Ювелирной столице пора выходить из тупика

Евгений Золотов
Многие годы подряд Красносельский район стойко переносит разного рода выборные кампании, когда некоторые кандидаты идут на всё, чтобы опорочить конкурентов. Особенно нечистоплотными оказываются выборы местного «розлива». К чему бы вся эта подковёрная борьба?

Они идут туда, где можно без труда…

Что греха таить, район этот сугубо дотационный, а его бюджетная сфера во многом неэффективная. Поэтому, когда на должность сити-менеджера единогласным решением депутатов районного Собрания был избран «опытный варяг» - бывший глава администрации Волгореченска Владимир Нагацкий, многие красносёлы вздохнули с облегчением. Люди надеялись, что он сможет противостоять давно сложившимся местным группам, имеющим явные меркантильные интересы, не совпадающие со здоровой стратегией развития всего муниципального образования. Понятно, что Нагацкий кому-то ещё на старте своей карьеры в Красном слишком больно наступил на «бизнес-пятку», поэтому против него ополчилась вся когорта, делающая деньги не только за счет обработки драгметаллов, но и буквально, из земли и воздуха. Эта тема ещё впереди.

А пока что некоторые люди, оставшиеся во власти Красносельского района, упивались своими выборными победами. Им оставалось сделать один шажок, чтобы закрепить политическое превосходство над несогласными с их политикой земляками. Это уже несложно - выбрать на Собрании депутатов нового главу администрации района вместо «отлученного» от власти Владимира Нагацкого. Хотя, если тщательно посмотреть, среди представленных кандидатов – Николая Хомякова, и. о. сити-менеджера, Николая Грустливого, директора ювелирной компании «Соколов», Вадима Сладкова, экс-директора Костромского филиала страховой группы «УралСиб» и Игоря Нечая, заместителя управляющего торговым центром «Рио», политических тяжеловесов не было. Значит, они где-то рядом? Кстати, расположенным в Костроме торговым центром, руководит Владимир Терновец, депутат Гридинского сельского поселения и одновременно член конкурсной комиссии по выборам главы от Собрания депутатов. То есть, не исключено, что г-н Терновец поддержит своего подчиненного? А может быть, проголосует за другого, не менее достойного кандидата?

Симбиоз роскоши и нищеты

Если анализировать результаты экономического развития Красносельского района в 2015 году, то всё не так и плохо. За исключением «пустячка»: снижение объемов отгруженной продукции промышленного производства к уровню 2014 года составило едва ли не треть. И если прежде на фоне радостных статотчетов местная казна оставалась в загоне (чему виной не только бюджетное законодательство), то теперь влачит вообще жалкое существование.

Многое бы нужно сделать району, особенно в социальной сфере, но когда главный расчет делается на субсидии и вспомоществования из областного бюджета, красноселам плакать хочется. На днях прозвучало, что муниципалитет получил 20 миллионов рублей в виде субсидий для погашения долгов за поставленное тепло.
Глава района Алексей Стецура объяснил, что значительная часть полученных средств пойдет в качестве расчета по долгам за газ и электроэнергию. А общий долг за поставленные ресурсы составляет 70 миллионов рублей. Причем, 54 миллиона долг за потребленную электроэнергию в течение пяти лет и 26 миллионов - прежняя задолженность предприятий сферы ЖКХ, признанных банкротами. Чтобы рассчитаться по долгам приходится не только ждать субсидий, но и влезать в очередные кредиты.

Ювелирная столица России подчас выглядит как захудалый поселок из глубинки, особенно если чуть отъехать от дорог, заасфальтированных перед выборами главы поселка. Над тамошним парадоксом «симбиоза» роскоши и нищеты задумывались не только костромские губернаторы. И потому этот «красный ювелирный узел», в ближайшей перспективе развязать вряд ли удастся. Не проще ли развивать другие отрасли экономики? Они, как правило, имеют лучшую налоговую отдачу.

В работе учёного В. А. Невзорова «Социально-экономический анализ малых городов Костромской области» отмечено: «Красное-на-Волге во многом является типичным пригородом не только Костромы, но и Москвы. Это главное впечатление, которое остается от посещения этого городка. Особенность пригорода - это симбиоз города и деревни, который сложился еще в советские годы. В окрестностях города появились коттеджные поселки, идет активное освоение благоприятных для летнего отдыха поволжских земель. Перспективными направлениями являются шоп-туризм, познавательный туризм и возрождение льноводческой отрасли в окрестностях поселка».

Но одно дело «креативить», другое - заниматься конкретными делами. В том числе нелегко завлекать в район капризных сегодня инвесторов. Возможно, что в скором времени будет реанимирован инвестпроект Костромского мусоросортировочного завода по размещению в Красноселье полигона по утилизации безвредных фракций коммунальных отходов. В противном случае, район не получит обещанных инвестором денег, к тому же без полигона вся округа быстро зарастет мусором. Что греха таить, прошлогодний отказ от сотрудничества с заводом имел больше политическую, чем экологическую подоплеку. А между тем концессионное соглашение о размещении мусорного полигона никто не разрывал.

После избрания нового сити-менеджера сформировавшейся красносельской «группе товарищей», которые будут верховодить в поселке и районе, следует, наверное, сесть рядком да поговорить ладком о насущных проблемах района. А они, в отличие от временных «проколов» местного бизнеса, давно и изрядно запущены.