Эпилог

Тамара Белова
   Долго ожидала материал от главного конструктора Владимира Михайловича Шилова, к  сожалению, он не нашёл время для этого. Причины у него уважительные: после операции на глазах и загруженность на работе. Однажды пошла на завод и встретилась с Владимиром Михайловичем. Записала небольшое интервью и  этот материал пишу с  его слов. Владимир Михайлович работал в начале заместителем главного конструктора по новой технике, а затем главным конструктором завода. Приходилось встречаться с министром радиопромышленности.
 
Что же осталось от прежнего производства завода «Форманта»?
Завод работает на небольших площадях и выпускает продукцию. В 2018 году мы выдали продукции на 508 миллионов рублей.

 1. На площадях бывшей старой и первой столовой  находится  «Робитекс». «Робитекс» является   приемником завода, но работа освоена на новой основе. Продукции в 2018 году выдал на 30 млн. рублей. Продукция имеет спрос не только в России, но и во многих ближних зарубежных странах.

 2. «Форманта – энерго», где директором являюсь я. Это  производство тоже является  приемником бывшего энергоцеха. Если раньше была большая численность цеха и большой отдел, то сейчас те же функции выполняются численностью трудящихся в тринадцать человек. Энергоснабжение и канализационный отсек также работает. Перекачка в городскую канализацию.

3. «Аудиотехника»  . Директор Жарков Виктор Дмитриевич.   
Этот цех выпускает аудиотехнику, является  приемником прежней «форманты» (цех № 768). Только работает на новой основе. Прежняя Электра музыка была не конкурентоспособна. Её выпускали только в советском союзе. Но когда открылся «железный занавес»,  то  наши инструменты музыки  оказались значительно ниже качеством, по сравнению с японскими. Япония вложила в эту промышленность 12 миллиардов. Поэтому не стоит выпускать продукцию с низким качеством.
Многие ругают последнего директора Новосельцева не понимали и не понимают обстановку в стране и на нашем заводе. В то время перестройки трудно было разобраться, что происходит. Между прочим, как раз Новосельцев С.А., Остапенко А.А. и я понимали уже тогда, что не всё правильно поставлено на заводе. Товары народного потребления были убыточные.

     Но военные заказы покрывали расходы на них. Такой был заказ под номером  одиннадцать, в этом заслуга Гикалова Д.И. Только  этого было недостаточно.  Новый заказ под № 47 был разработан в Туле. Заказ был большой, и наш завод взял только часть. Военные заказы все заводы брали с удовольствием.
Одиннадцатый заказ – это фазовращатель для изделия С-300. - огромные решётки, в которых находится  в одном - восемнадцать  тысяч элементов, в другой было - двенадцать   тысяч элементов. Они служат для противовоздушной обороны. Улавливают из космоса и сканируют на приёмники о  любых объектах в небе.

    В настоящее время их выпускают, но на нашем заводе военные заказы уже никогда не будут. Работал в Томске, в Ульяновске, Ижевске на военных заводах. Количество военных заводов сокращено. Их просто не надо столько. Сейчас выпускают другую военную технику. Раньше работало, например, на военную технику 65 тыс. человек. Сейчас работает всего восемь тысяч. Производительность труда сейчас другая.

    Теперь работа ведётся, но такой огромной численности  трудящихся  не нужно.  Вот с военными заказами тоже не всё было правильно. Выпускали продукцию и складывали на склады. Со временем это всё  становилось не нужным. Склады со снарядами взрывались. Так в Удмуртии уничтожали склады со снарядами.

    С товарами народного потребления – музыкальными, тоже  не всё так просто. Сейчас не нужны такие огромные корпуса и такие площади. Из тех корпусов, например, третий корпус, где находился цех гальваники, оборудование сразу не соответствовало даже санитарным нормам. Плохая была вентиляция. Сейчас там установлено новое оборудование и налажена вентиляция.
Двадцать четвёртый корпус был построен пред самой перестройкой. В нём должны были выпускать телевизоры. Но со временем выпуск их был бы прекращён. Сейчас он заселён разными частными  фирмами.

   Девяти этажка - административный корпус тоже такой не нужен. Там было тридцать отделов. Сейчас этого не нужно.  В настоящее время в нём располагается гостиница и различные  офисы.
Вспоминаю, как строилось жильё. Были большие неувязки с поставкой железобетона. Деньги были отпущены, но в то время первый секретарь горкома Савлов запретил  ЖБИ выделять изделия для нашего дома. Деньги пропали. Тогда после гибели- Гикалова вновь был директором три года Л.А.Пономарёв. Он нашёл выход: построить дом из кирпича. Договорился с поставкой кирпича с Нижним Тагилом, отправляли в командировку рабочих для работы на кирпичном заводе. И вот угловая вставка, где ЗАГС, были построены.
 
  Пономарёв вынужден был уйти с завода из-за конфликта с первым секретарём ГОРКОМА    Савловым. В 1986 году прибыл новый директор С.А. Новосельцев. Он сразу вник в обстановку на заводе. Продукция плохо реализовалась.  Склады были переполнены и даже в зимнем саду стояли ящики с готовой продукцией. Новосельцев искал пути и средства сохранить завод. Но противостоять давлению свыше было невозможно.
О Д.И.Гикалове – его роль в жизни города и рождении завода огромная. Но всему своё время.