халатности.
• Беру ответственность - делаю и плачу; (деньгами, репутацией, здоровьем и т.д.). Ответственность обычно признается независимо от намеренности: кто сделал - тот и отвечает.
Чувство вины - переживание, навешиваемое на тех, кто сам платить не хочет.

Параноик и жертвенность

Автор - А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
Жертвенность и жертвоприношение
Паранойяльный человек может выдержать много испытаний, невзгод, лишений, пытки, репрессии, даже принять смертную муку за свою идею.
Монах Джордано Бруно 12 лет шел к костру на одной из центральных площадей в Риме, где ему спустя века поставили памятник. А ради чего ? Чтобы не говорить того, что не считал истиной.
Вот Галилей, когда его прижали инквизиторы, отрекся от истины и только «в кулуарах» произнес трагически знаменитую фразу: «А все-таки она вертится!» А Бруно свою истину декларировал не в кулуарах, а в лицо мракобесам.
Когда летит на пламя мотылек,
О смерти он своей не помышляет.
Когда олень, от жажды изнемог,
Спешит к ручью, он о стреле не знает.
Когда сквозь лес бредет единорог,
Петли аркана он не примечает.
Я же лес, в огонь, к ручью себя стремлю,
Хоть вижу стрелы, пламя и петлю.
Это стихотворение встретилось мне в трактате «О героическом энтузиазме» Джордано Бруно. Он приписывает его поэту Тансилло, но, возможно, что это псевдоним самого Бруно. Так или иначе, оно выражает ту идею жертвенности, которая бывает свойственна паранойяльным людям. Прекрасные стихи, прекрасное и трагическое содержание.
Но больше, чем идея жертвенности, паранойяльному свойственна идея жертвоприношения.
Даже сыновьями жертвовали паранойяльные (Авраам, Петр I, Сталин), не говоря уже о чужих по крови людях. Жертвоприношение и жертвенность часто идут рядом. Если я жертвую собой, то имею якобы право принести в жертву и других, потребовать от них жертвы. В жертву должно быть принесено иногда даже право на смерть, на суицид. Христианская религия запрещает самоубийство, оно карается адом. А в стихотворении поэта послевоенной и шестидесятнической эпохи Бориса Слуцкого «Кельнская яма» есть строки:
А если кто больше терпеть не в силах,
Партком разрешает самоубийство слабым.
То есть в принципе не разрешает, но в порядке исключения может разрешить. Вот так!
Увы, сами паранойяльные все-таки зачастую почему-то не хотят быть жертвой. Они посылают на смерть («Но человека человек послал к анчару властным взглядом»), а сами погибать не хотят.
В фильме о Ломоносове сценариста Осетинского и режиссера Прошина есть такой эпизод. Паранойяльный лидер-раскольник собирает всех в деревянной церкви для самосожжения, а сам выбирается потайным ходом. Юный Ломоносов упрекает его: «Детей и баб пожег, а сам не сгорел...»
Такая вот нравственная «диалектика» свойственна некоторым паранойяльным.
Вместо упреков и обвинений
Воспитанные люди упреки и обвинения используют редко. Учиться общаться без обвинений - стоит. Пока отношения нормальные, старайтесь избегать упреков и обвинений, это поможет быстрее добиться нужного результата и поддержать хорошие отношения
Если в конфликте один обвиняет другого, как правило, это не интеллектуальное, не разумное, а эмоциональное решение. Чаще это результат того, что в душе бушует негатив, хочется другого ударить, а обвинение - это сильный удар. Обвинять - это копаться в прошлом, это не конструктивно. Как типичные конфликтогены, бытовые обвинения порождают желание ответить тем же и провоцируют развития конфликтов. Как действовать более грамотно - смотри Вместо обвинений, Разумное поведение в конфликте и Предупреждение конфликтов
Бытовые обвинения в воспитании детей не только не эффективны, но и вызывают в ребенке желание вести себя плохо. Смотри Бытовые обвинения в воспитании детей
Чаще всего люди кидаются бытовыми обвинениями необдуманно, их не замечая. Научитесь замечать свои обвинения и очистите от них свою речь. Как?
Составьте список своих типичных фраз - бытовых обвинений (До каких пор… Как ты могла? Из-за тебя… и др), напечатайте на листе А4 крупным шрифтом и повесьте дома на видном месте.
Попросите своих близких подсказывать вам, когда вы забываетесь и они эти фразы от вас слышат. Когда вам подскажут - сделайте (например) 10 приседаний, поблагодарите, и извинитесь перед тем, в чью сторону вы эти упреки использовали. Повторите свое обращение с правильной формулировкой, в виде просьбы. Смотри Как отучать себя от обвинений
Упрек - маленький удар. Хорошо, когда удар наносится не со зла и его можно выдерживать.
Вместо обвинений используйте просьбы и предложения. «Почему ты тут сидишь, мне на кухне не помогаешь?!» - «Помоги мне, пожалуйста, на кухне, мы быстрее приготовим завтрак!» «Из-за тебя мы опоздали!» - «У меня к тебе просьба - в следующий раз подготовь все свои вещи заранее, чтобы мы не так торопились»
А как говорить о том, что тебе не нравится, чтобы это не звучало как упрек? Всего две вещи: скажите об этом спокойно и не категорично, в готовности обсудить свое мнение. "На мой взгляд, ты сейчас резковат" - если это сказано спокойно, это не упрек.
Практикуйте описание своего состояния (Я-послания). «Ты никогда со мной не советуешься и всегда все решаешь сам!» - это типичное обвинение. Я-высказывание прозвучит более мягко: «Ты знаешь, мне неприятно, когда важные вопросы ты решаешь без меня. Мне важно участвовать в вопросах, которые касаются нас обоих. Я могу быть неправа, но этот вопрос нам нужно обсудить вместе».
Если вопрос серьезный, вы просто ставите вопрос на обсуждение и начинаете договариваться.
Резюме. Пока отношения нормальные,
• Избегайте обвинений.
