Декабристы и прикосновенные к ним ч. 3

Николай Мринский
Историю восстания 1825 г. изучают ещё в школе. Тем не менее, о самих декабристах, их мотивах и результатах восстания историки спорят по сей день.

Таким образом, тайное общество не было ещё готово ко взятию власти и не представляло, как бы оно действовало после этого. Среди 30 чел., выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе, что привело в конце 1817 г. к самороспуску Союза. Ему на смену пришёл другой, более массовый способный завоевать поддержку общественного мнения. Началась работа над уставом нового общества, которое решили назвать Союзом благоденствия. Но пока шла эта работа, не хотелось терять возможности вербовать новых членов: вокруг кипело недовольство, молодежь жаждала действия, было много людей, готовых к вступлению в организацию. Поэтому тут же, в Москве, где в тот момент находилось основное ядро гвардии, было основано промежуточное тайное общество - в целях конспирации под скромным и не привлекающим внимания названием «Военное общество». Его возглавили Павел Катенин и Никита Муравьёв. Писатель П.А. Катенин был другом Пушкина и Грибоедова. Это ему принадлежит известная революционная песня, которую пели тогда декабристы:
 
Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей.
«Ах, лучше смерть, чем жить рабами.
Вот клятва каждого из нас!» - таков был припев этой песни.

Члены «Военного общества» вырезали на клинках своих шпаг надпись: «За правду». В январе 1818 г., когда работа над новым уставом закончилась, новая декабристская организация полноценно начала свою работу.

СОЮЗ  БЛАГОДЕНСТВИЯ

Он стал менее закрытым тайным обществом и быстро увеличил свой состав до 200 членов. Его эмблемой стал пчелиный рой. Предполагалось по «капле» и широко распространить свои идеи и влияние в высшем обществе, а также среди мещан и купечества. Устав нового общества, известный как «Зеленая книга» (по цвету обложки), отражал настроения самой умеренной части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную добиться обновления страны. Для овладения общественным мнением Союз благоденствия должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось издание журнала «Россиянин XIX века», и в этой связи приобрели литографский станок для печатания материалов тайного общества, подлежащих распространению, но сначала не сладили с его техникой, тогда крайне несовершенной (станок хранился в доме князя С. Трубецкого). Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, а также купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. На формирование «общего мнения» отводилось примерно 20 лет, после чего можно было бы наметить пути совершения «безболезненной и мирной революции». Члены Союза пытались бороться с судебным произволом, создавали новые школы, где обучались грамоте множество солдат и крестьянских детей.

Распространяли свои идеи через литературно-театральное общество «Зеленая лампа», Вольное общество любителей российской словесности и т. д. и т. п. Однако, указанная практическая деятельность Союза многим его радикальным членам казалась недостаточной, и они требовали более активных действий. Передовая молодежь повсюду смело выступала против старых, отживших форм жизни, тормозивших движение страны вперед. Она всюду смело заявляла «слово истины», как говорил декабрист Якушкин, и «гремела» в гостиных, театрах и клубах, выступая против Аракчеева, крепостного права, палок и военных поселений. Чацкий, произносящий жаркие речи против старой жизни, - живая фигура того времени, а «Горе от ума» - великий памятник эпохи. Сохранился интересный документ - политическая утопия «Сон», которая хорошо отражает идеалы движения декабристов. Она была прочитана на заседании литературного общества «Зеленая лампа», являвшегося побочной управой (отделением) декабристского общества. Автор утопии, декабрист Улыбышев, рассказывает, что он будто бы видел во сне будущий, послереволюционный Петербург. Он даже не смог узнать хорошо знакомый ему город. На Зимнем дворце была надпись - «Дворец государственного собрания». На Невском проспекте вместо монастыря автор увидел триумфальную арку, «как бы воздвигнутую на развалинах фанатизма». «Общественные школы, академии, библиотеки всех видов занимали место бесчисленных казарм, которыми был переполнен город». В прекрасном храме, великолепие которого «превосходит огромные памятники Римского величия», шло богослужение особого рода: тут перед мраморным алтарём, на котором горел неугасимый огонь, возносили хвалу Верховному существу.

