Гвардия в строю. Саша Гордеев

Элла Лякишева
   На фотографии Александр Иванович Гордеев, 2011 г., Усть-Тарка

              ПОЧУВСТВУЙ  СЕРДЦЕМ…
          Из серии «Мои ученики»

      В советские годы выпускники института должны были в обязательном порядке два года отработать «по направлению», то есть Министерство направляло молодых специалистов туда, где страна насущно нуждалась в их труде. Причём, выбор всё-таки был))) -  из предлагаемого списка. 
 
    Не помню, какой был в тот год список в Белгородском пединституте, но мы с подругой, как сознательные комсомолки и романтически настроенные личности, выбрали самый дальний путь -  в Сибирь!  Новосибирская область, село Угуй и село Дубровино…
 
  Не на два, а почти на три года Угуй стал для меня, молоденькой учительницы, новым миром, а маленькая деревянная школа - родным домом, где с утра до вечера пробегало неуловимое время...
    Где, кроме уроков, были репетиции и спектакли, КВНы и радиогазеты, жаркие собрания и весёлые состязания… Да много чего было интересного и неповторимого!

    Через 45 лет собрались на встречу бывшие выпускники и постаревшие учителя! Много смеялись, вспоминая проделки на уроках и вне,  с грустью вспоминали тех, кто уже ушёл в мир иной.  И откликнулись на моё предложение:  дать интервью и написать  воспоминания о родных, о своей юности. С любовью я редактировала  каждый рассказ.

     Так в 2013 году была напечатана уникальная книга – «Почувствуй сердцем родину свою».
 
   С разрешения моих соавторов я публикую на Прозе некоторые рассказы из этой книги. Вот один из них.

                «ГВАРДИЯ В СТРОЮ»

      Сорок пять лет назад  Александр Иванович Гордеев был моим учеником. И гордость рождается в сердце - на таких, как он, людях держится наша страна!

     Он из породы той гвардии, что всегда в борьбе, не сдаётся, не сгибается - лишь становится крепче.

   А я знала его упрямым, худеньким. веснушчатым мальчишкой.
 
   Как задорно Саша разыгрывал с Валей Жерноклеевым скетчи Тарапуньки и Штепселя! Как увлечённо весело играл мольеровского «слугу двух господ»!

    Упорный, настойчивый, он уже в школе умел преодолевать трудности.

   Я уверена, в характере каждого человека генетически отразились родовые черты предков. Сашин прапрадед по матери прослужил в царской армии 25 лет, став полным георгиевским кавалером. Семейное предание гласит: верная жена ждала его все 25 лет, но годы и служба, увы, разве красят?

     И вот, когда он вернулся, она не узнала мужа. Стучит он в окошко избы, а она говорит:
- Нет, солдатик, я тебя не пущу, у меня в избе уже 25 лет мужским духом не пахнет.
— Дунюшка, - взмолился прапрадед, - неужели ты не узнала своего мужа?

    Конечно, всё выяснилось, и были слёзы безмерной радости, и было счастье.

    Дед Саши, Егор Николаевич Гордеев, - из донских казаков. После смерти отца в 13 лет он пошёл работать, в 17 женился на батрачке, Марии Пермяковой. Потом, призванный в армию, воевал в казачьих войсках против германцев в Первую мировую, служил в армии барона Унгерна (рассказывая, он называл его «барон Ундер»).
 
    Вместе с ним в 1920 году ушёл в Монголию. Семь лет не было от него никаких известий. Лишь после гибели Унгерна дед вернулся домой. Пока он служил у белых, его брат, Михаил Николаевич, воевал за красных. Так Гражданская война разделила родных и близких. Ещё один брат, Евграф Николаевич, погиб в Великую Отечественную войну.

     Мама Александра Ивановича родилась в Петрово, в бывшей помещичьей усадьбе Ильи Дмитриевича Асташева, русского мецената-золотопромышленника.

   Знаковый факт: в 1843 году, ещё до отмены крепостного права, он не только отпустил своих крепостных на волю, но дал им наделы земли. В Томске сохранился особняк Асташева, теперь он музейная ценность.
 
     Об отце Александр Иванович говорит неохотно, был тот человеком ветреным: прожив с женой год, бросил её, и она, родив в 1949 году сына, одна воспитывала ребёнка.

     Интересно место рождения моего героя. В паспорте запись: «Место рождения - Коммуна». Так называлось поселение в семи километрах от Чичканки. Сейчас его уже нет. В Коммуне пытались осуществить мечту о всеобщем равенстве и счастье. Но не выдержала она трудностей, просуществовала всего два года, потом перевели её в колхоз «Пролетарский труд».
 