• Вместо обвинений используйте просьбы и предложения. Вашим обоснованием может быть описание вашего состояния.
• Если вопрос серьезный - садитесь и начинайте вопрос обсуждать.
Нет договоренности - нет виноватых.
Право на чистую совесть.
Возможно, что муж бы не вполне тактичен, когда со своей секретаршей обсуждал свои отношения с женой. Но если жена не предупредил его о том, что ей это неприятно и она против - к мужу претензий быть не может.
Право на чистую совесть в ситуации «Муж вернулся домой под утро».
 Право на чистую совесть - одно из прав члена семьи, зафиксированное в Семейной конституции.
Каждый хороший и любимый всегда. Пока не доказано, что он нарушил договоренности - никаких обвинений. «Тот, кто что-то делает, не нарушая договоренностей, ни в чем не виноват».
• Если я что-то делаю на своей личной территории и не залезаю на территорию общую, тем более чужую - у меня чистая совесть.
• Если я не нарушил никаких существующих договоренностей, то что бы ни волновало или тревожило другую сторону - у меня чистая совесть.
Право на чистую совесть - основа Права требовать выполнения договоренностей.
Если у меня совесть не чиста, мне трудно что-то требовать от другого, тем более на него давить. Если же я знаю, что слезы или наезды другого - это его проблема, потому что моя совесть чиста, я могу попросить прекратить это эмоциональное давление на меня, утешить и объяснить, что все разногласия мы можем решать по хорошему. Без давления.
Например
Жена беременна, устает, ей хочется ложиться уже в 21.00, а мужу нужно работать до 23.00. Поговорили, другого решения, кроме как все-таки мужу работать (по возможности тихо) - не нашли. Может ли жена после этого сердиться на мужа, если она просыпается от его перемещений по квартире? Ответ - нет. Если договорились, что это общее решение, теперь сердиться на мужа нельзя. Муж старается для семьи, муж - хороший. Эмоции - убрали.
Муж приходит домой уставший, хочет поесть, а ни жены, ни ужина нет. Когда жена пришла (очень поздно), выяснилось, что у подруги заболела мама, потребовалась ее помощь. Можно ли сердиться на жену? Если подобная ситуация впервые и договоренностей специальных не было, - на жену сердиться нельзя. Уважаемый мужчина, сделайте себе ужин самостоятельно и ждите любимую жену.

Право требовать выполнения договоренностей
Право требовать выполнения договоренностей.
Плохо, когда в паре один развивается, а другой - нет. Как вы решаете эту проблему?
Право требовать выполнения договоренностей - одно из прав члена семьи, зафиксированное в Семейной конституции.
Оговоренные санкции во имя соблюдения правил и выполнения договоренностей - разрешены. Но мы помним о Праве на чистую совесть: Каждый хороший и любимый. Пока не доказано, что он нарушил договоренности - нет обвинений. Тот, кто не нарушает договоренности, ни в чем не виноват!
Нет договоренности - провинившихся нет.
Давление и санкции зависят от того, какие договоренности: мягкие, средние или жесткие - были нарушены. Смотри Виды договоренностей
Давление и санкции в цивилизованной семье имеют только цивилизованные формы: происходят только по-человечески.
• Перед наказанием - предупреждение и переговоры.
• Наказание не месть, а забота об отношениях.
• Санкции оговорены.
Цивилизованное решение конфликта
Фильм "Непобедимый"
Сильный человек умеет разрешать конфликты без злости, сохраняя доброжелательность.
скачать видео
В любом конфликте можно вести себя как другая сторона, а можно - цивилизованно. Цивилизованно вести себя труднее, но достойнее, и более эффективно в конечном итоге.
Как это - цивилизованно? Что это такое?
Цивилизованное решение конфликта - решение разногласий в соответствии с принятыми правилами и уважением к обоим сторонам конфликта, их интересам и чувствам.
Цивилизованное решение конфликта - это всегда по возможности мирное решение. Если можно решить по-доброму, мы ищем именно такую возможность. При необходимости давить можно, но если это можно сделать менее болезненно или без этого обойтись - используется менее болезненный вариант.
Разумное поведение в конфликте
Обычная схема поведения, решающего конфликт цивилизованным образом, состоит из следующих друг за другом этапов: реагируем по-доброму, переходим к предупреждению, проводим управляемый конфликт. При правильном поведении конфликт удается погасить еще на начальных стадиях, тогда ни предупреждение, ни управляемый конфликт оказываются не нужны.
С кем возможно цивилизованное решение конфликтов?
Цивилизованное решение конфликта возможно не всегда. Оно возможно:
• только между цивилизованными людьми, стремящимися к цивилизованным отношениям.
Всерьез цивилизованное решение конфликтов возможно только с цивилизованными людьми. Дикие - расстраиваются, обижаются, не могут контролировать себя. С ними разговаривать трудно, а договариваться - бесполезно. Соответственно обычная тактика с ними - извинились, отвлекли, замяли - и разбегайтесь. С людьми же цивилизованными - стройте отношения. Сняли остроту конфликта - начинайте самое главное: разбирайтесь по справедливости, договаривайтесь на будущее.
• если обе стороны в достаточном ресурсе (нормальном, здоровом душевном состоянии).
Если даже один человек очень устал и разнервничался, решать конфликт цивилизованно труднее. Если оба сильно не в духе, то даже при общей высокой цивилизованности и культуре - это не время для решения конфликта. Если можно вопрос отложить - лучше отложите.
• при наличии изначально нормальных, здоровых отношений, где люди не имеют друг против друга серьезного негатива, могут друг другу хоть как-то доверять. Если изначально отношения больные и никакого доверия между людьми нет, конфликт цивилизованным образом не решается.

В жизни существует жертва-манипулятор-истерик.
Девушек чаще, чем мужчин, воспитывают в традиции "плакать можно", "не прячьте свои чувства", "плохих эмоций не бывает" и "живите чувствами".
