Буйские удмурты

Владимир Русин 2
   Удмурты , как появился  этот умный и свободолюбивый народ  на Куединской земле ? Существует несколько версий заселения удмуртами земель Куединского  района.  И говорить определенно какая из них верна пока еще рано ,  достаточно солидное  число  ученых и краеведов  сейчас занимаются этим вопросом. У разных  исследователей  различные версии. Я ознакомился  с несколькими из них . Историк М.В.Гришкин  , опираясь на документы , считает , что удмурты начали переселяться из Удмуртии на берега Буя в 1710 -1716 годы, сначала они жили как беглые , а потом окончательно переселились на свободные земли. Родные места покинуть заставил экономический гнет в виде различных налогов , поборов.  Другие исследователи  , в частности пермский  историк Е.Н. Шумилов , связывают появление удмуртов на куединской земле исключительно с христианизацией . Что не совсем верно, началом большого распространения крещения считаются сороковые годы 18 века . В 1884 году , после окончания Казанского университета , в Аряжский сельский врачебный участок приехал работать земский врач Тезяков Николай Иванович (1859-1925) , где он и проработал до 1889 года . Молодой врач заинтересовался  историей , культурой и бытом удмуртов Большегондырского  края , немало статей о своих наблюдениях он напечатал в журналах «Новое слово» и «Земский врач» . Его работы во многом объясняют процессы заселения  поймы реки Буй.  Николай Иванович уверен , что  в конце  14 , начале 15 веков часть удмуртов под напором русских перешла Каму и укрылась в лесах по реке Буй . Это самая  ранняя версия заселения удмуртами  куединских территорий . Документ 17 века , сохранившийся  в архиве волостного  правления свидетельствует , что удмурты –язычники живут оседло и платят двойной налог  -русскому правительству и оброк за землю башкирам . Башкиры не раз нападали на удмуртов и разоряли их. В волости хранилась также копия указа императрицы Анны Иоанновны 1737 года , по какой буйские удмурты навсегда освобождались от уплаты оброка башкирам и были признаны собственниками занимаемой ими земли. А вот версия историка Р.Ш. Насибулина,   которую приоритетной считает наш земляк  член- корреспондент Российской академии наук , профессор Пермского  классического университета  Александр Васильевич Черных , много лет посвятивший изучению истории и быта буйских удмуртов: «Переселение удмуртов началось в 16 веке , после завоевания русскими Казанского ханства в 1552 году и начала распространения православного христианства . Известно , что после завоевания  Казани Москвой , многие  из народов , населявших Казанское ханство , устремились на восток и стали селиться на башкирских землях. Первое письменное упоминание о заселении удмуртами поймы Буя было в царской грамоте  1572 года . Она повелевала Строгановым посылать ратных людей для подавления марийцев и присоединившихся к ним  башкир , удмуртов .Первое  письменное свидетельство об удмуртских деревнях Большой Гондырь , Барабан , Кирга относится к 1673 году , этим годом датируется известие об уплате их жителями ясака в казну. Переезжали удмурты в основном из бассейнов рек Кильмезь , Вала, Тойма, Иж , Умяк . Александр Васильевич считает : « Так или иначе,  несмотря на скудость источников и противоречивые версии , мне кажется , следует придерживаться  датировки переселения 16-18 веком . Подтверждают это и документы , приводящиеся авторами . В этот период удмуртские земли попадают в зависимость от Москвы , а также  постепенно распространяется крепостное  право , экономический гнет ,  новая религия –христианство. Все  эти причины заставили удмуртов искать убежище на новых землях . Следует предполагать , что процесс переселения происходил неодновременно  , а несколькими потоками. Немало удмуртов поселилось и на соседних татышлинских территориях , где они попали в новую экономическую зависимость . Они батрачили , шли служить к башкирским баям. Многие из них приняли участие в восстании под предводительством Е. Пугачева. Удмуртов , переселившихся в Башкирию  , живущих у баев вплоть до революции , называли «тептярь»  . В настоящее время в нашем районе и в Башкирии удмурты живут целыми деревнями. Все они некрещеные. Вот что писал в районной газете краевед  М.Дилетбаев : « Известно , что деревню Гожан обжили удмурты,  переселившиеся из деревни Чолта на реке Кильмезь и из деревни Поска  Кильмезского района Кировской области. Эти  два названия известны в Гожане  до сих пор , кладбище в деревне условно разделено на две части . В одной части хоронят потомков деревни Чолта, в другой –Поска. Деревню Удмурт-Шагирт обосновали беженцы из деревень , расположенных также на реке Кильмезь . Откуда удмурты можно узнать по названиям улиц . Например улица Какся – из деревни Какся , улица Чудзя –из деревни Чудзя . Деревню Большой Гондырь  обосновали удмурты, живущие около Ижевска (Завьяловский район) . Деревню  Верх- Гондырь обосновали удмурты из деревни Карлутка . В деревни Большой Гондырь , Барабановка , Позрес, Удмурт-Шагирт приехали также удмурты из Чудъзя».
       Каждое поселение куединских удмуртов расположено на небольшой речке , впадающей в Буй.  Около Буя предпочитали не селиться , так как весной разливом реки затопляются все окрестности.
   В районной  газете о быте и религии удмуртов писал краевед житель Гожана М. Делетбаев : « У гожанцев , как и у других удмуртов , вера была языческая . Верили в бога и покровителя полеводства и животноводства . На окраинах деревни , в небольших сохранившихся участках леса организовывали  молельные места . Их было четыре , у каждого свое название . Кроме того , было общее молельное место «Керемет»  около деревни Удмурт-Шагирт . Туда съезжались молиться со всех удмуртских деревень . При молении делали жертвоприношения богу и покровителям –кололи быка и барана . Мясо варили в больших котлах . На отваре готовили кашу . Мясо и кашу съедали при молении . Череп , тазовую кость и  атлант(кость позвоночника)  подвешивали на ёлку.  Остальные кости  зарывали в землю. Молились также и в своем дворе».
     Более подробно о молениях буйских  удмуртов описано в трудах А.В.Черных , я , надеюсь , что и  сам Александр Васильевич  опубликует свои последние исследования в нашей газете , откроет и другие яркие страницы прошлого трудолюбивого удмуртского народа.