О духовном в военно-патриотической литературе

Игорь Олегович Кузнецов
     Сегодня в мире вновь неспокойно. Партия хаоса и войны безостановочно сеет страдания и страхи по всей Земле. Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, Украина…  Очередной вызов брошен и России. Но люди мира и добра тоже полны решимости вести свою борьбу. Невообразимо значимой является сейчас работа наших видных литераторов и общественных деятелей! Россия – страна величайших культурных традиций и нести это наследие в мир - важнейшее и благороднейшее занятие. То, что мы привыкли называть патриотизмом,  сегодня начинает трансформироваться в нечто большее, ибо для людей высокого сознания границы стран уже стёрты. Гармоничный человек изменяющегося мира с одинаковой теплотой относится к гражданину любой страны и Родиной своей считает весь мир.
     В каждом из нас есть две силы: эго и Искра Творца. Эго, желающее и страдающее – это наше личностное, а Искра Творца – сущностное. Она – это тот чистый свет, который несёт от Бога каждая душа, но который, как правило, скрыт за наслоениями эго.
     Безусловная любовь, уверенность в себе, сердечное руководство к действию, осознание ценности жизни и уникальности каждого, сострадание,  спокойный, уравновешенный ум, воля – это примеры наших сущностных качеств, имеющих высокие вибрации и оттого делающих нас более счастливыми.  Постоянная умственная болтовня, поступки из концепций ума, неуверенность и сомнения, все эмоции, исходящие из желаний эго – это примеры личностного, проявления которого понижают наши вибрации. Бытие в настоящем моменте и выход в созидательное творчество – это наше сущностное, жизнь в воспоминаниях событий прошлого или в страхах о будущем – личностное. Наслоения эго у каждого разные, но действиями значительного большинства людей сегодня управляет именно наше личностное.  Главная цель, с которой все мы пришли на эту планету –  расчистить наши эгоистические завалы и сделать сущность свою, а не личность управителем  жизни.
     Какие чувства может пробудить в читателе пишущий о войне? Как весьма высокие по качеству вибраций, так и чрезвычайно низкие. Если автор сумел раскрыть тему так, что его читатель испытал чувства любви, патриотизма, неприятие к войне как всеобщему бедствию, милосердие и сострадание к людям, то это, безусловно, очень нужное произведение.
     Однако, многие современные сочинения о войне вряд ли смогут пробудить в читателе высокие чувства, а какие-то, наоборот, наполнят его  ненавистью  или страхами. И неважно, что эта ненависть, как правило, к захватчикам, развязавшим войну или к мировой закулисе, искусно разжигающей во всём мире  очаги напряжённости. Ненависть позитивной не бывает, к кому бы она ни испытывалась. Мы  –  едины и поле сознания всех людей Земли является всеобщим. Вибрации ненависти и страха весьма низки и, соответственно, понижают общее поле сознания. Со всеми вытекающими кармическими последствиями. Используя метод кинезиологии, это научно доказал ещё в конце прошлого века  просветлённый учёный, доктор философии и доктор медицины Дэвид Хокинс. Таким образом, современные технологии находят ответы на многие вопросы веры, переводя их в разряд знаний.
     Война – великое зло и, конечно, не писать о ней невозможно. Но пишущим о войне нужно осознавать, что тема эта весьма опасна.  Писать, абы написать, постоянно муссировать её – занятие вредное. Упоминания о войнах, бедах и страданиях без духовной мотивации – это лучший способ их пропаганды. Сегодня уже ни для кого не секрет, что мысль материальна. Какие вибрации мы порождаем  мыслью или словом, те  и притягиваем в свою жизнь. А ещё… в жизни наших читателей!
     Спекуляции на их эмоциях, когда автор затрагивает темы, связанные с бедами и страданиями людей, не привнося ничего нового, а лишь желая вышибить слезу, тоже к хорошему не приведут.  Не нужно забывать, что между личностной эмоцией жалости и сущностным чувством сострадания –  огромная пропасть.
     Кто-то пишет о войне, не имея отношения ни к пороху, ни к мирной службе, кто-то проносит читателя через выстраданное годами…
     Сказать пронзительно, пробуждая то светлое, что скрыто за личиной эго – это самое достойное, что может сотворить автор-баталист.  Если так не получается, то не писать вовсе – тоже выход. Читающая общественность, у которой есть  К.Симонов, М.Шолохов, А.Твардовский, Б.Васильев и многие-многие другие сумеет это пережить.
     На одной из церемоний Конкурса «Золотое перо Руси» прозвучала мысль о том, что на Конкурс посылается очень много произведений  военно-патриотической тематики и совсем незначительное количество  –  работ для детей. Да, писать детскую литературу, особенно для самых маленьких, необычайно сложно. Душа ребёнка лишь недавно вышла из пространства Творца,  сущностное  в нём пока не обросло эгоистическими наслоениями, и малыша заинтересует написанное лишь в том случае, если хоть в какой-то степени оно напомнит ему любовь, испытанную его душой в Обители. То есть, по земным меркам, это чувство у автора должно быть запредельным.