Жертва может и не агрессировать и не истерить. Она может очень ловко манипулировать добрыми людьми ради своих интересах. Причем роль жертвы становиться патологической.

Автор: Н.И. Козлов
Словарь Жертвы
Тот, кто хочет, ищет возможности. Остальные ищут и находят оправдания.
Многие люди привычно попадают в позицию Жертвы только потому, что привыкли к распространенным фразам и оборотам, запускающим жертвенный стиль мышления и переживания. Язык во многом формирует наше мировосприятие, и очистив язык, мы помогаем и нашему мышлению. Какие же фразы, слова и обороты запускают состояние и позицию Жертвы?
Надо сказать, что подобных слов и оборотов – многие сотни, мы приведем лишь некоторые, для примера. Понятно, что многое определяется интонацией и контекстом, тем не менее стоит обратить на:
Из-за …. я не могу ничего поделать! Я не могу работать в такой обстановке! Это ужасно. Кошмар! Мне всегда не везет. Почему такое случается только со мной? Все равно ничего не получится. Это сильней меня. Ну я же не умею! Не могу, у меня такой характер. Как она могла так поступить?! Нет, вы посмотрите! Он/она лезет без очереди! Людей не переделаешь! С этим нужно смириться… Мною всю жизнь пользуются. Я ей ничего не сделала, а она… Мне все это надоело. Мне это никогда не нравилось. Что бы я ни сделала, ему все плохо… Она во всем виновата. У меня никогда нет для себя свободной минутки. Наверное, я плохая мать… Меня никто не понимает... далее смотри внизу статьи.
Курс Н.И. КОЗЛОВА «НЕ ИГРАЮ ЖЕРТВУ»
Понятно, что если всерьез - все это отмазки и способ привлечения к себе внимания. Для человека, который чего-то хочет на самом деле, все преграды преодолимы и несущественны. Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет - оправдания.
Согласитесь, если человек очень хочет в туалет, смешно слышать фразы типа: "Я описался, потому что "не было времени сходить в туалет", "я был слишком уставший", "потерял надежду. Я не верил, что смогу добежать..."...
Все это - отмазки и гнилые оправдания, это - словарь Жертвы, ссылающейся на ужасные и трудные внешние обстоятельства.
Как с этим работать? Выпишите на лист А4 несколько характерных для себя фраз и оборотов и повесьте, как напоминание себе, на видном месте. Если вы будете видеть их часто, вам скоро станет трудно употреблять их всерьез… Во многих случаях полезно вместо фраз и оборотов Жертвы заранее продумать более конструктивные для вас формулировки. Кроме того, полезно найти себе помощника: контролера, кто будет следить за вашими словами и вашими действиями.
Это может быть кто-то из ваших близких или друзей. Теперь у вас появляется игра: если ваш помощник ловит вас на оборотах из словаря Жертвы, он хлопает в ладоши: «Жертва!», а вы должны сделать хлопок в ответ: «Спасибо!» - и сделать три приседания.
Возможно, ваш партнер тоже захочет приседать вместе с вами - и для поддержки, и потому что это просто полезно для здоровья.

А пока - длинный список, типовые фразы из Словаря Жертвы, разбитые по категориям разновидностей уважаемых Жертв. Найдите здесь своё и позаботьтесь от этого избавиться.
Словарь Дурика: "А почему я?", "А откуда я знал?", "Мне не сказали, что так можно", "Мне не разрешили", "Просто так получилось", "У меня не получается", "У меня такой характер!".
Словарь Беспомощного: "Здесь я бессилен", "Обстоятельства сильнее нас", "Люди не меняются", "Меня так воспитали", "Меня уже поздно переделывать", "Меня никто не слушает", "Все бесполезно", "Все, что я делаю - это пустота", "Все это чушь", "Все зря", "Это все равно никому не нужно", "Я ничтожество", "Я ни на что не способен", "Люди идиоты", "Что я вообще могу?", "Я ничего из себя не представляю", "Все тяп-ляп", "Руки не из того места растут", "Я никому не нужен", "Я глупый", "Я неудачник".
Словарь Мученика: "За что мне все это?", "Жизнь несправедлива", "Меня все раздражает", "Меня никто не понимает", "Мне все надоело", "Мне всегда не везет", "Мне даже собой некогда заняться", "Мне приходится все делать самой!", "Мне так не хочется все это делать!",
Словарь Скандалиста: "Какого черта!", "Это ужасно! Кошмар! Безобразие!", "Как же меня это достало!", "Если бы не эти выскочки, у меня бы все получилось", "Мне даже никто не поможет!", "Если бы ты любил меня, ты бы так не сделал", "Какие все вокруг наглые!", "Они должны вести себя приличнее!", "Так нечестно!", "Ты все время давишь на меня, и мне приходится делать так как ты хочешь", "Ты должен извиниться передо мной", "Я всю жизнь работала, что бы прокормить тебя, и никакой благодарности!".
Словарь Боящегося: "Не знаю, как-то боязно", "Мама, мне страшно!", "Я боюсь оставаться в темноте!", "Не уходи, мне без тебя страшно!", "Как ты можешь быть таким спокойным, а если что-то случиться?".
Упражнение "Не играю жертву" направлено скорее на воздержание от каких-то действий. А что если сделать другое упражнение "Играю Автора". Это означает, что я каждый день совершаю один авторский поступок или действие. Авторский - означает, что я его автор, меня никто не заставляет и не обязывает его делать, я сам решаю. На работе я могу сделать что-то сверх своих обязанностей, дома - также. В конце концов сделать приятную неожиданность близкому человеку - тоже авторский поступок. Поэтому мудрые люди составляют свой Словарь Автора:
• Я решил ...
• Я предпочитаю …
• Я счастлив …
• Я испытываю нужные мне чувства
• Никто никому ничего не должен
• Я могу выбирать свою реакцию
• Я могу подготовиться…
• Я могу держать себя в руках
• От моих усилий многое зависит
• Я сделаю.

