Чёрная Палочка. Обзор и оценки

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2

АВТОР - Чёрная Палочка http://www.proza.ru/avtor/gin3ko


Дорогие конкурсанты!

Прежде всего - спасибо вам огромное за проделанную работу и доставленное удовольствие. Все рассказы для меня, как для читателя, были интересны.  Каждый по-своему. Надеюсь моё мнение хоть в чём-то поможет вам при создании новых произведений.

***

Сравнить конкурсные рассказы оказалось не просто. Сразу возник вопрос: по каким критериям проводить сравнение? По регламенту каждому члену жюри выдали по 12-балльной линейке и как хочешь, так и мерь. Хоть вдоль, хоть поперёк, хоть наискосок.

Поскольку у нас конкурс фантастических рассказов я для себя определила следующие критерии:
- общее впечатление
- соответствие теме конкурса
- оригинальность фантастического допущения и его значимость для рассказа
- основная мысль произведения

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

1. Лета. Летучие. – Противоречивое.

Создалось ощущение, что писалось в спешке, без последующих серьёзных корректив, проработки основной идеи, проверки на логичность событий и взаимоотношений героев, вычитки текста. Как вылилось, так и осталось. В ход пошли все пришедшие в процессе написания фандопущения, по принципу «и это хорошо, и то нравится, и вот это выкинуть жалко». В результате не раскрылась, не заиграла в полную силу интереснейшая линия о сноперемещениях, не получила логического завершения линия кота Мыра. Фокус внимания с кота переместился на летающих людей, на них и остался. В результате рассказ, лишённый единого центра, распался на недостаточно крепко связанные части.

Бросаются в глаза логические противоречия, связанные с реальным миром.

Противоречия в описании внешности летучих:

Говорится что: «плечо мужчины непропорционально велико», «треугольные лица заканчивались заострёнными подбородками, а зелёные или голубые чуть раскосые глаза обладали пронзительно ярким цветом радужной оболочки. Существа выделялись широченными плечами», «в лицах летающих проступали черты непривычного, а потому немного пугающего», а далее по тексту  -  «невысокие с лицами трапециидальной или треугольной формы, изящным фигурами».

Так всё-таки: непропорциональное строение тела, бросающиеся в глаза детали внешности, такие как особое строение черепа, цвет радужки или изящные фигуры?

Прямо говорится: «в двенадцать лет у ребёнка окончательно формировались крылья …. это были тончайшие перепонки, складывающиеся между руками и телом». Как необходимость скрыть крылья от посторонних глаз согласуется с профессией главного героя – лётчик? Предположим, крылья удастся спрятать в повседневной жизни, но при медосмотре в военкомате, в лётной комиссии каким образом? Покрой рубашки в данном случае не спасёт, к тому же его необычность, наоборот, будет привлекать ненужное внимание. Ведь речь идёт о мужской одежде.


Противоречия связанные с образом жизни:

 «Дети знали язык жителей соседних островов, но дома говорили на родном, который другие не понимали» Предположим «Способность к языкам летучим давалась с рождения», но это способность (!) всего лишь. На одной способности далеко не уедешь – нужны знания. Как их получали? Ведь детство проводили на острове, в изоляции от остального мира, а потом «молодые вырастали, переселялись на континент, получали достойное образование, работали» - на основании чего получали достойное образование? Как поступали в высшие учебные заведения? Откуда брали для этого необходимые знания и документы? Что способствовало их успешной адаптации на новом месте? В разных странах разные обычаи и нормы поведения, а ведь сказано, что друзья «общение на континенте не прерывали, хоть и расселились по всему миру». Расселились по всему миру при том, что «в поселении жило несколько десятков семей, принадлежащих к роду летучих. Они не были пришельцами с других планет, они родились землянами, но иными.»


