Дед Антон и стрела

Валерий Пономарев
Однажды в нашей деревне Берендеева прошел слух, что на днях должны привезти кино про индейцев. Картина называлась «Апачи». Две серии.
Счастливчиками оказались жители соседней деревни Костылево, в которой уже крутят этот фильм, завезенный из Абатской киносети.
Эта новость для меня, девятилетнего мальчишки стала своеобразным сигналом к действию. Надо было срочно раздобыть денежные средства в размере 10 копеек. Сумма по тем временам не маленькая.
Просить деньги у родителей почему – то не хотелось? Оставался самый надежный вариант – это дед Антон.
Добродушный старик недавно обратился ко мне с просьбой слазить под крышу сарайчика и посмотреть куриную кладку.
- Саша, - сказал  дед Антон, - что – то курица стала часто кудахтать . Наверняка у ней там гнездо.
Деду туда не попасть. Он был уже старенький, пришел с войны с осколком в сердце.
Иду к деду Антону ,открываю калитку, а он как будто ждал меня.
Обрадовался и говорит: - Саша опять эта кура залетела под крышу.
Слазь, посмотри, где она там несётся ?
Мне только этого и надо. Удача сама мне шла  в руки.
- Сейчас, деда, я её быстренько рассекречу , - говорю старику.
Я  был юркий деревенский мальчишка и мне не составило особого труда заползти под крышу сарайчика , где я через несколько обнаружил куриное гнездо, полное яиц.
Сняв с головы фуражку, положил в нее  трофей.
Протягиваю  деду Антону фуражку с находкой. Он очень обрадовался, что я вернулся не с пустыми руками. Яиц было  много. Около двух десятков.
Должен заметить, что в советские времена в магазине у населения принимали яйцо по 10 копеек за штуку.
За мою находчивость дед Антон расщедрился и отвалил мне целое богатство – 20 копеек.
Ура !  Мой план осуществился: - Деньги есть на кино .
Я, конечно, поделился своей добычей  со старшим братом Колей.
Родной брат  меня всегда выручал и брал охотно  с собой в  ребячьи игры и никому в обиду не давал.
Наступил день показа долгожданного кинофильма «Апачи» в Берендеевой.
Местный киномеханик Вова Жуков  даже по этому случаю надел новую рубаху и стал выглядеть, как жених.
Завидев его, ребятня стала кричать: - Кино привезли!
Информация разнеслась по деревне быстро и афишу можно было и не вывешивать .
Вечером  в клубе , в бревенчатом здании, набралось много народу . Пришли и стар и млад.
Свет погас и фильм начался . Мы, ребята, смотрели  картину затаив дыхание и переживали за положительных героев , как будто  лично сами участвовали во всех событиях .
На следующий день, после показа кинофильма, деревню Берендеева было не узнать.
Все детское население стало срочно вооружаться, мастерить луки из талов, которые росли на берегах небольшой речки Китерни.
Наконечники для  стрел делали из  консервных банок ,а также   из табличек, висевших  на высоковольтных столбах грозной с надписью «НЕ ВЛЕЗАЙ! УБЬЁТ!».
 Таблички  были помягче и покладистей к изготовлению наконечников. Чтобы взрослые не видели, обрывали  таблички далеко за околицей  деревни.
Потом, когда все вооружились, играли в индейцев ,стреляли по мишеням и гордились у кого это хорошо получалось.
Однажды, в очередной раз наигравшись в индейцев на старой конюшне ,мы с дружком Колькой Макаровым возвращались домой.
Вечерело. Пришло  время  возвращаться с пастбища деревенский скотине.
Мы с Колькой жили на одной улице - я в начале ,а он маленько подальше .
Вот Колька и говорит: - Саня давай посидим на вашей лавочке , я здесь своих коров  встречу и погоню их домой .
Сидим , обсуждаем с другом  сегодняшний денёк.
Наше вооружение  находится  рядом.
У меня только одна стрела осталась ,а у Кольки не одной ,все истратил .
Скотину гонит  пастух Серёга Мастерских. Он подрабатывает на летних каникулах ,помогая своим родителям пасти деревенскую живность .
Впереди показались овцы ,которые будто взбесились ,бегали по дороге туда -сюда .
Вдруг  дружно ринулись вперёд и понеслись по улице .
У Кольки Макарова при виде  бегущих овец  загорелись глаза ,он мне кричит:  - Саня, давай  стреляй – стреляй!  Отличная  движущая  мишень .Никто не увидит и твою меткость проверим .
Я послушался друга и  выстрелил своей последней стрелой. Стрела поразила цель. Угодила овце  в правую холку.Бедное животное  убежало не ведомо куда.
Мы  тут же соскочили с лавочки и  оказались на задворках с другой стороны дома .
Мысль  в голове одна: - Не видел ли кто нас?
Колька говорит: - Ладно, Саня, я пойду домой, надо скотину загнать.
Кольке хорошо, он не стрелял, ему ничего не будет.
А вот что со мной будет, когда родители узнают, что я набедокурил? Встряску хорошую дадут.
Хожу как  неприкаянный по своему двору , весь в думках и каря себя за не хороший поступок.
Пришла мама с работы. Загремела подойником, пошла доить корову .
Вдруг слышу кто -то приближается к нашему дому ,открывается калитка  и входит  тётка Лида.
В руках у неё моя стрела .
Тётка Лида  приходилась нам роднёй, папина двоюродная сестра.
Я спрятался и смотрю из за укрытия.
Слышу: -Надежаааа! Надежааа! Где ты ?
- Сейчас, Лидия Петровна , - отвечает мама, - вот  подою корову  и приду.
Выходит мама с ведром, полным молока ,а тётка Лида  ей говорит: - Слушай Надежа ,а твой то Сашка моей овечке глаз выбил -выбил,  напрочь выбил ,вот этой самой стрелой .
А я из- за укрытия ей говорю: - Тётка Лида, почему вы обманываете ? Я  овце  в заднюю холку попал ей даже и шкурку не пробило ,вон какая у ней шерсть густая .
- Не выбил ,а если бы выбил, - говорит сердитым голосом мама. - Иди сюда, паразит, проси прощение у тети  Лиды.
Я что - то промямлил и дёру в дом, забежал в маленькую горенку ,там была круглая печь которая стояла в углу стены ,а рядом шифанер ,я шмыг между ними и был таков.
В этом убежище  мама точно не достанет .
Мама ещё раз поругала меня ,попугала отцом .
Злополучную стрелу сожгли в печке  и обещали лук бросить  туда же ,если только увидят его у меня.
Прошли годы , детство закончилось ,а этот случай не забывается .
Я когда приезжаю к маме в деревню и к ней заходит тетя  Лида, мы нет -нет да вспомним с улыбкой наши детские шалости.

Фото из архива Александра Болдырева, со слов которого записан рассказ.