Причины и выгоды позиции Жертвы
Я боюсь. Я никогда не осмелюсь на это!
За позицией Жертвы обычно стоит либо бездумность, привычка сваливать ответственность на жизнь и окружающих,  либо та или иная внутренняя выгода. Если человек демонстрирует беспомощность, то, с большой вероятностью, он делает это для кого-то и с определенной целью, то есть адресно и целесообразно.
Основные выгоды позиции Жертвы хорошо описываются как четыре причины проблемного поведения:
• Страх, избегание неудачи
Для большинства взрослых людей страх является причиной, которой они оправдывают свою бездеятельность.
• Привлечение внимания
Другой причиной может быть желание привлечь к себе внимание.
• Борьба за власть.
Курс Н.И. КОЗЛОВА «НЕ ИГРАЮ ЖЕРТВУ»
Причиной стать «жертвой» часто является желание обвинить кого-либо, чтобы впоследствии почувствовать себя правым.
Например, останавливает Васю гаишник, а Вася уже заранее продумал план разговора с ним, до такого финала, что в итоге должно получиться что он (гаишник) - плохой, а Вася хороший. И пострадал ни за что! Другими словами - Вася «жертва». Как вдохновлённо потом Вася(и) рассказывают всем какие гаишники всё таки гады! А он ведь совсем не виноват был! Как правило таких Вась гаишники очень любят останавливать, послушно исполняя их желание быть жертвой.
• Мстительность
Позиция Жертвы и типы личности
Позиция Жертвы более всего характерна для массовой личности, как проявление бездумности, трансляция нулевой позиции восприятия. Позицию Жертвы чаще всего выбирают Паразиты и инфантильные личности, в нее нередко скатываются Романтики. Позиция Жертвы характерна для Переживательной личности, большой частью - для Мученика. Позицию Жертвы также чаще выбирают женщины, когда опускаются до бабского поведения. Смотри Женское и бабское
Позиция Жертвы как форма привлечения внимания
Позиция Жертвы - великолепный способ получить себе дополнительное внимание.
Если я сразу все сделала - я просто все сделала, а внимания не получила. А если я могу долго рассказывать, как все трудно и ужасно из-за моей низкой самооценки или моего перфекционизма (или других проблем), то внимание мне обеспечено.

Автор: Н.И. Козлов
Человек, который выбрал быть Жертвой
Он хотел быть космонавтом, но превратился в вахтера. Он думает, что он не виноват просто в седьмом классе у него не сложилось...
Этот мальчик уже вполне выучил, освоил роль Жертвы и умело ею пользуется. Наверное, с возрастом он станет профессиональным несчастным и профессиональным больным. И у него обязательно будет больное сердце...
Существуют ли действительно слабые люди? Или есть только те, кто научился профессионально разыгрывать из себя Жертву? Занятие проводит проф. Н.И. Козлов
Страдалец, что ты несешь свое несчастье, как флаг? У всех были свои потери, и что теперь мы с этим будем делать? Страдать всю жизнь?
Жертвой считается тот, кто пострадал от каких-то обстоятельств или чьих-то действий. Человека сбила машина - он жертва ДТП. Это - объективное положение вещей. Но в практической психологии Жертва - не объективное положение вещей, а нечто субъективное, а именно выбранная роль и внутреннее состояние человека.
Какие черты и основные признаки этого состояния? Самые яркие, очевидные и заметные, это: жалобы и описание проблем, обвинения и оправдания (комплекс страдания); опущенные плечики и несчастные глаза, состояние "Я ничего не могу" (состояние беспомощности) и отказ от ответственности, перекладывание ответственности (безответственность).
Вот очень характерный комментарий к статье "Жизненный сценарий": "А что делать, когда есть цели, и шаги ты знаешь..... но откладываешь и не делаешь, и понимаешь, что и твоя жизнь и будущие цели тебя не радуют, самомотивация не работает, даже ради своего рода, и руки опускаются. Собираешь себя, надо действовать.... и снова откладываешь..... И так по кругу..." - Вы видите, человек великолепно научился жаловаться, и более, похоже, не научился ничему.
Как человек страдающий, Жертва противоположность человеку в состоянии внутреннего Хорошо. Ему плохо, а не хорошо. Как человек беспомощный и безответственный, Жертва противоположность Автору. Жертва - тот, с кем сделали, чьи действия или переживания оказались следствием и кто за происшедшее не отвечает. А Автор - тот, кто делает и отвечает за свои действия.
Из страдания и "беспомощности" Жертвы вытекают все разнообразные следствия: чувство страха, игра на жалость, а когда-то злость, обида и готовность обвинить всех, кто виноват в ее страданиях и кто несчастной жертве не помогает. Позиция Жертвы суммирует в себе негатив, деструктив и безответственность. В легкой ситуации Жертва может быть вполне активна (например, обвиняя и мстя), в трудной ситуации опускает руки, демонстрирует беспомощность. Состояние Жертвы - это страх, детский сад, беспомощность, желание обвинить окружающих. Агрессия чередуется с аутоагрессией, в отношениях разыгрываются разнообразные манипулятивные игры. Человек в позиции Жертвы представляет себя человеком слабым, но, как правило, это обманка: это профессиональная игра, где человек играет привычную для себя роль обиженного и несчастного.
"Я страдаю и ничего не могу поделать из-за (вас, погоды, правительства, собственной бессознательности, чьих-то злых умыслов...)"
Курс Н.И. КОЗЛОВА «НЕ ИГРАЮ ЖЕРТВУ»
В курсе 7 видеоуроков. 
За позицией Жертвы обычно стоит либо бездумность, привычка сваливать ответственность на жизнь и окружающих, либо та или иная внутренняя выгода. Состояние Жертвы обычно начинается как копирование поведения окружающих, после превращается в манипулятивную игру и используется в связи с теми или иными внутренними выгодами, а в конце концов становится личностной позицией и привычной ролью, обычной дурной привычкой. Любопытно, что поведение Жертвы, как правило, провоцирует нападение на нее.
