Первые тропы Фёдора Крюкова

Игорь Шап
   Просматриваю прозу Фёдора Дмитриевича на предмет первого употребления им поэтических тропов — метафор и редких словосочетаний. Начал с одного из самых ранних его рассказов. Автору 22 года. Рассказ "Святая ночь", напечатан в № 94 "Петербургской газеты" (1892 г.) во вторник 7 апреля, а Пасха в тот год была 5 апреля.

https://wp.me/p2IpKD-3mx

   Проверяю прозу Фёдора Дмитриевича на предмет конкретных фразеологических оборотов. Использую сетевой ресурс "Национальный корпус русского языка" (НКРЯ), в котором уже содержатся сотни миллионов словоупотреблений, попавших в произведения русских писателей, философов, общественных деятелей, журналистов и мемуаристов. Ищу в "основном" и "поэтическом" корпусах ресурса.

   Я не надеялся обнаружить в короткой зарисовке начинающего писателя ничего уникального, а потому был весьма удивлён, когда там отыскались целых четыре впервые употреблённых словосочетания. Может их там и больше, но проверял лишь то, на чём останавливался глаз. Вот они:

   1) "Мама приносит им новые рубахи, новые "пиньжаки" и новые штаны. Иван Иваныч надевает свою рубашку. Новый СИТЕЦ ГРЕМИТ, шуршит и, сгибаясь, кое-где колет его тело, пожимающееся от холода".

   СИТЕЦ ГРЕМИТ — прекрасная метафора! Впрочем, нельзя исключить, что нигде не мелькало что-то вроде "гремели шелка" или "загремела парча". Так что в этом случае нужны дополнительные изыскания.

   2) "Иван Иванович идет через Неву по мосткам. По обеим сторонам в сумраке расстилается грязный, голый и ВСПУХШИЙ ЛЕД. Он весь изрезан бороздами и уныло ждет, когда Нева унесет его в море. Давно бы уж пора ему туда, притоптали и испачкали таки его значительно, а Нева все не торопится…"

   ВСПУХШИЙ ЛЕД — это тоже уникальное словосочетание, не звучавшее в литературе ни до, ни после Федора Крюкова (современность я не учитываю).

   3) "Волна ударила его сначала затылком об двери, потом носом об угол стены и вбросила в собор. Шум, крик, женский визг, ОГОЛТЕЛЫЙ БЕСПОРЯДОК внесла эта волна в святой храм".

   ОГОЛТЕЛЫЙ БЕСПОРЯДОК — также уникально и в литературе не встречается.

   4) "Гудят колокола, несется МЕДНЫЙ их ЗВОН по всему городу, мешается, колышется и дрожит, возвещая людям весть о великом искуплении от смерти и о новой жизни".

   МЕДНЫЙ ЗВОН (колоколов) — казалось бы, это столь сейчас очевидное словосочетание было и до Крюкова, но нет, всё только лишь после него. Через 7 лет это появляется у писателя Дмитрия Мамин–Сибиряка (1852–1912 гг.) в его "Отрезанный ломоть" (1899) — "Где-то вдали прорывались родные голоса, гудел МЕДНЫЙ колокольный ЗВОН и глухо и торжественно шумел родной зеленый лес."

   Пройдёт 17 лет после "Святой ночи" и в повести "Зыбь" (1909) Крюков повторит свой "медный звон", но уже по отношению к крику гусей — "И хлопотливым, веселым шумом проснувшейся заботы приветствовало восход все живое население станицы. Неистово орали кочета; мягким МЕДНЫМ ЗВОНОМ звенело вдали кагаканье гусей; вперебой блеяли выгнанные на улицу овцы и ягнята ; как школьники, нестройным, но старательным хором поющие утреннюю молитву; в кучах сухого хвороста сердито-задорно считались между собой воробьи".

   Далее мы встречаем у Михаила Шолохова в рассказе "Пастух" (опубликован в "Журнале крестьянской молодёжи" 5 февраля 1925 г.) фразу — "В полдень по хутору задремавшему ; МЕДНЫЕ всплески колокольного ЗВОНА". Потом эти "медные всплески" повторятся в третьей книге "Тихого Дона" — "Из дворца до зари неслись пьяные вскрики, медные всплески оркестра и рыдающие трели теноров войскового хора песенников" (6, XI, 106).

   Что могло навести Федора Крюкова на эту метафору? Разумеется, пушкинский "Медный всадник" (Крюков Пушкиным зачитывался):

…И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник МЕДНЫЙ
На ЗВОНКО-скачущем коне;

   В "Святой ночи" главный и единственный герой рассказа Иван Иванович, в котором узнается сам автор рассказа, идёт с Васильевского острова к Исаакию по проложенным поверх невского льда мосткам и выходит прямо к памятнику Петру. В тот год Федор Крюков жил на Васильевском острове как раз рядом с временными этими ледяными мостками.