Противоречия, связанные с островом:

«…остров не был нанесён на картах мира из-за своей малости» «сто лет назад возник из небытия», но отпрыски расселились по всему миру. Сколько могло появиться отпрысков за сто лет? Если остров периодически уходил под воду, как снова собирались на нём особенные летучие?  Слетались заново из других стран, когда остров поднимался на поверхность? Как узнавали, что остров всплыл, если его даже на карты не наносили, а значит, официальной информации о нём практически нет? Этот момент не продуман. Что с обустройством быта, снабжением пищей, социальными навыками?

«Влад договорился со спасателями, и они вместе с командой вертолётом переселились на остров» - ранее по тексту «с момента трагедии прошёл год». Год! Какие спасатели через год? Каких потенциальных тонущих спасать? Не говоря уже о переселении. Остров год пробыл под водой. За время нахождения под водой, что станет с природой острова, с располагавшимися на нём строениями? Скорее уж остров посетят не спасатели, а исследовательская экспедиция. Посмотреть, что стало с островом после длительного пребывания под водой, возможно для изучения влияния водной стихии (воды, морских животных и растений) на природу острова и строения.


Противоречия, связанные с общением главных героев:

«по иронии случая, его привлекли в жюри конкурса детского рисунка, посвященного полётам»  - по иронии вряд ли привлекли бы.

В каком случае Влада могли пригласить в жюри:

а) Он член попечительского совета школы. Но тогда, скорее уж Влад по профессии не лётчик, а более значимая фигура из административного аппарата авиакомпании.

б) Он родитель одного из учащихся, или знакомый устроителя конкурса. А устроителю пришла в голову блажь пригласить в жюри лётчика, чтоб конкурс как-то выделился на фоне остальных, или традиция есть, приглашать одного члена жюри по тематике.

Полёт с Дашей на остров. Надо полагать, у Влада имеется собственный самолёт, иначе как осуществить полёт практически?

«Знаю я, летаете вы» – сообщает Даша, и Влад облегчённо вздыхает. А должно бы быть наоборот. Напрячься должен Влад, взволноваться. Летучие же скрывают от людей свою способность летать, а тут возникает угроза разоблачения.

Есть в тексте и другие противоречивые моменты, рецензенты на них указывали.

Основная беда в том, что подобные непродуманные детали подрывают доверие к рассказу в целом. Можно допустить, что шар похищает девочку. И объяснить это, например, появлением шара из параллельного мира. В это, я как читатель, могу поверить. У меня нет опыта общения с подобными шарами и параллельными мирами.  Здесь я поверю автору на слово. Но в тайное наличие у лётчика видимых невооруженным глазом крыльев – ни за что. Такое обстоятельство должно быть объяснено очень правдоподобно. Скорее всего через фандопущение о наличии у лётчика ещё каких-то сверхъестественных способностей.


2. Контактёр. Куриный бог и ледяная пещера. – Ни хорошо, ни плохо. Виной тому, на мой взгляд, недостаток времени для работы над текстом. Чувствуется несоразмерность частей - затянутое вступление, слишком быстро свёрнутый конец. Имеются логические нестыковки.

3. Тётя Роза. Четыре по пятнадцать. – Весело, задорно, красочно. Проглатывается на одном дыхании. Чтение для отдыха после тяжёлого рабочего дня. Разгрузка для мозга и психики.

Итог в баллах:
Лета – 1
Контактёр – 2
Тётя Роза - 3


СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ КОНКУРСА

Выдержка из регламента:


«События рассказа происходят на малоисследованных или до того вовсе не исследованных землях или планетах, с наличием некой аномалии. Повествование должно идти о проявлениях аномалии, об изучении аномалии, или от лица самой аномалии"


Я полагала, что расшифровка темы, данная в регламенте, послужит неким общим ориентиром, центром, чья фантастическая условность определит развитие событий.  Этого не случилось. События в рассказах происходят по касательной к малоисследованным или до того вовсе не исследованным землям или планетам, с наличием некой аномалии. Повествование идёт в основном о человеческих взаимоотношениях, а должно бы идти о проявлениях аномалии, об изучении аномалии, или от лица самой аномалии. Во всех конкурсных рассказах фантастическая составляющая является лишь фоном для демонстрации человеческих отношений, но не ценностью сама по себе. Непосредственно описанию аномалий, их изучению и проявлению в рассказах уделено слишком мало внимания. Даже в рассказе «Четыре по пятнадцать», где описанию аномалии уделено больше всего внимания.