Позиция Жертвы детям с рождения неизвестна и осваивается вместе с другим социальным багажом, с другими социальными умениями и навыками. Дети видят многочисленные социальные образцы и активно учат позицию Жертвы где-то с трехлетнего возраста, примеряют ее к себе, изучают, как на нее реагируют окружающие (в первую очередь родители) и обычно начинают ее использовать не постоянно, а в определенном кругу ситуаций. Позиция Жертвы нередко оказывается - выгодна... Позиция и состояние Жертвы обычно начинается как копирование поведения окружающих, после используется в связи с теми или иными внутренними выгодами, а в конце концов становится дурной привычкой. Поведение и состояние Жертвы - продукт социального научения, но если мы чему-то обучились, то мы можем от этого и отучиться. Разумные люди, поняв, что им позиция Жертвы не к лицу, себя от этой привычки отучают, осваивают позицию Автора.
Что делать с теми, кто часто играет в несчастную Жертву?
Позиция Жертвы легко запускает треугольник Карпмана - конструкцию межличностных отношений, когда на помощь Жертве для защиты ее от Агрессора призывается Спаситель, при том что через несколько ходов Спаситель сам же обвиняется в том, что он пособник Агрессора... Короче, что делать с теми, кто активно и с энтузиазмом играет в Несчастную жертву и звонит с плачем вам по ночам?
Автор и Жертва в практической психологии
Как правило, смена клиентом своей позиции на авторскую должна быть подготовлена как установлением контакта с психологом, так и нормализацией состояния клиента. Если девушка совсем в разобранных чувствах, глаза плавают или в слезах, то требовать от нее позиции Автора - преждевременно, до этого нужна работа с эмоциями и состоянием клиента.

Автор: Н.И. Козлов
Что делать с теми, кто часто играет в несчастную Жертву?

Ситуация из жизни деловой женщины: проживите ее, как свою. Уже поздно, вы устали и собираетесь ложиться спать, но вдруг раздается телефонный звонок. Вы поднимаете трубку — и слышите голос подруги… На этот раз подруга совершенно никакая, плачет навзрыд, и сквозь ее рыдания вы с трудом понимаете, что она на грани, что муж ее третьи сутки беспробудно пьет, что она нашла его записные книжки с телефонами его женщин, и вообще у него недавно родилась дочь от той шлюхи. Вы пытаетесь ее успокоить, но не знаете как. Через полчаса ваших безуспешных попыток подруга бросает трубку, и вы чувствуете, что сделали для нее не все…
На самом деле, вы попали в ловушку треугольника Карпмана. Треугольник Карпмана — это стандартная модель отношений, состоящая из трех ролей: «Жертва — Преследователь — Спаситель». По поводу него существует много исследований, и главное, что вам нужно знать об этом треугольнике, так это то, что вам там не место. Какая бы роль вас там ни привлекала или какую бы роль вам настойчиво ни предлагали - вам не место в этом треугольнике.
Почему?
Курс Н.И. КОЗЛОВА «НЕ ИГРАЮ ЖЕРТВУ»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>
Во-первых, потому что, как правило, весь этот треугольник склеен из вранья. Вы правда уверены, что Жертва есть именно жертва? Вы убеждены, что Преследователь действительно тут преследователь? И, кстати, Спаситель — он правда Спаситель? Не очевидно. Дело в том, что по жизни Жертва чаще преследует сама себя и крепко достает Преследователя, так что в реальности роли скорее обратные, а если когда-то вам это не очевидно, вспомните о «собаке сверху» и «собаке снизу»
Это яркие образы и, по сути, понятия, введенные Фредериком Перлзом. «Собака сверху» — открытая обвинительная позиция, часто с криком, руганью и прочим лаем. «Собака снизу» — тоже активная обвинительная позиция, но — скрытая. Ни одного слова упрека, просто после того, что ты сказал, ее лицо выразило немое страдание, глаза несчастные и влажные, плечи опали, руки нервно перебирают уже мокрый от слез платок… И вы понимаете, что все это — из-за вас. Ваше самочувствие?
Спаситель же чаще всего лишь игрушка в руках Жертвы, то есть жертва сам, и под напором плачущих требований Жертвы обычно более беспокоится о собственной безопасности или репутации. Если он и спаситель, то в лучшем случае для себя.
Во-вторых, проявите здоровый скепсис к безудержным рыданиям несчастной Жертвы и не торопитесь всей душой ее жалеть. Как правило, Жертва действительно в непростой ситуации, но не будьте наивными: плач и стенания Жертвы — это форма драматического спектакля для благодарной публики, где платой является согласие публики поработать на Жертву.
В этой же ситуации можно вести себя и совершенно по-другому. Жизнь часто бывает трудна, но в этом случае кто-то выбирает думать и делать, а кто-то — скинуть с себя всякую ответственность, плакать и ждать помощи от других. Вопрос: кто так выбирает? Почему? И при чем здесь — вы?
Если вдруг к Жертве раздастся звонок с работы или придет почтальон, она им плакать не будет: какой ей в этом смысл? Жертве — плохо, это так, но плачет она вам так горько и громко для того, чтобы вы это увидели и почувствовали, после чего накормили ее вниманием и начали на нее трудиться.
В-третьих, не торопитесь в качестве Спасителя плачущую Жертву — успокаивать. Пожалеть и успокоить горько плачущего человека — реакция, казалось бы, самая естественная, но обратите внимание, обычно это имеет результатом не стихание, а усиление заочных претензий к Преследователю и еще более громкое рыдание навзрыд. Это лучше проверить и убедиться воочию. Обычно выясняется, что декларируемое на словах желание успокоиться ведущим не является, оно идет от слабой и второстепенной части личности Жертвы. А сильной и главной частью своей личности она категорически не хочется успокоиться, потому что на самом деле она хочет не успокоения, а мести своему Преследователю. А если вы, как Спаситель, не хотите этого вместе с ней и предлагаете ей какое-то подлое успокоение, то вы окажетесь — форменным предателем! Отсюда потенциальная агрессивность Жертвы: если Спаситель, по ее ощущению, ее не спасает, то ее гнев обрушивается уже на него, и она становится Преследователем в отношении предателя. То есть только что — Спасителя.