_______________________________________

ПОЛЕМИКА:

   ЕВГЕНИЙ МАСЛОВ:
   Очень интересное исследование. Единственная мелочь, с чем, пожалуй, не согласен с автором, что Ф.Д. Крюков однозначно вывел метафору «медного звона» из пушкинского «Медного всадника». Думаю, Фёдор Дмитриевич эти знания и метафоры носил в себе как православный, и как человек русский, с детства. У нас дома несколько поколений лежали колокольчики, вероятно, поддужные, разного достоинства, и литья из XVIII–XIX веков.Отец (1912 г. р.). из потомственной по своей маме линии церковнослужителей (пономарей, дьячков и пр.званий причта храмов Лебедянского уезда Тамбовской губернии), неплохо знал многие премудрости церковного пения, культивировавшегося в роду до него более ста лет. В нашем детстве он, рассказывая, как приучали в семье к началам музыкальной хоровой грамоты, вынимал эти колокольчики и ударяя по ним специальной палочкой, извлекал звуки разной высоты, объясняя их. Отдельно шли приглушенные звуки медных колокольчиков, а отдельно – тонкозвучных, серебряных. Звучание одного и того же тона так и называлось у них: это «медный звон, а это – «серебряный звон». Почему-то уверен. что эти словосочетания не новые и невеликую эту премудрость знали в русских православных семьях, если не все, то уж во сяком случае многие. И почему бы отказывать в этом простом знании Фёдору Дмитриевичу.

   Поэт АНДРЕЙ ЧЕРНОВ:
   Евгений, очень ценно ваше добавление про серебряные и медные колокольчики. Тем более, что ФК был меломаном. Но в рассказе всё-таки речь о пути через Неву мимо Медного всадника.

   Филолог МИХАИЛ МИХЕЕВ:
   1,2. ВСПУХШИЙ ЛЕД, ОГОЛТЕЛЫЙ БЕСПОРЯДОК – да, это уникальные сочетания по НК, но там массив до 1900 года только 60 млн. слов (из всего – 283 млн.);
   и про СИТЕЦ ГРЕМИТ – да, это по НК метафора-уник, он же, если не метафорически, еще и – ШУРШИТ или ШЕЛЕСТИТ, а вот что есть в НК:
   …Что они играют на арфе, шуршат шелком, звенят золотыми подвесками, красят губы и веки, и ; и ничего не боятся? [Владимир Жаботинский. Самсон Назорей (1916)]
   Шелестит-шуршит длинная полоса ситца, или мягко сползает на пол с рабочего стола дешевенькая шерстяная материя. [Л. А. Чарская. Мать (1912)]
Слышал, как шелестит бумага, видно, баба показывает ситцы. [М. М. Пришвин. Дневники (1923)]
   С окружных хуторов и станиц сгоняют казаки скот, со станции наезжают скупщики, тут же на рыночной площади разбивают купцы дощатые лавки, на прилавках шелестят пахучие ситцы, … [М. А. Шолохов. Калоши (1926)]

   3. Т.е. (здесь я только догадываюсь, что ты, Андрей, хотел сказать) если Ш переписывал у К-а еще и «Калоши» (согласно Бар-Селле и тебе?), то он должен был метафору ФК – ГРЕМЯЩИЙ СИТЕЦ – заменить, понизив до: ШЕЛЕСТЕНИЯ… так, что ли? или это у тебя безотносительно?

   4. а про МЕДНЫЙ ЗВОН – нет, уже не совсем уникально, тк наверно было в 19 в. чем-то вполне тривиальным, само-собой разумеющимся, очень далеким от метафоры, вот смотри:
   Дырявая парусина на его крыше ходит волнами от степного рвущего ветра, который, на ужас уездных старушек, разносит уханье барабана, звон медных тарелок, песни и хохот по всем закоулкам и лачужкам городка… [Г. И. Успенский. Из биографии искателя теплых мест (1879)]
   Где-то вдали прорывались родные голоса, гудел медный колокольный звон и глухо и торжественно шумел родной зеленый лес. [Д. Н. Мамин-Сибиряк. Отрезанный ломоть (1899)].

   Метафоричным же был, или считался таковым, — поэтически возвышенный «малиновый звон» (более 10 раз до 1900) или «серебряный звон» (Амфитеатров, Мельников-Печерский)… Так что «уникальность» этого медного звона у ФК все же довольно сомнительна.

   АНДРЕЙ ЧЕРНОВ:
   Миша, зачем ты (если не всегда, но часто) приводишь примеры более поздних употреблений другими авторами тех же, или похожих вербальных оборотов? Так делаешь и здесь.
   И зачем не отличаешь прямое описание (звон медных монет; шелестенье шелка) от метафоры (медный звон; гремящий ситец)?
   Ну а на то, что 62 млн. слов – это недостаточная выборка, скажу: любая выборка, как любая сеть, имеет ячейки, в которые может уйти и мелкая рыбешка, и даже та, что покрупнее. Потому ненахождение чего-то по НКРЯ не означает, что искомого не было. А означает, что искомого не обнаружено в классических и популярных, в самых востребованных произведениях русской словесности. Потому твоя попытка занизить планку до плинтуса, если обнаруживается заимствование Шолоховым из Крюкова, не принимается.