Итог в баллах:
Лета – 1
Контактёр – 1
Тётя Роза - 2


ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ДОПУЩЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ РАССКАЗА


Самое привлекательное в фантастике, на мой взгляд, оригинальность фантастического допущения и неожиданность разворачивающихся из него событий. Наиболее интересное фандопущение  (к моему большому сожалению не получившее развития) у Леты – сноперемещение под воздействием внешней силы (с сохранением возможности осмысленного контакта). Явление удивительного шара, начало путешествия в нём Даши было многообещающим. Окончилось ничем. Развитие получило другое допущение (не такое интересное) с летающими людьми. Когда к летающим людям присоединились инопланетяне моё читательское разочарование переросло в негодование. Я почувствовала себя обманутым ребёнком. Крайне неприятное ощущение, скажу я вам. Нельзя так с читателями.

Вообще, в рассказе Леты фандопущений много. Насколько они необходимы и можно ли их безболезненно убрать из рассказа?  Девочка Даша вполне может выиграть конкурс нарисовав необычные рисунки, навеянные обыкновенными снами. Один из членов жюри может проявить заинтересованность одаренным ребёнком и спонсировать туристическую поездку и так далее. В итоге рассказ вполне может состояться и без фандопущений.


В рассказе Контактёра о курином боге и ледяной пещере фандопущение довольно распространённое – возможность контакта с представителями иной цивилизации в определённом месте (внутри ледяной пещеры) с помощью особого предмета (камня куриный бог). Допущение, на мой взгляд, тоже не является рассказообразующим. Рассказ также в основном о взаимоотношениях людей. В центре классический любовный треугольник. Подруги-соперницы и молодой человек. Смогут Илья и Саша, оставшись наедине после посещения ледяной пещеры, посмотреть друг на друга другими глазами? Вполне. Способствуют ли пребывание в ледяной пещере и манипуляции с камешком исполнению желаний? Не факт. В рассказе неопровержимых подтверждений этому допущению нет.


В рассказе у Тёти Розы фандопущение само по себе интересное и работает на полную мощность. Если исключить способность планеты НА-9В к оживлению мёртвого – рассказа не будет. Не оживут Супермен, Лекс Лютор, бабочки и лягушки. Не случится переполоха на борту космического корабля, перемен в отношениях главных героев не произойдёт.


Итог в баллах:
Лета – 2
Контактёр – 1
Тётя Роза - 2


ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Из всех трёх рассказов быстро и внятно считалась лишь основная мысль рассказа «Четыре по пятнадцать»: что бы женщины о себе ни мнили, какую бы ступеньку иерархической лестницы не занимали, решать глобальные проблемы способны и будут только мужчины.

С определением основных мыслей в рассказах Леты и Контактёра – у меня беда. Пусть моей бедой и останется, нули и единицы ставить не буду.


Итог в баллах:
Лета – 2
Контактёр – 2
Тётя Роза - 3


Итого общий итог:
Лета – 6
Контактёр – 6
Тётя Роза – 10


Как жюрист-попаданец, прошу авторов не принимать близко к сердцу выставленные оценки. Я всего лишь читатель и могу ошибаться. Искренне надеюсь, что ущерб от моего пребывания в жюри окажется минимальным.

С уважением, Лина


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2019
Свидетельство о публикации №219041301359

Комментарии http://www.proza.ru/comments.html?2019/04/13/1359