Мост-памятник

Алексей Васильевич Евдокимов
                МОСТ – ПАМЯТНИК.
Всё дальше уходит дореволюционное время , всё меньше знаем о тех годах. Если и знаем , то что то смутное о партиях , их программах . о террористах-бомбометателях , об эксплуатации , забастовках , кровопролитной войне , трагедии гражданской схватки.
А как жило моё родное село? Какими были люди того времени? К чему стремились., что ждали от жизни , о чём мечтали?
Всё в тумане , доносятся какие то невнятные звуки , изредка просматриваются нечёткие , трудно определимые очертания.
А люди того времени были великие труженики. Время было судьбоносное , переломное.
К сожалению , не бережём его следы , памятники , творение трудолюбивых рук наших предков. Самих людей не знаем! Ещё совсем недавно , на нашей памяти , было в Уварово несколько сказочно-изумительных ветряных мельниц.
Василий Михайлович Песков недавно с восторгом писал о каждой сохранившейся , работающей , превращённой в музей , какое то кафе на берегу моря в Голландии. У них так мало земли , а вот мельницы сохранили, клочком земли пожертвовали.
У нас ни одной не осталось!
Интересно , могли бы современные инженеры топором и пилой поставить подобный чудо механизм?...
Было красивое здание железнодорожного вокзала с богатой историей.
Сколько уваровцев уехало с вокзала , в какой  то Порт Артур, в самые дальние края? А сколько с замиранием сердца возвращалось в победном 45 году!
Железнодорожная школа – прочная , красивая , великолепной архитектуры – простояла бы она ещё сотню лет.
Снесли , бездумно , бездушно уничтожили – растащили , следов не осталось.
На их месте пустырь. В музей города не догадались бездумные передать , к примеру , колокол вокзальный  - под его удар- голос сколько людей уехало в вечность?!
Бюст героя – выпускника школы уничтожили…
И не известно ни одного имени «творца» подобного варварства!
В селе Уварово стояли красивые дома-крепости бывших купцов , лавочников , предприимчивых людей и примет не осталось.
Была паровая мельница , спичечная фабрика – много что было и чего нет теперь. Был элеватор – сгорел…
Время многое стирает , таков закон природы , но люди должны хранить память об ушедшем , оно дороже самого чистого золота. Да причём  тут золото? Память , предметы старины не имеют цены и не восстановимы!
Японцы с пелёнок внушают детям : «Изучайте старое , чтобы найти новое!»
Нам в школе тоже говорили : «Изучай историю родного края! Люби свою землю!»
Говорили , а за окнами школы рычали бульдозеры , экскаваторы , рушившие эту историю…
Мягко будет сказано – поразительный мы народ!
Часто размышляю со своими друзьями – что же осталось памятного от того времени?
И что оставит памятного после себя наше поколение?
Кажется , остался только бетонный мост через реку Ворону.
Ему в следующем году 100 лет!
Удивительное творение рук человеческих! Памятник трудолюбию , мастерству , искусству наших дедов и прадедов. Тяжкий труд , исполнено руками – никаких механизмов не было. Всё руками!
Мост был рассчитан на гужевой транспорт , а выдержал кратно превышающие нагрузки. Без преувеличения – гору песка перевезли по нём гружёные , с прицепом МАЗы , КРАЗы на стройку химического завода – ни единой трещины , ни единого скола. Мост и теперь готов принять на себя тяжкий труд. Часто спускаемся к реке , идём под мост – какое изящество линий! Как будто бы фермы , откосы , упоры вырезаны острым резцом искусной рукой из единого куска мрамора…
Смотришь и думаешь – как же ценили красоту наши предки!
Изящная , аккуратная работа. Им неведом был принцип «тяп-ляп» , так широко разлившийся в наши годы.
Мост был свидетелем неведомых в последние годы весенних разливов реки.
Школьниками бегали и со страхом и восторгом смотрели как громадные поля бело-зелёных льдин громоздились , наползали друг на друга , с гулом ломались под мостом , становились почти вертикально , казалось , мосту не устоять. Устоял! Выдержал!
