Магия слова. Конец

Магда Кешишева
   Итак, слово ... Трудно возразить, что всегда приятно общаться с тем, кого принято называть "интересный человек"? Кто он, этот человек? Он умеет говорить и ему всегда есть, что сказать. Его голос, мимика, жесты, богатая, грамотная речь делают нас в чём - то лучше. После встречи с ним мы узнаём что - то новое, безусловно интересное, а, расставшись, ждём новой встречи.

   Слышу возражения, что не всем это дано: кто - то от природы молчун, у кого - то язык хорошо подвешен. Согласна, но... Кстати, откуда пошло выражение - "язык хорошо подвешен"?  Это - аналогия с колоколом, звон которого зависит от того, КАК подвешен язык.
   Не спорю, дано не каждому. А, что значит - "дано"? Кем дано? Если человек любит учиться, много читает, проявляет интерес к знаниям, окружающему миру и любознателен, ему открываются такие дали!

   Разве неприятно, когда человек может "обо всём поговорить"? Когда о нём говорят - "душа компании"? Таким был наш, самый интеллигентный русский писатель, Иван Сергеевич Тургенев, который в среде писателей - французов выделялся способностью прекрасно говорить НА ИХ языке.
   Конечно, не каждый может выступить перед публикой, с трибуны, когда на него направлено внимание сотен глаз. Но в дружеской компании, где все знакомы годами, кто  - герой вечера? Тот, кто и тост может красиво произнести, и анекдот рассказать, и поделиться любопытным рассказом о поездке, скажем, в Португалию.
   А ведь люди даже по телефону не умеют разговаривть! Да что  - по телефону, даже самые главные в жизни слова не каждый может произнести так, чтобы они остались в памяти на всю жизнь.

   Мне хочется сказать несколько слов о профессии, в которой недопустимо неумение правильно, доступно, убедительно, немонотонно говорить. Где нельзя  смотреть в пол, потолок или окно, срываться на крик, оскорблять, навешивать ярлыки, позволять себе рукоприкладство. В этой профессии всё - речь, паузы, акценты, движения тела, жесты, мимика, одежда и даже макияж - одинаково важно. Я говорю о ПЕДАГОГЕ, УЧИТЕЛЕ.

   Скажите, должен ли педагог знать своих учеников в лицо, помнить их имена и фамилии? Один из предметов моей внучке преподаёт милая, добрая, спокойная женщина, которая не знает своих учеников. Как она ведёт уроки не могу судить, но всех она называет одинаково - "Чебурашка", или ласково - "Чебура".

   Давайте вспомним фильм Ростоцкого "Доживём до понедельника" с блестящим Тихоновым  в роли учителя истории, Ильи Семёновича Мельникова. Тихо, чтобы не помешать, "войдём в класс" и послушаем УЧИТЕЛЯ  ОТ  БОГА.
   Речь идёт о лейтенанте Шмидте. Самонадеянный ученик Батищев, выдаёт весьма скромную информацию, оправдываясь тем, что "в учебнике о нём всего 15 строк". Эти "15 строк" стали  мотивацией для Мельников: он расскаывает - вдохновенно и восторженно -  о Шмидте, и его заворожённо слушают ученики и, конечно, зрители.

   Помните: он встал, неторопливо, спокойно и уверенно пошёл вдоль рядов и начал свой рассказ. Скупые жесты, сдержанная мимика, короткие, убедительные паузы между словами, точные логические ударения, трогательная, нежная концовка и совет читать письма Шмидта. Письма к женщине, с которой судьба свела его в купе скорого поезда, в которую он "влюбился без памяти, ... то ли в неё влюбился, то ли в образ, который он сам себе выдумал, но... красиво влюбился... 40 минут...влюбился навек... а потом были только письма ...
   Ученики "увидели" "русского интеллигента, храброго офицера, профессионального моряка, артистическую натуру, который пел, превосходно играл на виолончели, рисовал. Помните, КАКИМ голосом  Учитель произнёс, и Каким жестом сопроводил слова: -"А КАК он говорил!"?

   Такой учитель - везение для учеников. Не хочется проводить аналогий - вывод ясен, к сожалению. Когда учитель жалуется на невнимание учеников, нежелание учиться, шум в классе, который не может перекричать, это - сигнал: он ошибся в выборе профессии, его нельзя допускать в класс!

... Умение говорить и разговаривать не менее важно и для врача. Не случайно же говорят, что, если больной вышел из кабинета врача и не поверил в своё исцеление, это плохой врач. Потому, сталкиваясь с любой проблемой, что мы делаем в первую очередь? Верно, обзваниваем знакомых в поиске "хорошего врача". И снова не могу не сказать про штаты, где медицина работает не на уровне отдельного врача, а на уровне клиники. Ложишься в клинику и спокоен: квалифицированная помощь гарантинована. Я уже не говорю о том, что никому - ни рядовому американцу, ни миллионеру, ни членам правительства, - и в голову не придёт лечиться где - то заграницей. Это, наверное, говорит о многоим.

   В связи со всем сказанным, вспомнила одну легенду. Бог, создав Землю и сотворив человека, забыл сказать ему о существовании смерти. Позвал он козу и послал с поручением на Землю. Ей следовало сообщить, что  есть нечто, что называется смертью. Что, когда она придёт, они умрут, но не исчезнут, а попадут к нему, на небо. Коза по дороге увидела зелёный куст, забыла о поручении и принялась за трапезу. Такое поведение козы возмутило Бога, и он послал на Землю овцу с тем же поручением. Овца не соблазнилась кустами, но, дойдя до людей, забыла, что следует передать, и сказала, что они в своё время умрут и исчезнут. Люди овцу услышали и поверили ей. Когда коза наконец дошла до людей, они её не стали слушать.

   Если бы люди послушали козу, они стали бы бессмертными и, умерев, попали бы на небо. Овца же сказала, что смерть обрекает их на забвение.
   Кто - то, вероятно, обвинит Бога, который сделал неверный выбор: мог бы послать кого - нибудь поумнее. Так или иначе, от того, КТО,  ЧТО  и  КАК говорит зависит многое.

... Хотелось бы сказать ещё о том "мусоре", которым изобилует речь сегодняшней молодёжи, и не только. Ведущие некоторых программ Центрального телевидения используют недопустимые слова и выражения, путают ударения, неверно произносят фамилии, используют идентичные русским иностранные слова.

   Если молодые люди - со жвачкой во рту - заикаются: - "э-э-э", "ну-у-у", "вот",
"ну это", "типа того", "прикинь", "короче", "блин", "как бы", "понимаешь", "сам понимаешь", "слушай", "в натуре", "как - то так", "ёлки - палки", "ёшкин кот", "не вопрос", это самое", "как его", "смотри"..., это неприятно. Но когда ведущие программ успользуют выражения: - "как говорится", "респект", "лузер", "бардак", "фиг его знает"... , это вызывает возмущение.   


   Давайте не будем забывать о нашем богатстве - "великом, могучем, правдивом и свободном" русском языке и начнём, наконец, правильно говорить, используя все его  возможности, и читать, читать, читать и учить детей любить книгу.