Куединская сторона часть 3

Владимир Русин 2
   
                Бурлит  река жизни  веками и годами , и нет ей начала и нет ей конца.  Жизнь человека, в отличие от времени, имеет и то и другое. Время исчезает бесследно, а  жизнь человека в  обществе  людей  оставляет после себя определенный след. Жили  люди  с пользой для многих  , значит, оставили после себя  яркий незабываемый  след. Без пользы прожили , только для себя – жди нехорошее . Может быть и так : прожил человек долгую-предолгую  жизнь, а вспомнить-то  о нем и  нечего. Но у большей - основной  части людей хорошее  преобладает над плохим.
 Школа-коммуна
          В 1920 году в Федоровском  организуется  школа-интернат  , которую по   веяниям того времени  называли  школой- коммуной. После семи  лет  Первой мировой и Гражданской войны  в  стране царила ни с чем  не сравнимая  экономическая  разруха  и голод. Миллионы  людей остались без крова и без работы , семьи –разлученными  , дети выброшенными на улицу Как только стихли  бои на фронтах Гражданской войны , одним  из первых вопросов власти , был вопрос о детях . Проблема детской беспризорности обострилась  с особой силой в 1921 году , когда на Россию обрушилась губительная засуха. Положение страны стало катастрофическим. Много было детей беспризорных   и  безнадзорных. И вот в Федоровском  , как на островке относительного благополучия  создается такая школа. Таких школ  было немного  , по Осинскому  отделу образования  она имела №5,  была предназначена для детей , эвакуированных из промышленных  городов , детей из плохо обеспеченных местных семей. Федоровская школа имела дошкольное отделение и школьное , приравненное к семилетке.  Дети школьного возраста почти все были местные , а дошкольники в подавляющем  большинстве  эвакуированы из центра . Как пишет В.Ступишин «Федоровская школа открылась в 1920 году , сразу после освобождения от колчаковцев , она заняла под классы бывшую начальную школу , под общежитие для детей соседний «Фоминский дом»  и флигель рядом с ним , под дошкольное отделение «Калугинский» дом и под квартиры для воспитателей «Гулинский» дом.  Основой  педагогического процесса  в те годы являлись программы Единой трудовой школы . Но о нормальных  школьных занятиях тогда оставалось только мечтать . Были ученики , но не было учебников , учебных пособий . Мел и классная доска заменяли и то и другое . Большой заботой было накормить , одеть  и обуть ребятишек . Снабжение продуктами было более чем скромным и не всегда регулярным . Из получаемой мануфактуры рубашки и платья шили в школе» . Школы-коммуны, возникшие в 1919 – 1920-х годах, просуществовали не более пяти лет, но в тяжелые для страны годы сыграли большую роль и в сохранении жизни детей, и изоляции их от влияния улицы. Из выпускников этих школ вышло немало учителей, агрономов и других нужных стране специалистов.
      Здесь я хотел бы немного отвлечься  и поговорить , о сравнении  с прошлым  , о  сегодняшних  наших реалиях ,  на фоне  «процветающей жизни»  в нашу  жизнь вошло страшное слово  «оптимизация» . Сам я  учился  в  Аряжской  восьмилетней  школе  , и что сейчас от неё осталось  , в Федоровском  была средняя школа , что от неё скоро останется ? Беспощадная  зачистка – полное уничтожение того , что оптимизируется , увольнение в никуда работников , которые там трудились. Объекты , подлежащие  оптимизации уничтожаются жестоко и безоговорочно, не помогают ни сбор подписей , ни  призывы  к здравому смыслу , ни обращение к различным инстанциям. После страшной разрухи Гражданской  нищее государство  последние копейки  отдавало детям , а сейчас…., а сейчас это «нерентабельно».
