О презрении к миру -1-

Дмитрий Захаров77
                «О, как мои слабые нервы выдерживают
                такую гигантскую дозу раздражения!»

                В.В. Розанов

                «Презрение к миру есть любовь к вечному,
                вынесенная рассудком из наблюдения
                бренного»
               
                Гуго Сен-Викторский


Среди миллиардов и миллиардов звёзд, среди умопомрачающих своими размерами галактик, среди таинственных квазаров, причудливых туманностей, гигантских скоплений межзвёздной пыли, среди снующих комет и метеоритов, среди всех этих чудовищных температур, плотностей, вакуумов, пространств и расстояний,  где-то на периферии одной из ничем непримечательных галактик затерялся наш мирок – Солнечная планетная система с планетой Земля.

 Писатели-фантасты ярко живописуют другие миры, изобретая новые вещества и новых существ, но какими бы новыми они ни были, все они носят какой-то земной отпечаток. Если всмотреться глубже в них – все они не выше земного, все они приземлены. Стоит ли так далеко улетать от Земли, чтобы тут же вернуться на неё? Стоит ли выдумывать новые цивилизации, если во всех них угадывается наша земная? И может это как раз и говорит о том, что никаких других цивилизаций, кроме нашей не существует, да и не существовало никогда? Я уже закрываю лицо от шквала возражений, от града насмешек, от бури протеста. И даже если все эти стихии меня уничтожат, это ничего не изменит. Одного нашего ничтожного мирка достаточно для того, чтобы осознать всю бренность материи и всё величие Духа.

 Зачем без надобности умножать миры?(1)  Многие учёные и неучёные, профессионалы и дилетанты заняты поиском внеземных цивилизаций, тратят на это огромные суммы. Интересно, что они хотят найти, такую же кретиническую цивилизацию как наша или ещё хуже? Сколько бы не существовало вселенных – все они печальный зоопарк жалких существ, не ведающих зачем они существуют. Более того, это зверинец агрессивных и жестоких существ, в глубине которых вечно теплится демон каннибализма.(2)

    Я бы не хотел обнаружить ни одной внеземной цивилизации – одной земной хватает под завязку! Здесь на земле достаточно дерьма – зачем же ещё искать дерьмо внеземное?! Осваивать новые планеты? Лететь на Марс? Зачем? Чтобы чистый Марс превратить в вонючую Землю? Неужели вы думаете, что на Марсе будут яблони цвести? Ну может и будут. Но после этого гнусными бородавками будут «цвести» горы шлаков. Человек после себя оставляет в лучшем случае скатологический ландшафт. Хорошо там, где не ступала нога человека. Но ещё лучше там, где вовсе нет никаких материальных миров.

 Всё экстенсивное познание это просто маниакальное накопление иллюзорных картинок. Томление духа. Освоить Солнечную систему? Чтобы в который раз подтвердить, что человечество распространяется вширь подобно плесени, ничего не понимая и пожирая всё окрест. Какие бы миры не осваивал человек, это не избавит его от иллюзии бытия. Любые миры иллюзорны. Познание этих миров иллюзорно. Реально только сознание. Чем больше человечество накапливает картинок иллюзорного бытия, тем удалённее оно от сознания. Оно утешается в иллюзии и растворяется в иллюзии, и губит себя. Это смерть вторая. И окончательная. Не то что другие миры не нужны, но даже этот единственный земной мир не нужен. Будде было достаточно небольшой части Индостана, чтобы познать, что все материальные миры есть зло и страдание. Вот уж поистине – кого не убеждают несколько фактов, того не убедят и миллионы фактов. Кто не видит истину в малом, тот её не увидит и в большом, тот её вообще никогда не увидит.

Даже если и существуют инопланетные цивилизации, они нам ни о чём не говорят и не скажут. Для сознания достаточно одной точки – ему не нужно их миллион. Для того, чтобы понять, что огонь обжигает, достаточно один раз обжечься. Мы можем констатировать неопровержимый факт: на планете Земля есть существо, которое осознало самого себя, осознало, что есть Абсолют, выше которого нет ничего и быть не может, то есть осознало Бога и осознало свою осознанность. Это есть предел, выше которого ни одно существо подняться не может. Существо, которое достигло этого сознания – человек.(3)  Поэтому человек в апогее своего сознания и есть Абсолют, то есть Бог. Правда такого сознания достигли лишь единицы из миллиардов, но количественный показатель ни о чём не говорит. Если в одной точке возможно качественное исключение, оно возможно и в других точках. Если есть хотя бы одна белая ворона, все вороны потенциально могут быть белыми. Именно поэтому и нет необходимости умножать миры и цивилизации во Вселенной – все они будут похожи друг на друга, различаясь лишь нюансами.(4)

  Сознание не подчиняется принципу дурной бесконечности, создавая свои копии в невероятных количествах. Ему не присуще экстенсивное развитие, а лишь интенсивное. Да и развитием это, пожалуй, не назовёшь. Само в себе оно не развивается, а самосозерцает и самотворит себя. Оно развивается в материи, выкристаллизовывается и выходит из неё. Вот почему ему достаточно одной точки. Несознание, то есть материя развивается экстенсивно, вширь, поглощая пространства, умножая себя до безобразия. Поэтому звёзд – триллионы, а Земля, где есть человек, осознавший Бога – одна. Убедительно это звучит или нет – какая разница? – главное, что это звучит. Вы хотите сказать, что это пустой звук? Если вы это говорите, значит сознание ещё не коснулось вас.

