Поэты, поглощённые войной - Самуил Росин

Варакушка 5
 






В местечке Шумячи, Могилёвской губернии, в 1892 году родился Самуил Израилевич
Росин. В бедной семье. Отец - возчик. Учиться не довелось. Много читал.

Стихи начал писать с четырнадцати лет. В Москву переехал в начале двадцатых
двадцатого века.

Первое стихотворение "Подёнщику" опубликовано в 1917 году. И в этом же году
сборник стихов "Раковины".

В последующие годы - "Сияние" (1922г.), "Ко всем нам"(1929г.), "Сыны и дочери"
(1934г.), "Жатва"(1935г.), "Влюблённый"(1938г.)

Доброволец - Самуил Израилевич Росин погиб под Вязьмой в тяжёлых оборонительных боях осенью 1941 года. Фронтовая записная книжка со стихами пропала.




          *****

     Я себе вопрос серьёзный
     Задаю не в первый раз:
     Если час настанет грозный,
     Как ты встретишь этот час?

     Не колеблясь, не тоскуя,
     Можешь ты отдать в бою
     За страну свою родную
     Жизнь и молодость свою?

     Я спрошу и вновь отвечу
     Стуком сердца своего,
     Что врагу пойду навстречу,
     Не жалея ничего,

     Что любимую покину,
     Не позволю провожать,
     Что меня родному сыну
     Не удастся удержать.

     Не смутят ни мрак холодный,
     Ни внезапный блеск штыка.
     Облегчит мой шаг походный
     Мужественная строка.

     1941


          НЕ ВЕРИТСЯ

     Как светел, солнечен мой день,
     Как дружески со мной шагает тень,
     И солнце не ласкало так поля,
     Не зеленела так вовек земля.

     Затишье здесь...
     И целится стволами в небо лес,
     И головой взлетает в небо он,
     Корнями твёрдо в почве укреплён.

     Под лиственной зелёной бородой
     В широких тенях задремал покой.
     И тень под деревом прохладна и темна,
     Не верится, что где-то есть война,
     Что длится бой над молодой землёй,
     Что лес склоняет голову свою
     И брата убивает брат в бою,
     Встают, склоняются, к земле припав опять,
     Чтоб никогда отныне не вставать.

     Вот почему отравлен мой покой!
     Но всё дороже край любимый мой!
     Ещё родней становится земля -
     Долина, луг, реки широкий брод,
     Моя страна, великий наш народ!
     Лес, устремлённый в ясный небосклон,
     Корнями твёрдо в почве укреплён.

     1941


          *****

     Звенит морская синь,
     Сквозит песчаным дном,
     Захлёстан берег
     Солнечным огнём.

     Я - на скале
     Замшелого гранита.
     И, мнится,
     Ухожу
     Корнями в глубь пород.
     Ветвями ввысь тянусь,
     До синего зенита.

     Стою один,
     Смотрю и слушаю,
     Как море плещет спозаранья,
     За валом гонит вал,
     Оттачивает камни -
     Грань за гранью,
     Шурша, шлифует их,
     Не ведая покоя...
     И я твержу себе, твержу:
     И ты будь, песнь моя,
     Отточенной такою.

     1932


          СНЕГОПАД

     Белым-бело,
     Сверканье, блеск...
     Снежок так бел,
     Так непорочен.
     Еловый лес
     Окаменел,
     Лебяжьим пухом оторочен.

     Снег спозоранку
     Порошит
     В полях, в тиши,
     Всё не устанет.
     А там вдали,
     Где край земли,
     Плетутся заспанные
     Сани.

     Последнюю печаль земли
     Увозят прочь.
     Заносит заледь
     И санный след,
     И боли память.
     И там вдали,
     Легко и строго,
     Ложится новая дорога.

     Запорошен 
     Лиловый лес,
     И дремлют
     Дали снеговые.
     И в синем сне
     Всё снег да снег,
     И мнится мне,
     Что мир рождается впервые.

     1941


          *****

     Там, где ивы немой колыханье
     Зыблет лёгкие тени ветвей,
     Буду тёплого ждать я дыханья,
     Отголоска далёких речей

     Росных перлов свежее и чище,
     В розовеющем лоне зари
     Искони тебя взорами ищет
     Та звезда, что пред утром горит.

     1941


          ЧЕЛОВЕК

     Вижу:
     Из пепла возник
     Чудовищный зверь,
     Грозный властитель
     Всех сил, беспощадных и злобный,
     Шаг его равен длине океана,
     Дышит он ядом
     И пламенем брызжет холодным,
     Тёмный воитель.

     Рушит и жжёт,
     Убивает и жжёт,
     И не может
     Залить кровоточащей жажды.
     Его вечный враг -
     Человек созидающий,
     Обуздавший
     И землю и небо.

     Но навстречу ему
     Молодая страна
     В миллионном упоре
     Как один богатырь,
     Поднялась,
     Чтобы с горем и смертью поспорить.
     Трудный час...
     Чёрный час.
     Но и сердцем
     И разумом верю:
     Человек победит зверя.

     1941


Не к нам ли обращены эти строки?..