Пусть завидуют другие...

Валентина Телухова
С удивлением прочитала в интернете о том, что чувство зависти есть у каждого человека. И он, человек, прямо вот и рождается с этим чувством, потом живет всю жизнь в его объятиях. То есть завидует всему и всем. И это чувство придает жизни движение. Увидел у другого, и все. И я такое же себе хочу и даже лучше.

Играют детки в ясельной группе детского сада в машинки. В группе двенадцать ребятишек от двух до трех лет. Воспитательница знает, что нужно всем деткам одновременно дать одинаковые машинки. Потому что если одиннадцать будут одинаковые, а у двенадцатой не будет колеса одного, все захотят вот эту, особенную машинку. И будут её отбирать друг у друга, и будут ссориться. Могут и стукнуть закадычного друга вот этой машинкой, завоевывая права на неё.

- Моня! Моня! - кричал гневно полуторогодовалый человек, крепко прижимая к себе желанную игрушку. А когда увидел, что могут отнять, просто сел на неё сверху и сидел и жадничал. Хоть сидеть ему было неудобно. И тогда воспитательница нашла в коробке отвалившееся колесико машинки, с трудом выпросила игрушку у малыша, поставила колесико на место, пустила машинку по паласу. Она смешалась с подобными. Малыш взял другую и успокоился.

Зависть исчезает, когда все у всех одинаковое. И в большом, и в малом все одинаковое. А когда у соседа есть, а у тебя - нет - это просто настоящее несчастье.

Уже тому лет сорок назад вдруг все захотели ковры в свои дома. Да не под ноги. А на стены. Мода такая пошла. Зачем они там были нужны? Дома были теплыми, деревянными, хранили тепло долго. Это в юртах нужны ковры, чтобы сделать жилище теплее. А в домах они лишние. Но - мода. Что тут скажешь?

И вот моя соседка справа купила ковер и повесила на стену и меня пригласила полюбоваться. Я любовалась. Но была не рада за соседку. Да в честь чего у неё есть ковер, а у меня его нет? Я что? Хуже её? Или беднее живу? Ковер был не очень красивым. Красный и аляповатый какой-то, с размытым рисунком. Ну и что? Зато висел на стене у соседки с горделивым видом. И она просто гоголем ходила возле него.

- Вот, на работе талон на покупку дали. За хороший труд.

Работала соседка телятницей на животноводческой ферме в нашем пригородном совхозе. Что же получается? Она - передовая. А я выходит - нет? Никакой продукции я не выдаю. А что детей учу в школе - так за что мне талоны на ковры давать? Хоть и учу самым добросовестным образом, а в передовики не вышла.

Итак, у соседки слева был ковер. Но у соседки справа ковра не было. Значит я не одна такая, безковровая в наших краях.

Недельки через две позвала меня к себе соседка справа. Я зашла к ней и обомлела. На стене дома висел огромный ковер. Дом был маленький, а ковер - большой. Поэтому он занимал сразу две стены. Комната превратилась в ковровую. От  входной двери до угла занимал пространство ковер какого-то голубого цвета, с огромными выпуклыми лилиями на нем. В углу он был прижат длинной рейкой, развернут под углом в девяносто градусов и заканчивался в другом углу. Неожиданное решение.

Соседка внимательно наблюдала за моим выражением лица. Видно ей это мое выражение очень понравилось. Торжественная улыбка озаряла её лицо. Наверное также улыбались римские триумфаторы, которые демонстрировали римлянам награбленное в войнах богатство. 

- Где? - только и смогла я вымолвить.

И выслушала рассказ о том, что родная сестра у соседки работает на базе. И там, по большому блату, она сестре раздобыла ковер.

Мне даже спалось теперь плохо. Что же получается? У соседок ковры есть, а я остаюсь одна безковровая. Блата у меня нигде нет. За хороший труд талон не дадут. А ковер хочется. Чтобы, значит, не хуже, чем у людей в моем доме было. Тем более, что дом мой был несуразным. Почему-то всеми окнами он выходил на север. И только глухая веранда выходила на юг. Сложен дом был из кирпича. И если честно признаться - был он мрачным и холодноватым.

Город был в двух километрах от нашего поселка. В нем был прекрасный торговый центр. Отдел, в котором продавали ковры, в универмаге был. Только пустовато в нем было. Стояли рулоны ковровых покрытий. Лежали стопкой маленькие коврики для прихожей. Скудный выбор. Правда иногда там ковры "выбрасывали". Обычно это происходило в конце месяца. Был тогда такой метод обслуживания покупателей. В течение долгого месяца торговали обычными товарами, а вот план дотягивали в конце тем, что выкладывали на лотки и прилавки дефицит. В качестве такового могло быть все, что угодно, - капроновые ленточки для школьниц, зубные щетки, которых уже два месяца не было в продаже, белила для ремонта квартир, шерстяные рейтузы, туалетная бумага. Давитесь граждане в очередях. Получайте глоточек счастья.

