Частная собственность и социальное равенство

Геннадий Гасилов
Для левых главным является запрос на справедливость и социальное равенство. Для правых — на верховенство закона. Для либералов — на соблюдение универсальных прав человека.

Для левых социальное равенство — это, в частности, равенство жизненных шансов и возможностей людей, не зависящее от размеров располагаемой ими частной собственности.

Целью данной заметки является позиционирование прав на частную собственность, на справедливость и на социальное равенство в иерархии универсальных прав человека.

Социальное равенство — это одинаковый статус членов общества, обеспечивающий людям из разных социальных слоёв равные жизненные шансы и возможности. Каждый человек на Земле хочет обладать, как минимум, равными жизненными шансами и возможностями с другими людьми.

Социальное равенство базируется на верховенстве права, то есть на верховенстве закона и юридическом равенстве людей. Право на социальное равенство является универсальным правом человека.

Справедливость — оценка выгодности взаимодействия (отношений) человека  или группы людей с другими людьми и их группами. Каждый человек на Земле хочет, как минимум, приемлемой для него выгоды от взаимодействия с другими людьми,  обществом и государством. Стало быть, право на справедливость так же  является универсальным правом человека.

Поддержка справедливости в человеческих отношениях  ведёт к лишению привилегий одних групп людей и к ликвидации  дискриминации других групп людей, то есть к социальному равенству.

Право человека на частную собственность является его правом на длительное материальное благополучие. На свете очень мало людей, не думающих о длительном материальном благополучии и благополучии потомков.

Размер частной собственности каждого гражданина зависит от размеров наследства предков и от индивидуальных характеристик гражданина — его квалификации, инициативности, отношения к труду и к накоплению и приумножению собственности.

По-существу, частная собственность человека — это материальные и нематериальные законные результаты усилий самого человека и его предков, накопленные для обеспечения длительного благополучия (безопасности) семьи (рода).
 
Частная собственность не является привилегией дарованной человеку законодательством, она — капитал (актив), лишь охраняемый Законом.

Установим позиции прав на частную собственность, на справедливость и на социальное равенство в иерархии универсальных прав человека, используя пирамиду человеческих потребностей американского психолога Абрахама Маслоу (1908 — 1970).

Если рассматривать обладание частной собственностью, как потребность человека, то потребность в частной собственности нужно разместить на втором уровне пирамиды (иерархии) человеческих потребностей А.Маслоу, следующим сразу за самым низшим уровнем (физиологические потребности: пища, одежда, жильё), вместе с потребностью в безопасности.

Если так же рассматривать справедливость, как потребность человека, то потребность в справедливости следует разместить на четвёртом уровне пирамиды А.Маслоу (уважение, одобрение, признание).

Если рассматривать социальное равенство, как потребность человека, то потребность в социальном  равенстве следует уже разместить на самом верхнем, седьмом, уровне пирамиды А.Маслоу (развитие личности, реализация целей и способностей).

Если считать, что универсальные права (потребности) человека с нижнего уровня пирамиды А.Маслоу преобладают над правами (потребностями) человека с верхнего уровня пирамиды, то право социального равенства (равных жизненных шансов и возможностей) не должно иметь приоритет над правами человека на справедливость и на обладание частной собственностью.

Таким образом, право человека на частную собственность (на полное распоряжение законными результатами своих усилий и наследством предков) преобладает над правами людей на справедливость и на социальное равенство.

Если богатые частные собственники в жизни имеют больше возможностей, чем бедные собственники или лица наёмного труда, совсем не имеющие собственности, то это не значит, что ради обеспечения справедливости и социального равенства следует отменять более важное право частной собственности.

Налогообложение объектов частной собственности уже социализирует их: доходы от эксплуатации частной собственности достаются не только собственникам, но и государству, действующему от имени и представляющему интересы всех граждан.

Установленная в этой заметке иерархия прав людей на частную собственность, справедливость и социальное равенство подтверждается и исторической эволюцией большинства человеческих обществ.

Изъятие и раздел чужой частной собственности всегда были правом сильного. Право на справедливость появилось вместе с законодательством, взявшим на себя право сильного и охрану уже существовавшего права частной собственности. Требование социального равенства стало актуальным лишь после признания права граждан на юридическое равенство.