     Научиться любить… бескорыстно и всем своим существом – дорогого стоит. И это вполне реально, если беспрестанно постигать красоту Мироздания, разлитую во всём живом, во многих произведениях искусства и различных проявлениях бытия.
     Жизнь в любви – это лучшее средство пропаганды патриотизма, ибо в основе его лежит безусловная любовь. Сама же любовь к Родине на карте всеобщего сознания занимает чрезвычайно высокое место.
     Критиковать написанное о войне не лучшим образом, лишний раз привлекая  внимание читателя к несовершенному, смысла нет. Пройдясь по нескольким конкурсам прозы о войне для современных писателей и читая наиболее высоко оцененные жюри произведения, я вдруг неодолимо захотел вернуться к отечественной классике и сейчас намерен сказать несколько слов о хорошем.  Поделюсь своими размышлениями об известном всем произведении  –  рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека».  Да, написано о нём много. Однако, когда наши нравственные основы  размываются, когда происходит подмена ценностей, нужно опираться на ценности незыблемые – духовные, а это заставляет нас взглянуть на произведение несколько по иному.  Крайне важно сегодня понять, что чувства, которые мы вызываем у читателей своими работами, несут как высокие, так и низкие вибрации. То есть труд автора может быть как полезен, так и опасен для читателя.
     Главный герой рассказа М.Шолохова Андрей Соколов, переживший войну и потерявший на ней всю свою семью, не обличает фашистских захватчиков, развязавших её, он, простой русский мужик задаёт вопрос, в котором гораздо больше духовной зрелости: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»  Ответы на подобные вопросы, конечно же, не на поверхности.  Даже работающему над собой человеку, пытающемуся всякий раз разглядеть причину несчастий в себе, в своих мыслях и поступках,  зачастую неведомо, что существует не только карма личности, но и карма рода, страны и ещё многих общностей, к которым мы имеем отношение.
     «Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная, веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!»
У Бога нет некрасивых творений, есть лишь наша неспособность замечать, познавать красоту и Михаил Александрович находит для своего героя потрясающе точные слова: «не так уж она была из себя видная…», подчёркивая, что для него не было и не будет женщины «красивее» и что внешнее («видная») в его глазах не сопоставимо с внутренним. А её внутреннее  – это, прежде всего, смирение – одно из важнейших качеств сущности!
     «Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, что это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает — иметь умную жену-подругу».
Здесь во всей своей красе – любовь и нежность, обезоруживающие грубость и злобу. И вновь – смирение Ирины, исцеляющее душевные раны своего супруга, который способен распознать истинно важное и восторженно оценить его. Мы в очередной раз замечаем, что язык, которым написан рассказ, очень прост, самобытен и точен.
      «Вскорости дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через год еще две девочки…  Тут я от товарищей откололся. Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки».
Ох, и «не любит» выпить русский мужик… Но личностному безволию не место в судьбе настоящего мужчины, теперь особое место в ней будут занимать  ценность новой жизни и сила духа!
      «Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось… А вот не согнулись, выстояли! А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо — и трудящую женщину, как рюхой под ноги. Она после этого письма, горемыка, и руки опустит, и работа ей не в работу. Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Все мы совершенно разного уровня сознания и презрительно пенять человеку на его недостаточную духовную зрелость равносильно тому, чтобы обвинять поросёнка, что тот не дорос сознанием до человека. Конечно же, у любого героя должны быть и личностные качества. Но, если опустить эту презрительность, слова его весьма зрелые. Мы видим здесь настоящего мужчину, с его альтруизмом, мужеством, силой и заботой о женщине.
      «Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Потрясающий эпизод! Здесь представлен целый букет истинных качеств Андрея Соколова: человеческое достоинство, большое мужество, воля и они проявлены настолько сильно, что обескураживают врагов! Удивительно ли? Нет, где-то внутри у каждого из них тоже есть глубоко упрятанное божественное…
      «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить».
Необыкновенно красива душа нашего героя! Потерявший к этому времени жену и двух дочерей,  он не застревает надолго в личностном прошлом, оплакивая потери, что нередко отнимает у людей все силы и делает их несчастными. Он мечтает! Причём, мечтает  не о мести фашистам,  ожесточившей бы его душу, а о том, чтобы строить дома и помогать растить новые жизни! Нет у него больше личностного качества под названием «злоба», а есть у него  всё более крепнущее осознание ценности жизни. Удивительно ли, что такой широкой души человек, оставшись один, усыновляет ребёнка? Нет, милосердие, доброта и желание заботиться о ближнем уже давно живут в этом сердце. 
      Вот что значит быть по-настоящему духовным писателем. Лауреат Сталинской и Ленинской премий коммунист Михаил  Шолохов проповедует не просто духовность, он, фактически, проповедует Бога!
      «И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…»
Слёзы здесь – это не слабость наша, это роса наших сердец. Мы, на самом деле, плачем не из жалости, мы плачем, ослеплённые яркостью Красоты простого русского человека. Да, именно Красоты, того божественного, связь с которым мы, как будто,  потеряли, но которое, как магнитом, притягивается той Искрой Божией, что в каждом из нас! Мы – узнаём, мы – вспоминаем нашу Обитель…  Красоту и Любовь Отца… и потому… плачем…