The Beatles. Within You Without You. Из книги Ian

Андрей Зотов 2
(105) Within You Without You (Harrison)

Harrison: вокал, ситар, акустическая гитара, тамбура.
Индийские музыканты не упомянутые в титрах: дильруба, сварамандал,табла, тамбура.
Erich Gruenberg, Alan Loveday, Julien Gaillard, Paul Sherman, Ralph Elman, David Wolfsthal, Jack Rothstein, Jack Greene: скрипки.
Reginald Kilbey, Allen Ford, Peter Beavan: виолончели.
Neil Aspinal: тамбура
Записано: 15-22 марта 1967 года  в студии Abbey Road 2, 3 апреля 1967 в студии Abbey Road 1, 4-го апреля 1967 года в в студии Abbey Road 2.
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Geoff Emerick
Дата выхода в Великобритании: 1 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)
Дата выхода в США:  2 июня 1967 года (LP: Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band)

Композиция Харриссона “Within You Without You” на записи заканчивается смехом (1), который был добавлен композитором в последний день работы над трэком (это был также и последний день работы над альбомом Sgt. Pepper в целом). Это, слегка перекошенное чувство юмора, несло в себе, как оказалось, глас провидения: этот амбициозный экскурс во фьюжн межкультурализма и медитативной философии был встречен ленивым зевком практически каждым музыкальным обозревателем, кто комментировал трек с момента его выхода. Ввиду отсутствия интересного гармонического содержания, критики сосредоточились в своих нападках на словах песни, называя их дидактическими и давно устаревшими.

Не считая оскорбленых чувств «Поколения Мне» (1), которому было указано на то, как «все мы малы», основной претензией к треку со стороны его противников был налет чувства превосходства и лицемерия в назидательном помахивании пальцем в сторону тех, кто «получает только выгоду, утрачивая душу» («А вы не один из них?»). И все же, глядя на мир через метафизическую призму индийской философии, для Харрисона было абсолютно естественным причитать о том, что люди могли бы спасти мир, «если бы они только знали». Что же касается обвинительного перста - что было довольно плохим тоном в те времена релятивизма и желания преуспеть в жизни – это лишь было знаком того, что чувствовалось в то время, а именно революции в действии: внутренней революции против материализма. Плохо ли хорошо ли это, но руководить революцией невозможно не выбрав в этой борьбе одну из сторон и не указыв на недостатки своих противников.

Харрисон написал песню на фисгармонии в доме своего друга Klaus Voormann после ужина, во время которого разговор зашел о духовной бесплодности современной жизни  («между всеми нами расстояния... и любовь остылая такая»). Именно в этом смысле композиция “Within You Without You” оказалась честью и совестью всего альбома  Sgt. Pepper – своего рода  проповедь, необходимая и принятая в общинном песнопении.
Нередко те, кому было неведомо состояние нравственности в 1967 году, описывают данную композицию, как кляксу на безупречном полотне альбома, ставшим классикой рока, и тем не менее, именно “Within You Without You” является стержневой для понимания мировоззрения, сформировавшего отношение к альбому – отношения, которое было полностью обосновано тогда, и является таковым сейчас.

Как только стало ясно, что “Only A Northern Song” не попадет на альбом, Харрисон, похоже, встряхнулся и отбросив в сторону свои, присущие ему на тот момент негодование и разочарование, решил сделать все, чтобы новый трек занял свое достойное место на альбоме. В дополнение к медленно текущей мелодии в двойном наложении, сыгранной на смычковой лютне –дильрубе (записанную с измененной скоростью в целях понижения тона) Харрисон решил, что трэку чего-то не хватает и обратился к Дж. Мартину за помощью, который в свою очередь написал партитуру для струнных (3). В центральном гате (4) размером 5/8 ситар Харрисона вступает сначала в диалог с дильрубой, а затем перекликается со струнным ансамблем, после чего, подобно сыгранной на арфе, гамма на сварамандале предвосхищает интеракцию ситара и скрипки-соло в свободном темпе ( в этом месте на треке – 3:46 – слышно, как Харрисон тихо отсчитывает момент всупления музыканта на табле). Композиция “Within You Without You” записанная с участием музыкантов  из Центра Азиатской Музыки (без должного упоминания их имен в титрах альбома), которые играли сидя на полу в студии №2 при приглушенном свете и в дымящем ладане, была смикширована с приминением ADT ( системы автоматического двойного наложения) и высокой компрессии звукового сигнала таблы, к которой во время записи были максимально приближены микрофоны. Во всей дискогрфии Битлз нет ни одной композиции, которая была бы настолько стилистически удалена от типичного звука Битлз --- и которая стала выдающимся достижением того, кто познакомился с традициями индийской классической музыки лишь не полных восемнадцать месяцев назад.   


1) Этот фрагмент запаиси со смехом Битлз был взят из незвестного дубля во время одной из сессий по записи альбома Sgt. Pepper (Martin, Summer of Love, стр. 129).
2) «Поколение Мне» - или “Generation Me” – поколение родившихся с 1946 по 1964 год. В Западной Европе и США характеризовалось, как поколение, которое отвергало традиционные ценности и отрицало устои своих родителей. Как группа, данное поколение оказалось более активным, физически развитым и материально обеспеченным, чем любое предшествующее ему, и первым в истории поколением, которое верило, что со временем, мир можно изменить к лучшему .
3) Не проявляя особого энтузиазма, Дж. Мартин постарался, как мог, передать идиому, тщательным образом вписывая ( в партитуру) микротональность слайдов, которые музыканты Лондонского Симфонического Оркестра должны были сыграть.  Трек не произвел особого впечатления на Мартина во время записи, хотя в ретроспективе он изменил свое мнение: « На самом деле – это очень хороший трэк» (Его партитура к Sea Of Time на звуковой дорожке к Yellow Submarine содержит, как любящюю дань Харрисону, мелодическое цитирование из “Within You Without You” ).
4) Гат – мелодический отрывок, написанный к определенной раге – музыкальной форме в рамках индийской классической музыки.