Как граждане узнавали, что вот именно в этот день будет в продаже тот или иной товар, я не знаю. Разведка работала точно.

И вот с печальной мыслью о том, что у всех уже ковры есть дома, а у меня - нет, я просто зашла в этот отдел. Посмотреть.

Ковры в продаже были, но только для ветеранов Великой Отечественной войны. Я к ним никак не относилась. Хоть и мама у меня была солдатом на войне, и папа, и все мужчины нашего рода воевали.

С грустным выражением лица я смотрела на красивые ковры, которые сворачивал рабочий в длинную трубку, а счастливые покупатели взваливали их, подобно коромыслу, на плечи и торжественно несли домой.

- Валечка, это ты что ли?

Да кто же это окликает меня так радостно? Танюшка. Татьяна Ильинична. Бывшая учительница школьная. Мы с ней когда-то начинали рядом свой трудовой путь. Таня была прекрасным учителем, но в школе проработала всего три года, а потом вернулась в город к родителям. В школах города работы не было, она пошла работать в универмаг. Да так в нем и осталась. Теперь она была завотделом.

Мы постояли в сторонке и поговорили. Вспомнили наши проказы в учительском общежитии, наших женихов деревенских. Посмеялись.

- Хочешь ковер?

- Конечно,хочу.

- Могу устроить. Выбирай. А я тебе приглашение от военкомата дам. Тут один добрый дедушка принес свою открыточку. У него есть ковры, ему не нужно. Просил меня отдать хорошему человеку. А лучше тебя я никого не знаю. Деньги с собой есть?

В моем кошельке нашлась нужная сумма. Тогда ковры стоили не очень дорого. Я выбрала ковер удивительной красоты. Он был кремового цвета. Переплетение узоров в центре обрамлено было яркой коричневой рамкой. Ковер был огромным. Два с половиной на три метра. Рабочий свернул мне его в жесткий рулон, закрепил его клейкой лентой. И все. Я взвалила покупку на плечи, и почти переламываясь от его тяжести, я осторожно пошла к выходу. Так, наверное, передвигались огромные самоходные пушки с длинными жерлами. Ковер задевал все, что мог, а когда я его положила на плечо, на пушку я стала походить еще больше.

До стоянки такси я доплелась, но таксист отказался меня обслужить с такой ношей. Тогда я двинулась на остановку нашего рейсового автобуса. Знакомые односельчане помогли мне занести ковер в автобус и установили его на задней площадке. Кондуктор взяла с меня дополнительную плату. Через полчаса мы приехали в наш поселок. До моего дома было почти два километра от остановки. Дороги почти и никакой не было. Просто направление. Стоял август месяц - дождливая пора в наших краях. Под ногами хлюпала жижа. Я побрела по ней с грузом своим, не разбирая дороги. Наконец-то я дома.

- Мама, мама!

Мой девятилетний сын оставался на хозяйстве под присмотром соседки.

- Мы в войну играли.

Во дворе были вырыты небольшие окопы. Мальчишки со всей нашей улицы были на позициях. Они отбивались от условного противника комками сырой земли. Час от часу не легче. Ругаться не было сил.

- Объявляю перемирие и перерыв в боевых действиях.

Мальчишки неохотно разошлись по домам.

- Давай теперь, сынок, ковер на стену прикрепим.

Специальных гвоздей для кирпичных стен у меня не было. Мы с сыном перенесли стол к большой стене в комнате. Я вооружилась молотком и стамеской и стала делать углубления в кирпичах. Сын принес толстую ветку дерева и стал строгать маленькие колышки, чтобы забить их в углубления. Вскоре аккуратные отверстия через равные расстояния были сделаны под самым потолком, в них были вбиты деревянные колышки, а в колышки - гвоздики с большими шляпками. Теперь мы отмерили равные промежутки на ковре и выметали крепкие петельки из суровых ниток. Все. Теперь мы с невероятными усилиями повесили ковер на стену. И сразу вид в комнате изменился. Шелковистый ворс ковра мерцал и переливался. В комнате стало уютнее.

Мы с сыном молча сидели на диване и любовались на эту красоту.

В эту самую минуту зашли ко мне соседки. Обе. Глянули на эту красоту и застыли. Лица у них вытянулись.

- Какой красивый. Наши ковры против твоего просто бедные родственники перед богачом.

Да. Вот именно то, что нужно. На конкурсе "Чей ковер лучше", я одержала победу. Теперь у меня дома было не хуже, чем у людей. Пусть теперь завидуют. Ничего. И им пострадать тоже нужно. Как же без этого?