Если вы не являетесь профессиональным психотерапевтом, вам не следует брать на свою грудь такие ситуации и таких клиентов: клиенту вы не поможете, а психотерапевтическая помощь после этого, возможно, понадобится уже вам. Ваша задача — ситуацию только «разрулить», то есть выехать из нее с наименьшими потерями для обеих сторон. Среди адекватных способов поведения в этой ситуации, когда вам предлагают роль Спасителя в этом славном треугольнике, самые простые таковы: 1) открытый протест, 2) мягкий саботаж, 3) «разбуди зверя», 4) агрессивная тупость, 5) загруз работой, 6) заключение договора о предоставлении услуг. Как это? Разберемся по порядку.
Открытый протест
«Я не считаю возможным вмешиваться в ваши отношения. Я сожалею, что у вас это произошло, но в ваших отношениях вы должны разбираться сами». После чего — перевести разговор на другую тему, показывая, что к той теме возвращаться вы не намерены. Это самый простой способ, особенно если отношения могут быть сведены к деловым или вы этими отношениями не очень дорожите.
Мягкий саботаж
В этой тактике следует изматывать жертву долгими расспросами, постоянно сбиваясь на выяснение совсем посторонних подробностей и, по сути, переключая внимания с агрессивного плача на житейскую конкретику. «Да… И когда все это произошло? В четверг? Я помню… Еще дождь такой сильный днем шел. У вас он тоже был?…» В этом случае особенно помогает ваша природная эмоциональная тупость или мудрое ее обнаружение. Минусы этого способа — на него обычно уходит много времени.
«Разбуди зверя»
Плач может идти на разной энергетике: энергичный обвинительный плач говорит о высоком уровне сил и энергии, а тоскливое хлюпанье свидетельствует об энергетическом спаде. В этом случае взбодрить упавшего духом человека может ответный наезд: "Да, а ты-то кто? Он — сволочь, а ты — настоящая тряпка! О тебя только и можно что ноги вытирать, ты же не способна на большее, не способна быть сильной…" - и тому подобное. При таком построении фраз короткая частица «не» сознанием, как обычно, мило пропускается, и реально на человека действуют ваши формулы: «способна на большее», «способна быть сильной». В сочетании с эмоциональной накачкой человек на ответной агрессии натворит великих дел и попозже скажет вам «спасибо». Впрочем, если вы человека хорошо не знаете, не рискуйте: вместо успеха можете получить и суицид.
Агрессивная тупость
Замысел этого приема: исходим из того, что ваш собеседник не очень умен (точнее, в данной ситуации он выбрал роль недалекого человека) и, по сути, он надеется попользоваться вашими мозгами. Тогда, если вы его убедите, что вы туповаты сами и попользоваться ему нечем, ему придется включать голову собственную - что, собственно, и требуется. Конкретное исполнение — среди разнообразных намерений собеседника вы выбираете самое агрессивное (в данном случае: «Хочу с ним развестись!») и начинаете убежденно (и туповато) настаивать именно на этом варианте.
– Он сволочь! Ты представляешь, он встречается с этой стервой из соседнего дома! Гад! Видеть его больше не могу!
– Ты права, нужно себя уважать! Разводись с ним! Завтра же!
– Я всю жизнь ему посвятила, а он… Я не смогу быть с ним под одной крышей! Неблагодарный!!!
– Разводись! (И далее аналогично.)
Протесты: «Ну как я же разведусь, а жить на что?» — игнорируются просто вашей убежденностью: «Так жить нельзя. Надо разводиться!» Все. К вам претензий никаких — душевно вы с подругой, вы понимаете и разделяете ее чувства, другое дело, что ваша слишком твердая позиция собеседника не устраивает. Что ж, это уже дело житейское. Внимательный читатель разглядит здесь вариант способа «доведение до абсурда».
Загруз работой
Люди не любят, когда их загружают работой, и эмоциональный понос обычно кончается в том случае, если «за базар приходится платить». В данном случае вполне уместно, вместо того чтобы беспомощно выслушивать пустые претензии, переключить собеседника на дела его собственные, дела предельно конкретные:
– Он сволочь! Ты представляешь, он… (тут череда обвинений)! Гад! Видеть его больше не могу!
– Ты права, нужно себя уважать! Сделай себе новую прическу (обнови гардероб, езжай на море и отдохни, сходи на психологические курсы).
Или еще конкретнее: "Слушай, ты моя лучшая подруга и должна себя уважать! Я спокойно слушать твои рыдания не буду. Ты хочешь ныть или быть самостоятельной и сильной? Вот тебе телефон парикмахера (психолога, массажиста, фитнесс-клуба)". Далее подробный и настойчивый инструктаж по предложенным направлениям. Возможные отбивки типа «нет сил, нет времени или денег» безапелляционно игнорируются: «Захочешь, найдешь!» или более развернуто: «Если ты сама не позаботишься о себе, о тебе никто не позаботится!». Этот вариант может быть более развернутым, с легким «посочувствованием», но в любом случае он быстрее и эффективнее, чем использование вас в качестве унитаза. Самое любопытное, что иногда этот прием оказывается не только защитой для вас, а прекрасной идеей и руководством к действию для собеседника.
Заключение договора о предоставлении услуг
Это прием и более действенный, и более трудный, поэтому мы рассмотрим его шире и подробнее. Итак, сценарий традиционный: Жертва, пользуясь своим «правом слабого», давит на Спасителя и настаивает, что ее должны обслуживать так, как она хочет, на ее условиях. В соответствии с подходом Синтез-технологии вы помогаете, но не безвозмездно, а в обмен на то, что ваши взаимодействия разворачиваются на основе вашего сценария, по вашим правилам. Как правило, ваш сценарий должен состоять, как минимум, из двух пунктов: самостоятельное формулирование Жертвой запроса о конкретной помощи и выполнение каких-либо дисциплинарных условий, выдвигаемых с вашей стороны.