Православное христианство исчезло - несколько ветхих старушек ещё исповедуют старую религию, но большинство живёт уже по-новому. На почерневших стенах Зимнего дворца вместо двуглавого орла (ему отрубили обе головы) - новый герб России: феникс, парящий в облаках и держащий в клюве венок из оливковых ветвей. В России произошла революция, установилось новое революционное правительство. Произошло невиданное «увеличение общественного благосостояния», расцвели земледелие, промышленность и торговля. Расцвело искусство - написаны новые замечательные литературные произведения, новые драмы и комедии. Драгоценные сокровища народной словесности питают литературу. Люди даже одеты по-новому: они не носят более неудобных европейских фраков; в новой удобной и изящной одежде есть некоторое сходство с русским национальным кафтаном. Так мечтали декабристы в Союзе благоденствия. Между тем процессы общественного брожения развивались всё дальше. Хотя Александр I, открывая в 1818 г. варшавский сейм, и обещал даровать конституцию всей России, однако слова своего не сдержал. Да этим обещаниям, собственно, никто и не верил. В 1820 г. в Петербурге на заседании Коренной управы, руководящего органа Союза благоденствия, обсуждалась его программа и было впервые единогласно принято решение бороться за установление в России республики. Добиться же этого можно было только путём военного переворота. Далеко не всё, задуманное членами Союза благоденствия, было осуществлено - многое так и осталось в замысле.

Но всё же почти за 3 года своего существования Союз благоденствия сделал немало. Прежде всего он оформился организационно и развернул большую работу над своей программой, создал первую часть «Зеленой книги» - устава Союза, начал работать над второй частью, содержавшей изложение его сокровенной цели. Союз вырос численно, создал ряд новых отделов. Главные управы (учредившие не менее трёх побочных управ), как показывает Сергей Муравьев-Апостол, «находились в Петербурге, Москве и Тульчине». Главная - Коренная управа общества находилась в столице - Петербурге. По показанию С. Трубецкого, управы Союза благоденствия были заведены в Полтаве, Тамбове и Нижегородской губ. Большую роль играла Кишиневская управа. По-видимому, существовала и Киевская управа. Всего известно около полутора десятков управ Союза благоденствия. Особенно стремились члены Союза благоденствия привлечь к себе молодежь, оторвать её от старого лагеря; они понимали, что надо противодействовать «староверству закоснелого дворянства» и иметь возможность воздействовать «на мнение молодежи». Члены Союза благоденствия открыто протестовали против крепостного права, возмущались Аракчеевым, военными поселениями, жестокой расправой с восстанием поселений в 1819 г., защищали передовую науку своего времени, предавали позору жестоких помещиков, освобождали от крепостной неволи талантливых самоучек, ратовали за распространение ланкастерских школ. Ланкастерский метод был способом массового распространения просвещения.

Его идеей была быстрая передача первоначальных знаний сразу большому числу учеников: учитель давал бесплатный урок группе наиболее способных учеников, которые немедля шли в группы ещё не обученных и передавали им знания, полученные на уроке. Таким образом, обученные 10-15 чел. сразу же могли обучить более сотни других учеников. Председателем «Вольного общества любителей Российской словесности» и особенно «Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения», был член Союза благоденствия граф Фёдор Толстой. Одним из его замов - Фёдор Глинка, одним из секретарей - В. Кюхельбекер. Общество действовало среди бедного люда. Большую роль ланкастерская система сыграла в армии - в Петербурге в училище для взрослых при штабе гв. корпуса и в казармах лейб-гвардии Павловского полка. Особенно велика была роль ланкастерского обучения на юге, в дивизии декабриста ген. Михаила Орлова. В Петербурге Союз благоденствия обучил около тысячи людей, на юге - полторы тысячи. Ряд членов Союза благоденствия писал обстоятельные записки для подачи царю о вреде крепостного права, о необходимости его отменить, о неотложности реформ. До нас дошли такие записки декабристов Николая Тургенева, Александра Муравьева и других. Записку Тургенева передали царю - «там и село», кратко записал Тургенев в дневнике. А. Муравьеву царь велел передать: «Дурак, не в свое дело вмешался». Пушкинская «Деревня» также призывала царя к освобождению крестьян. В последних строках знаменитого стихотворения гораздо более требования к царской власти, нежели надежды на неё:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещённой
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Продолжение следует в части  4                http://proza.ru/2017/01/10/1100