Культурная жизнь
             Началось массовое искоренение неграмотности. В поселке  появились новые профессии – избач и книгоноши, в задачу которых входила пропаганда  чтения  среди населения. Федоровский избач уже не ждал посетителей, он ходил по дворам, ездил на полевые станы  приглашая людей на вечера в избу-читальню и убеждая, что учиться грамоте никогда не поздно. А изба-читальня, в свою очередь, превратились в своего рода  клуб: там не только читали книги и газеты, в них вели беседы, проводили лекции, читали доклады, начала  развивалась художественная самодеятельность и даже показывали первые киноленты.      Из книги В.Ступишина  :  «В одном из помещений  мастерских  устроили сцену , оборудовали зал простыми дощатыми скамьями и поставили одну железную печку . Помещение было большое , холодное и довольно мрачное . Лучшего пока не нашлось . Зимой 1921 -1922 года  тут ставили спектакли и концерты . Декораций не было . Их писали на лубьях , рогожах из мочальных кулей . Не было дров . Их по полешку приносили с собой зрители . Ставили литературные  концерты  , брались за такие пьесы как «Бедность  не порок»  Островского . В ту тяжелую зиму  зрелища  были нужны так же , как хлеб , вкус которого стали забывать. Надо было чем-то занять молодежь, дать ей возможность и собраться   повеселиться. В 1922 году «театр»  перевели в пустовавшее здание бывшей больницы. Объединили  две комнаты в одну. Получился небольшой зал с маленькой сценой .Стены в помещении побелили . По трафарету набили бордюр, расписали потолки , В простенках развесили портреты . Использовали  нашедшиеся в «запасе» электрические бра в качестве светильников. .В помещении имелось , кроме зала , небольшое фойе  и уборная  для артистов , было тут тесновато , зато тепло и уютно . Теперь спектакли проходили при полном зале . После спектакля организовывалась непременная кадриль . На вечера съезжалась молодежь из окрестных деревень». В.Ступишин пишет: « На наши вечера сюда приезжала молодежь и из Аряжа. П.Ф. Трошев, сам любитель самодеятельности, привез в Федоровский старичка режиссера П.И. Захарова и качество наших постановок стало заметно лучше».
Рыночная торговля.
        В этом же году совхоз   решил восстановить рыночную торговлю . Объявили по соседним селениям , что в Федоровском  , как  и прежде , по субботам будут проводиться базары , и приглашаются  крестьяне со своими  продуктами . Ожидая приезда крестьян , надо было выдвинуть и какую – ни будь   встречную торговлю. Ни одной  лавочки , никакого  магазина в Федоровском не было . НЭП ещё не распространился  на  федоровский  рынок . Кооперации   тоже не было . А в те годы , как говорили , «деньги жгли руки» . Их нельзя было задерживать  . Курс рубля ежедневно понижался . Поэтому крестьяне продавали свои  продукты только в том случае , если могли получить на свою выручку какой-то товар , т.е. что-то купить для себя ( в принципе  - обменять)  . В запасе совхоза  выбрали годами лежавшие там не нужные в хозяйстве материалы  и бытовые вещи : проволоку , хозяйственное литьё , ведра, топоры, лампы и что-то ещё  , и в свободных  помещениях бывших  лавок  организовали распродажу этих товаров . Вскоре  в Маркидоновке  организовалось  сельскохозяйственное товарищество , а  в Бую потребительское   общество . И то и другое открыли в Федоровском свои магазины. Еженедельные базары и постоянная  торговля возродились вновь. В  1924 году вступила в силу новая денежная реформа . До 1924 года  реальная стоимость 100 тыс. совзнаков равнялась стоимости одной дореволюционной копейки. В обращении находились царские кредитные билеты, пятаковки, «керенки», и «совзнаки», многочисленные суррогаты и местные выпуски. Страну поглощала натурализация хозяйственных отношений, ведущая к окончательному расстройству денежной системы. После реформы в обращение  вступили серебряные и медные монеты , билеты Государственного  Банка «червонцы»  и рубли в золотом исчислении  . Цены на крестьянские продукты и товары промышленного производства установились на уровне довоенных  (до 1913 года) цен. Миллионы и сотни тысяч рублей были заменены рублями и копейками. Рынок наполнился и продуктами и промтоварами . Жить стало лучше . Жить стало и веселее. В эти годы в Федоровском имелись партийная и комсомольская организации. Появились юные пионеры –ленинцы .