 Для сознания нет ничего пустого. Всё имеет определённый смысл. И в этом колоссальном космическом нагромождении вещества есть тоже некий смысл – показать контраст сознания и материи, насколько сознание превосходит вещество! Такая ужасающая махина материи не имеет сознания, и такое хрупкое, микроскопическое по сравнению с этой махиной существушко, как человек, имеет его.(5)  Эта огромная широта пространств с их объектами резко оттеняет узенькую, как волосок, глубину субъекта, личности. Это и есть тот узкий путь, о котором говорил Бог.

 Можно летать к другим галактикам, сверхгалактикам, можно покорять пространства и времена, можно идти по этой шири, но невозможно нигде уйти от себя, от своей глубины. Глубина твоя, а точнее Бездна, всегда в одном месте, всегда в одной точке – в тебе самом. Любое умножение внешней информации лишь резче оттеняет единственный источник информации – самого себя. Источник сознания – внутреннее. Внешнее же своей миллионной объектностью как раз и говорит о том, что в нём нет сознания, что в нём есть всё что угодно, кроме сознания. Огромное количество высокоразвитых цивилизаций только опровергло бы самое себя – они бы стали серыми и невысокоразвитыми в своей массе. В толпе нет сознания. Толпа действует по принципу вещества – всё, что попадает в неё она ассимилирует, подгоняет под свой серый цвет.

 Сознательный же субъект, индивид напротив хочет раскрыть в другом сознание, его сознание, а не подчинить его своему сознанию. Толпа пытается, но не может подчинить себе личность. Личность всегда вне толпы, даже находясь в ней. Личность самодостаточна. Ей достаточно своего сознания. Даже если толпа раздавит её физическое тело, личность не покорится толпе. Также и дух не покоряется материи. Тератотонные массы материи в виде всех этих галактик, звёзд, атомов и молекул давят на дух, пытаясь его расплющить и растворить в своей массе, но он непобедим. Он ускользает из любых тисков, из любых ловушек. Вся эта чудовищная глыба вещества просто пушинка для духа. И вместе с тем эта глыба коварна – таит скрытую опасность. Эта опасность – материальные удовольствия. Поэтому дух ведёт поистине борьбу с Гигантами. Но, как известно, Гиганты были повержены богами.

 И материальным удовольствиям дух может противопоставить не только свою чистоту, но и духовное удовольствие – божественное блаженство. Кто хоть раз вошёл в целлу его сияющего лона, тот уже никогда не вернётся к материальным удовольствиям. Удовольствие власти, удовольствие богатства, удовольствие секса и удовольствие еды – эти четыре великих удовольствия, которые движут цивилизациями, покажутся ему, в лучшем случае, зубной болью. Кто хоть раз оторвался от материи, поймёт её полное ничтожество.

 Всё это нагромождение звёздных систем с их чётко сбалансированными траекториями и периодами, с их гармоничными движениями и гравитационными полями, не более чем жестокий закон порабощения, гемармен, как называли его гностики, злой рок, который пытается уничтожить всё, что не вписывается в его рамки. Но что он может сделать, кроме как уничтожить материальное тело и использовать его атомы в своих целях? Поэтому Спаситель и говорил, что не надо бояться тех, кто может уничтожить лишь тело, а душу погубить не может.(6)  Но надо бояться самого соблазна тьмы. Это и есть страх Божий. Не Бога надо бояться (Его надо любить), а бояться быть не с Ним, не в Нём, не Им. Это и есть сознание. У материи его нет.

 И пусть по сравнению с этими бриарейскими завалами вещества сознание всего лишь точка, но эта точка перечёркивает своей непобедимостью всю мертвящую силу материи. Достаточно ярко это выразил Паскаль. Но в том-то всё и дело, что сознание и  дух это не точка. Напротив – точка это материя, вся эта монстрообразная система галактик, метагалактик, мегагалактик…

 Это малюсенькая чёрная точка в бесконечном неисчерпаемом Нематериально Свете, как маленькая крошка уголька в огромном, до небес, костре. Кто соприкоснулся с этим Светом, тому станет всё ясно. Физическое тело по сравнению с материальной вселенной величина бесконечно малая. Но сама эта вселенная по сравнению с Духом величина ещё меньшая. И весь это Дух помещается в этом хрупком, жалком физическом тельце. Парадокс? Чудо? И первое, и второе, и третье… Человеческое материальное тело до смешного несовершенно и примитивно. Большую часть времени оно тратит на поглощение, переработку и выделение. Всё, что остаётся – уходит на сон. Все внутренние органы непрочны, немощны, хилы. Их работа оставляет желать лучшего, мягко говоря. Они быстро стареют и изнашиваются. Об их эстетике и об эстетики их функционирования желательно не говорить.