    Саша родился в 1949 году, учиться начал в Коммуне. Он помнит своих первых учителей: Пётра Ивановича Валдеева, Марию Ивановну Аникееву, Людмилу Алексеевну Климову. Жизнь была очень бедной, у детей ни игрушек, ни велосипедов. Дядя Коля Губерский привёз с войны немецкий «велик», и все ребятишки по очереди учились кататься.

  Саша вспоминает:
«Конфеты в первый раз попробовали, когда, стащив из курятника, пацаны сдали яйца в магазин и купили «горошек», лёгкий, дешёвый, - да и объелись. До сих пор на «горошек» смотреть не могу".
   Начиная с пятого класса, он учился в Угуе, в 15 километрах от родного дома. Жил сначала в интернате, а потом на квартире. Вспоминает:

   "У тётки Устиньи Аникеевой спали трое на полатях: Володя Котовщиков, Гена Полтинников и я. На полатях я прочитал всего Джека Лондона, Шолохова, Жюля Верна. Отодвину шторку, придвинусь к лампочке под потолком - и читаю. Антонина Петровна Олейникова за сочинение могла мне две пятёрки поставить за содержание, ну а в грамотности, честно признаюсь, я не всегда блистал.

     Очень понятно и интересно объяснял физику и астрономию Николай Георгиевич Романов. Но больше всего мне нравилась органическая химия, которую преподавала замечательный педагог Галина Петровна Пестрякова, наш классный руководитель.
 
  Столь много вложила она в нас знаний по этому трудному предмету, что когда я поступал в институт, то получил пятёрку по химии, и не раз, конечно, мысленно говорил ей спасибо. Благодаря этой пятёрке я и прошёл по конкурсу. А было семь человек на место!"

     Школьные годы воспитывали активность: КВНы, концерты, агитбригада, театральная студия...  Саша никогда  не стоял в стороне от этих интересных дел. В почёте был спорт. Летом - обязательная работа в поле.
 
   "Не забыть школьные годы и классный наш класс! - восклицает САша. - Все ребята состоялись в жизни, да и девчонки наши были лучшими в школе... Последний звонок. Мы встречали рассвет за Угуем, ходили по полям, пели. Николай Георгиевич, наш директор, пригласил парней, предсказал каждому, кто кем будет, и многое, на удивление, сбылось".
 
    Студенческие годы в Новосибирском сельхозинституте были для Александра не менее интересны, хотя материально намного тяжелее. Разве проживёшь на одну стипендию? Вот и приходилось искать заработок. Днём - учёба, лекции, а вечером Саша работал и кочегаром, и слесарем в котельной, и воспитателем в ГПТУ.

     Окончен институт. В 1971 году молодого специалиста направляют главным агрономом в Мурашовский совхоз. Он отдал этой работе семь лет. Два года был секретарём партийной организации, затем ещё семь лет - директором совхоза «Родина».

     Это самый активный и деятельный период жизни: надо было поднять хозяйство - и молодой директор, считаю, что с этим справился!

     Чтобы заинтересовать молодёжь, построил в Яркуле для специалистов целую улицу из 10 домов, а в совхозе построил - 70 домов! Проект присмотрел на ВДНХ - понравились одноквартирные дома компактностью, добротностью, и приусадебные постройки (хоздвор) были предусмотрены, что для селян очень важно.

      В Яркуле, организовав жителей, посадил 300 сосен, получился замечательный парк.
    Заказал и установил монумент, чтобы увековечить память погибших в войне односельчан. 13 лет работал директором Мурашовского совхоза.

    Что отличало Александра Ивановича от других директоров? Строгими и принципиальными были многие, но с такой заботой относиться к работникам - не каждому под силу. Его гордость - ещё 105 квартир, и, конечно, очень многие сейчас вспоминают Гордеева с благодарностью.
 
   О совместной работе с Александром Ивановичем вспоминает Геннадий Васильев в главе "Пока живы крестьяне, надежда есть!"

   Кто-то из мудрых сказал: «Мужчина за свою жизнь должен родить сына, посадить дерево, построить дом». Этот завет Александр Иванович не только выполнил, но и перевыполнил: у него два сына и дочь, пятеро внуков.

     Четыре последних года до пенсии Александр Иванович работал в Усть-Тарке ведущим специалистом по сельскому хозяйству.

   Уйдя на пенсию, по-прежнему болеет душой за всё, что происходит рядом - и не только в районе, но и в стране, в мире.
   
   У него аналитический ум и бесстрашное сердце. На его глазах менялась жизнь вокруг: от подъёма в 70-е до горбачёвского развала. С душевной болью размышляет он о том, как лучше можно было бы исправить ситуацию в сельском хозяйстве.

     Эх, если бы наше правительство прислушивалось к сельским специалистам, а не к кабинетным академикам, больше было бы порядка и благополучия в стране.

    с. Устъ-Тарка  2013 г.