Имелся профессиональный союз работников Земли и леса. Молодежь стала увлекаться спортом , прежде всего футболом . В обиходе появились велосипеды , домашние радиоприемники. Выписывалось  много газет и журналов . Частенько стала появляться в Федоровском кинопередвижка . Перестроили под клуб «Пономаревский»  дом . В нём  кроме зрительного зала  со сценой  имелись просторная прихожая , фойе, радиокомната  и библиотека . Приобрели первую в Федоровском громкоговорящую  радиоустановку., смонтировал которую Иван Пастухов . Бухгалтер конезавода Игошев организовал из  молодежи небольшой оркестр струнных инструментов . В клубе частенько устраивались  концерты и спектакли , еженедельно бывали сеансы кинопередвижки. Что такое – кинопередвижка? Киноаппарат, ручной генератор , впоследствии  бензиновый движок Л-3 с генератором, репродуктор и соединительные провода. Обслуживали кинопередвижку механик и его помощник. Каждый колхоз выделял гужевой транспорт для доставки киноустановки к зрителям в тот или иной населенный пункт. В  районе было несколько таких установок. Каждая обслуживала свой участок из нескольких сел и деревень. К десятой годовщине  Великой Октябрьской революции , на горе, перед фасадом школы соорудили первый в Федоровском памятник погибшим в гражданской войне федоровским красногвардейцам . Привели в порядок парк , и он стал любимым местом для отдыха.
Конный завод
                Весной 1924 года управляющий совхозом П.Ф.Трошев перешел на другую работу и передал его Ивану Петровичу Ракину . Принимая в расчет , что в имении Чердынцевых был конный завод рысистых лошадей , и что там имелись и имеются  условия для развития коневодства – конюшни , ипподром , хорошие луга и, главное , опытные  рабочие- конюхи , в 1926 году на базе Федоровского совхоза организовали государственный конный завод. К концу 1924 года на территории РСФСР  действовали  111 государственных конных заводов. Первоначально слово «завод» в русском языке означало «заводить» (в значении «заиметь»), «разводить» и имело отношение только к лошадям. В XV — XVIII веках, когда в России появились первые конные заводы (кобыльи конюшни), они занимались прежде всего, «ремонтом» лошадей для кавалерии. Слово «ремонтировать» тогда означало пополнять конный состав войска (армии) новыми, молодыми лошадьми. Рысистые породы лошадей отличаются способностью быстро бежать устойчивой рысью. Их начали разводить в 18–19 столетии, когда возросла потребность в городском и междугороднем транспорте. Сегодня рысаков используют разве что для участия в бегах на ипподромах. Основой завода  послужили сохранившиеся после гражданской войны  лошади с бывших конюшен великого князя Николая Николаевича (дяди последнего царя ) , которых собрали и перевели в Федоровский. Кроме того , для конного  завода были приобретены за границей бельгийские лошади арденской  породы. Во все времена тяжеловозные лошади пользовались особенным спросом, ведь они отличаются универсальностью использования. Арденские лошади — одна из таких пород. В Федоровском появилась  новая администрация . Прибыл управляющий конезаводом , уже пожилой человек Зубов , бывший полковник , его заместитель Пузыревский , в прошлом кавалерист, ветеринарный врач Ардашев . Конюхов  не надо было привозить, они тут были. Как и прежде работали мастерские , засевали поля . В 1926 году на полях конезавода  впервые в Федоровском застрекотал , пока единственный  , колесный , двухлемешный трактор «Фордзон» . Первым трактористом стал электромонтер Александр Варзаносов. В 20-х годах прошлого столетия трактор «Фордзон» был самой распространенной техникой в отечественной аграрной сфере. Конструкция машины скопирована с американского «коллеги», рассчитана на массовое производство, что обусловлено простотой изделия и его дешевизной. Среди прочих достоинств – небольшая металлоемкость и элементарная управляемость .  За какие-то 10 лет  картина жизни в Федоровском    разительно изменилась.

                Продолжение следует.