 Не лучше обстоит дело и с внешними органами. Единственное, что спасает их от разгрома критики это божественная форма, которая им предана. И в этом ничтожестве обитает Дух в Своей Полноте? Да! Всего этого сбалансирования и функционирования материальных частей в божественной форме достаточно, чтобы пробудилась душа, заключенная в этот тесный саркофаг вещества. Достаточно всех этих тонких и хлипких нитей, которые сходятся в одном клубке мозга, чтобы пробудилось сознание. Дальнейшее усложнение материи ни к чему. Но и упрощения её тоже ни в коем случае не должно быть. Начиная с той точки, когда в материи пробудилось сознание, она должна дематериализовываться и развоплощаться.

 Материальное тело постепенно должно уступать место телу имматериальному, нематериально-световому, духовному. Для Духа не существует преград – Он летает где хочет. И всегда находится в Своей Абсолютной полноте. Поэтому Он может абсолютно пребывать в этом ограниченном, материальном, человеческом теле. И человеческой материальной физиологии в общем-то достаточно, чтобы проявился Дух, и Он проявляется у большинства, но очень короткими, если не сказать мгновенными вспышками с разными периодичностями, по большей части довольно растянутыми. Чтобы зафиксировать и продлить сознание, чтобы поддерживать горение и сияние Духа в этой материи, нужно преодолевать материю и заставлять саму материю изменять себя и становиться на путь  дематериализации.


  1.Станислав Лем в «Сумме технологии» писал: « <…> тезис о нашем одиночестве в Космосе будет чудовищен, таинствен и поразителен для материалиста и эмпирика, а для спиритуалиста эта мысль будет чудесной и “успокаивающей”». (Лем С. Сумма технологии. М., 1968. С.110). Слово «успокаивающей» можно писать и без кавычек. От этой мысли действительно становится спокойно. Земной мир, земная среда обитания враждебна человеку. Сами люди враждебны друг другу. Внеземной космос с его колоссальными энергиями и массами вещества гипервраждебен человеку. Чего же ждать от других цивилизаций? Поводов для оптимизма нет. Если все цивилизации подобны нашей, тогда лучше бы их не существовало вовсе. Для спиритуалиста высшая ценность – пребывание Духа в Самом Себе, духовная самодостаточность. Для материалиста же высшая ценность – кратковременная материальная жизнь, поэтому множественность обитаемых миров, а тем более цивилизаций (которые также кратковременны как и жизнь материалиста, как и вся материальная Вселенная) для него также представляет ценность. Для спиритуалиста же вся материальная Вселенная (или Вселенные) с мирами и цивилизациями (если таковые имеются) всего лишь мимолётная иллюзия, пузыри на воде во время дождя, как говорил Будда. Станислав Лем в молодости был оптимистом и прогрессистом, а закончил дни пессимистом и мизантропом. И это говорит о том, что он был умным человеком. Правда, поумнел лишь на старости лет.

  2. «Смешно воображать, что на краю космического пространства нас ожидают существа, исполненные мудрости и благожелательства, чтобы повести нас к некой гармонии» (Уэльбек М. Г. Ф. Лавкрафт: против человечества, против прогресса).
 3. « <…> у нас нет никакого основания допускать, будто существуют еще более совершенные умы, чем человеческий» (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Дополнения. Минск, 2005. С. 918.
 4. «Везде есть бог. К чему же переходить с места на место, от одной внешности к другой?» (Сковорода Г. Симфоніа, нареченная книга Асхань о познании самого себе // Сковорода Г. Повне зібрання творів у двох томах. К., 1973. С. 246).
 5. « <…> человек будет всё равно прекраснее, чем то, что разрушило его: поскольку он знает, что умрёт, и знает, что вселенная сильнее его; но вселенная ничего не знает о нём» (Паскаль).
 6. « <…> что за тма наши очи покрыла? Столько пророки вопіют: «Дух, дух! Бог, бог!» Всякая внешность есть трава, тень, ничто, а мы ропщем, тужим, когда плоть наша увядает, слабеет и прах переходит к праху. Можно ли сыскать упрямейшую и жестоковыйнешую нещасливость?» (Сковорода Г. Наркісс // Сковорода Г. Указ. соч. С. 171).