Но начнем по порядку. Самостоятельное формулирование запроса получить непросто, для этого обычно требуется открытое формулирование вопроса (или соответствующего ожидания), вместе с этим теплота, эмоциональная поддержка и одновременно настойчивость. Такой разговор может иметь, например, такую форму:
– Я тебя слушаю очень внимательно. Вот ты мне сейчас звонишь: а что бы ты хотела от меня получить? Какой, например, помощи?
– Ну мне плохо!
– Да, я слышу. Ты славная и хорошая, и мне очень жаль, что у тебя все так не складывается. Но я не знаю, что тебе сейчас от меня будет лучше, в чем может заключаться моя помощь. Как ты понимаешь, чем бы я тебе могла помочь?
Построчный анализ этого диалога производится здесь...
Если плач прекратился и началась разумная беседа, то все в порядке. Если же нечто нечленораздельное на тему «разобраться» звучит сквозь продолжающийся плач, то необходимо выдвижение дисциплинарных условий. Например, так:
– Ты действительно хочешь разобраться в происшедшем? Мне кажется, ты еще не проревелась. А это очень нужно. Поэтому, чтобы мы с тобой могли как следует поговорить, тебе задание: тебе сейчас нужно пять минут при мне поплакать навзрыд, примерно так, как ты начала наш разговор. Как ты думаешь, у тебя сейчас получится?
Другой вариант примерно того же:
– Нам необходимо договориться вот о чем. (Пауза.) Ты меня слышишь? (Необходимо дождаться ответа: «Слышу!») Хорошо. Если во время нашей беседы ты почувствуешь, что слезы подступают, ты не будешь себя сдерживать и начнешь плакать, но плакать обязательно долго, не меньше трех минут, чтобы выплакать все. Если ты этого не сделаешь, наша беседа будет не очень результативной, а ведь у тебя очень важный вопрос. Ты берешь на себя такое обязательство?
Главный итог этого разговора: вас более тревожить на тему «спаси меня» не будут и вы избежите как обвинений в бесчувственности, так и ненужных вам манипулятивных игр.
Автор: Н.И. Козлов
Треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана - типичная связь трех основных проблемных ролей в человеческих отношениях. Автор этой идеи - Стивен (или Стефан) Карпман, продолжатель идей Эрика Берна.
Чем более без головы ведут себя люди, тем чаще они попадают в треугольник Карпмана.
Согласно этому взгляду, все многообразие ролей, лежащее в основе игр, в которые играют люди, может быть сведено к трем основным – Преследователя виноватых, Жертвы преследования и Спасателя. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь и постоянную смену.
Карпман пишет: «Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей.
Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли».
Тут нужно уточнить терминологию. В синтон-подходе есть противопоставление Автор-Жертва, но тогда как понятие Жертвы в синтон-подходе соотносится с Жертвой в треугольнике Карпмана? Человек в позиции Жертвы - это человек, который ощущает, что от него ничего не зависит, который верит, что в данной ситуации он не может выбирать свое поведение: «Это все из-за них, а что я мог поделать?» Тогда очевидно, что все три роли из треугольника Карпмана, а именно «Спасатель», «Жертва» и «Преследователь» - это все три разновидности позиции Жертвы.
Курс Н.И. КОЗЛОВА «НЕ ИГРАЮ ЖЕРТВУ»
Если вам жалуется подруга, все понятно - она в роли Жертвы. Преследователь - тоже в позиции Жертвы. Почему? Если вы видите того, кто обзывается, кто требует, кричит и допекает бедную Жертву, и вы спросите его «Почему ты это делаешь?», в ответ вы обычно услышите «А что же мне еще делать, если он сам обзывается, («не варит кашу», «нас всех подводит», «все время опаздывает») - что же я должен делать в этой ситуации?». Если человек-Преследователь ощущает что не может действовать по-другому, он находится в позиции Жертвы.
Здесь уместно вспомнить формулировки Перлза «собака снизу и собака сверху». "Собака снизу" - ситуация, несчастная Жертва кусает окружающих своей тоской, воет  так, что всем становится больно от ее воя; «собака сверху» - это когда человек вслух громко кусает: орет, ругается.
Если вы когда-нибудь поговорите со Спасателем на тему «А зачем ты этим занимаешься, почему, и стоит ли это делать», вы можете ощутить к себе ненависть, потому что: «А как же можно здесь не помочь?! Ведь человека обижают, преследуют, он страдает, ему плохо!». Спасатель - тоже заложник, человек в роли Спасателя также опустился в позицию Жертвы.
Основное содержание игры
Жертва провоцирует окружающих, чтобы кто-то выступил в роли Преследователя. Вариант: Преследователь находит того, кто в чем-то виноват, и начинает Жертву преследовать: обвинять, требовать, наказывать. Далее Жертва доказывает, что она здесь ни при чем, что во всем виноваты все другие, включая самого Преследователя, и ищет своего Спасателя, демонстрируя свои страдания и свою беспомощность. Спасатель включается в игру, старается помочь Жертве и защитить ее от Преследователя, но, поскольку это только игра в спасание, он ничего не добивается. За это Жертва обвиняет Спасателя, после чего он превращается в Жертву преследования, а он в Преследователя.
Житейские иллюстрации треугольника Карпмана
Механизмы треугольника
Карпман и работающие в традиции трансактного  анализа психологи полагают, что треугольник этих ролей складывается в первую очередь в силу тех или иных внутренних выгод.
"Если идет некая игра, если есть некие отношения, они выгодны всем участникам системы. Иначе все просто развалилось бы. Если вы в чем-то участвуете – это вам зачем-то нужно. Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в «этом всем» виноваты другие)".