Мост был свидетелем памятных исторических событий – революционные тачанки , антоновщина , маршевые роты , спешащие к фронту , гурты ревущего скота перегоняемого дальше от надвигающегося фронта , колхозные обозы с кумачом на передней телеге :»Хлеб Родине!»
Влюблённые приходили на мост. Детей приводили любоваться речной красотой…
Рядом теперь другой мост , более могучий . Но нет в нём изящества , одним словом , сборный железобетон. Быстрее! Скорее! Не до красоты!
Старый мост теперь хозяина не имеет , думаю , ни в каких реестрах не значится – дом без хозяина сирота! Мост не менее нуждается в присмотре и уходе.
В Японии , той же Голландии предприимчивые люди нашли бы полезное применение мосту памятнику , мосту – пенсионеру. Заслуженному сооружению и памятнику трудолюбивым людям!
И мост бы продолжал служить людям , радовал бы их…
Смотрю на старый мост , любуюсь работой моих предков. Горжусь их работой! Ценили они и понимали красоту , на многие годы смотрели вперёд!
Знали . что строят на века. Очевидно , понимали свою ответственность перед будущими поколениями.
Были же имена у этих добрых строителей?
Очевидно , была какая то строительная организация , мосты – близнецы на Вороне были построены в Борисоглебске , Уварово , Инжавино.
Мост теперь как символ ушедшего времени , как письмо-послание от дедов и прадедов теперешним их потомкам , как напоминание и поучение – в чём он смысл жизни. В труде , добром труде , человеческом отношении к порученному , доверенному судьбой.
Как пожелание задуматься – что мы передадим на века своим потомкам…
Все мои попытки отыскать имена строителей в архивах не увенчались успехом…
По рассказам старожилов , помнящих рассказы своих родителей. мост строился что называется «всем миром». Каждый человек , желавший отработать на стройке день-другой. приходил , обращался к подрядчику и работал , в конце дня получал тут же заработанный рубль - другой.
Работы хватало всем. Можно было приехать на своей лошади и возить камень с Обловки , отвозить грунт, доставлять пиломатериал , трудиться в кузнице…
Камень дробили молотками на мелкую фракцию , просевали через сито , промывали в воде от пыли…
Практически не было никаких механизмов. На стройке много было сварочных работ , их выполняли искусные кузнецы в специальных горнах…
Мой любимый памятник-мост многое видел на своём веку, не всегда разумное и мудрое – выдержал , выстоял!
А я с душевным волнением стоя на вековом мосту встречаю зарю нового дня , приветствую багровое солнце поднимающееся над Вороной из-за леса…
Прошло двенадцать лет. Снова возвращаюсь к размышления о судьбе моста. Он то, конечно, ощущал, как надвигается на работящую  Россию и её бесправный народ грозовая политическая туча. Да она уже своим крылом каснулась её - позорная, с большим жертвами русско-японская война, митинги, демонстрации, забастовки в Москве, Питире, многих других промышленных городах. Вокруг Уварова каждую ночь горят помещичьи усадьбы.Появились листовки, прокламации на предприятиях нашего села.Год в Уварове наготове к борьбе с тружеником полурота казаков...
Народ-труженик ощущал приближение кровавой Первой мировой.
Начались аресты - арестован студент, будущий писатель Пётр Ширяев...
Практически одновременно с мостом была освещена красавица Троицкая церковь, воздвигнутая на народный рубль.
Помню восторженные рассказы людей, въезавших со стороны Шибряя в Уварово по новому мосту. В раннее солнечное утро церковь с горящими бликами солнца на стеклянных крестах казалась им парящей в голубом небе... Неземная красота!
Церковь расписывали, создавали мозаику большие мастера своего дела - приглашённые итальянские живописцы...
Я ходил в школу мимо взорванной церкви. Не было уголка, куда бы  ребятня не проникла. Изумляли нас красотой покарёженные взрывом оконные решётки, двери, лестницы, сохранившиеся картины на уцелевших стенах...
Боль и обиду несут эти грустные воспоминания.
Август 2008 года Январь 2021 года.