Возможно, что это так. В любом случае, для задач психотерапии это достаточно хорошо работающий взгляд. При этом имеет смысл рассматривать и другие возможности: возможно, основа таких отношений не только внутренние выгоды, но и - неспособность противостоять манипуляциям, некритично усвоенная философия жизни, и - просто жизненные привычки. В этом случае, кроме бесед о выгодах, можно разговаривать о жизненных ценностях и обучать новым, более разумным привычкам.
Выход за рамки треугольника Карпмана
Главное, что вам нужно знать о треугольнике Карпмана, так это то, что вам там не место. Какая бы роль вас там ни привлекала, или какую бы роль вам настойчиво ни предлагали - вам не место в этом треугольнике. Треугольник Карпмана - реальность, но только для бестолковых людей, которые живут чувствами, не имеют четких целей и не умеют себя контролировать, раз, за разом оказываясь в позиции Жертвы. Чем более разумен человек, чем он в большей степени в авторской позиции, помнит свои цели и обдуманно их реализует, тем реже он попадет в этот сумасшедший дом. Как все это реализовать конкретно?

Козёл отпущения
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
.
Козёл отпущения (иначе назывался «Азазель») — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню. Обряд исполнялся в праздник Йом-Киппур (Лев. 16:29, 34) во времена Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.). Ритуал описан в Ветхом Завете(Лев. 16).
Козёл отпущения в иудаизме
В праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов (Лев. 16). Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню (Лев. 16:20—22). После чего, жрец и люди, сжигавшие «нечистых» тельца и козла, и уводившие второго козла в пустыню, мылись и мыли свою одежду (Лев. 16:23—28). Отсюда — «козёл отпущения».
Надо заметить, что в книге Исход (Исх. 29:10) и далее повсеместно в книге Левит есть требование Моисея приносить скот в жертву за грех (искупительная жертва) и во всесожжение (во славу Бога). В зависимости от уровня богатства иудея, за грехи требуется приносить в жертву: тельца (кожа и мясо которого сжигаются вне поселения), козла, овна, козу, горлицу или голубя, муку и зерно.
Трактовка и связь с дьяволом
Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».
Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признаёт существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.
Видимо, именно отсюда возник популярный образ дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх. 32:19—20), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота.
Козла ассоциировали с прикованным в пустыне демоном Азазелем. По другой версии, Азазелем называли скалу, с которой козла сбрасывали в пропасть.
Козёл отпущения в христианстве
В христианской теологии Козёл отпущения иногда интерпретируется как прообраз самопожертвования Иисуса Христа. (1Пет. 1:19; Отк. 5:6, 7:9—17, 12:11, 17:14, 21:22—27, 22:1. Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим, который берёт [на Себя] грех мира» в Иоан. 1:29). «Агнцем» в Библии назывался ягнёнок или козлёнок, а прообразом жертвы Христа послужили все виды ветхозаветных жертв, культ которых появился с незапамятных времен. «Агнцем, ягнёнком» называют также кроткого верующего человека.
Некоторые христиане видят в этом образе сатану. Они считают, что все грехи человечества были возложены именно на Козла отпущения, то есть на сатану, но не потому, что он может принести искупление, что было сделано Христом, а потому, что он должен быть наказан как первоисточник греха.
Понимание Козла отпущения как прообраза самопожертвования Иисуса Христа коренится в идее, что Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества. Он стал искупительным пасхальным агнцем для всего человечества. Поэтому все те, кто верит в Иисуса Христа как Мессию, который пришёл и спас человечество от первородного греха Адама — получают прощение грехов. Для этого лишь надо прийти в молитве к Иисусу, принять его жертву и покаяться в грехах, ибо мы прощены в Иисусе Христе[11].
Метафора
Идиома «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины и настоящего виновника.
Политика и социология
Создание «козлов отпущения» может быть важной частью пропаганды.
Назначение кого-либо «козлами отпущения» может использоваться и как пропагандистский инструмент в борьбе с инакомыслием. Хотя в современном демократическом обществе ущемление прав инакомыслящих противоречит социальным нормам (см. политическая корректность), фактически закон не всегда в состоянии полностью защитить их права.
В международных отношениях «козлом отпущения» может быть назначена какая-либо страна.
Культура
«Козёл отпущения» — сатирическая песня Владимира Высоцкого.
• Мальчик для битья
Мальчик для битья
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мальчик для битья (англ. whipping boy; нем. Pr;gelknabe) — мальчик, которого наказывали, когда принц плохо себя вёл или плохо учился.
Мальчики для битья существовали при английском дворе в XV и XVI веках. Причиной появления мальчиков для битья явилась идея о божественных правах королей, в котором говорится, что короли назначаются богом, и подразумевается, что никто кроме короля не достоин наказывать сына короля. Но поскольку король редко оказывался рядом чтобы наказать сына, когда это необходимо, воспитателям молодого принца было крайне трудно обеспечить соблюдение правил обучения.
Мальчики для битья, как правило, были благородного происхождения, но не всегда — им мог стать и сирота или подкидыш. Чтобы подобное наказание было эффективным, принц должен был испытывать сильную эмпатию к мальчику для битья. В связи с этим, мальчики для битья воспитывались с принцем с рождения, были его компаньонами по играм и учебным занятиям.
Выражение стало крылатым и им называют того, кого заставляют расплачиваться за чужую вину.
В литературе
• В романе Марка Твена «Принц и нищий» мальчик для битья, не подозревая, что «принц» является самозванцем, помогает ему «переучиваться» в тонкостях придворного этикета.
• Детская книга Сида Флейшмана «Мальчик для битья», в которой описываются отношения принца и его мальчика для битья, была награждена «Медалью Ньюбери» в 1987 году.
Козёл отпущения - этим словом обозначают человека, которого обвинили во всех неудачах, возникших проблемах, и провалах, при этом он к этому может быть совсем не причастен