Философия православия. Часть 5. Онтология

Вячеслав Александров 2
Фото автора.




ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. (Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе).
Печатается в Литературном журнале  "ПАРУС". (Русское поле. Содружество литературных проектов). с мая 2018 г.






ОНТОЛОГИЯ.
                Бытие, Сущее в свете Православного учения.
                (предварительные наброски)

               Творение Божие состоит их двух миров: неба и земли, т.е. мира видимого и невидимого, с одной стороны. С другой – человека, созданного по образу и подобию Бога, но не как существо отличное от творения, а как существо, соединяющее в себе его земное и небесное начало. По словам Святых Отцов человек, - это «микротеос» - малый бог («мир второй», «мир малый»), призванный посредством присущих ему творческих сил преображать бытие, т.е. приближать сущее к Сущему.  Из Писания мы знаем, что отношения между человеком и миром начались, во-первых, с того, что Господь поселил  людей в «саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:15), и, во-вторых, с  наименования созданных Богом тварей. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы увидеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей». (Быт 2:19). 
              После сотворения и благословления людей «сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт 1:28).  Всё, что бы ни  делал человек первоначально, – он делал это, сохраняя единство с Богом, не нарушая Его волю и, тем самым, сохранял полную гармонию бытия. Несмотря на то, что человек изначально являлся владыкой мира, он, тем не менее, оставался послушным сыном Бога, исполняющим  своё призвание, вместе с созданной ему помощницей - женщиной (Быт 2:20).
               Человек был создан, хотя и совершенным, но младенцем, который должен был естественным образом развиваться, набираясь опыта  и мудрости. Изначально в творении непрерывно рождалась синергия, то есть сила, возникающая в результате сотрудничества людей с Богом. Она и направлялась неиссякаемым потоком  во все царства бытия, делая акт творения непрерывным, как, например, непрерывно развивается организм от  семени до плода. Носителем творческой активности являлся человек – малый бог. Он в результате своего становления должен был расширять границы своих возможностей, т.е. делая душу всё более активной восприемницей энергий Творца. Нам неведомо то, каким мог бы быть человек и творение, если бы не была нарушена связь между ним и Создателем, но нам ведомо, что происходит с людьми, которые по каким- то причинам выпадают из культуры. Трудно сравнить, например, того, кто воспитывался животными, с человеком, получившим самое обычное воспитание и образование. И куда как  труднее, даже попытаться понять разницу между состоянием первых людей, действующих в лучах Отцовской воли-любви, и тем состоянием, в котором находятся даже те из нас, которые искренне стремятся к совершенству.
              Со времён грехопадения, т.е. отпадения от Бога, человек опустился в нижеестественное  состояние, т.е. утратил то, что ему было присуще естественным образом – бессмертие. Оно сохранялось у него как следствие непрерывного притока в душу божественной благодати, позволяющей ему без потери сил решать все свои задачи. Пока человек был бессмертен, не существовало в творении и времени, как периода угасания и разрушения. Нельзя сказать, что времени не было вообще. Просто оно не играло в жизни людей особой роли, ибо указывало только на вектор развития, становления,  расширение границ возможностей человека. У людей в естественном состоянии не было стадии старения, а бесконечное множество степеней зрелости. Эта возможность у человека, как духа никогда не отнималась, но при условии устремления его в Небесное Царство. Замечено, что высоко духовные люди, не смотря на угасание тела, способны сохранять молодость души до самой смерти.
              В результате отпадения людей от Бога катастрофическим образом изменилась не только их судьба – произошли коренные перемены и во всём творении. Вместе с человеком в нижеестественное состояние перешла и природа. Ибо, в результате  преступления людьми границ воли Божией, была проклята из-за них и земля. (Быт 3:17). «Терние и волчцы произрастит она тебе, будешь питаться полевою травою, в поте лица твоего будешь есть хлеб, до коле не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься». (Быт 3:19).  Состояние, в котором  пребывает мир после грехопадения можно назвать ложным. Ибо то, что есть - того могло бы и не быть. Необходимости совершения тех поступков, которые совершили люди, послушав диавола – отца лжи, не было. Напротив, эти поступки были противоестественными, т.е. преступлением против своей же природы. С момента обезображивания людей  и  творения, произошедшего не по воле Творца, а в результате отступления от Его воли, изменились и задачи, которые должен человек решать.  Теперь ему необходимо возвращать себя и мир свой в   д о л ж н о е,   т.е. до ложное состояние.
              Сущее в изначальном состоянии представляло собой гармоничное триединство  земли (мира видимого),  неба (мира невидимого) и человека (микротеоса).  Человек не только соединял в себе потенции обеих миров, но был восприемником творческих энергий Создателя, Который после сотворения мира передал его во власть человека. И все изменения,  происходящие на земле, стали связаны с переменами в человеческой природе.
             Христианская онтология указывает на наличие дух основных векторов изменений, происходящих в творении и человеке, как носителя творческой активности. С момента отпадения людей от Бога  перемены в творении стали носить  характер нисхождения, утраты энергии, удаления от небесного начала. Это выразилось в том, что  время жизни человека непрерывно сокращалось. Библия свидетельствует, что продолжительность жизни первых людей приближалась к тысячелетию, «…дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет». (Быт 5:5). Но перед Потопом она значительно сократилась. Ламех, отец Ноя, умер, дожив до  семисот семидесяти семи лет (Быт 5:30).  Во времена Ноя, который в возрасте пятисот лет родил Сима, Хама и Иафета (Быт 5:32) развращение человеческого рода стало столь велико, что Создатель ещё более сократил время человеческой жизни: «сказал Господь: не вечно  Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть: пусть дни их будут сто двадцать лет». (Быт 6:3).
              Первый онтологический кризис на земле, явившийся выражением напряжения между наличным состоянием бытия и тем, который соответствовал  замыслу Создателя, едва не привёл к  полному уничтожению творения. «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их». (Быт 6:7).  Создатель не отделял человека от всего живого. По сути, окружающий людей мир был его продолжением. Первым онтологическим актом после сотворения мира, стал акт наречения человеком  живых существ. Наречение – это не только узнавание в существе его особенностей, но, главным образом, установление с ним таких отношений, при которых человек обретал настоящую власть над тем, кому дал имя. Получившие имя живые существа, стали его продолжением. Человек, творение и Создатель первоначально составляли гармоничное триединство. Онтологическое напряжение имело положительный заряд, оно находило разрешение в естественном процессе взросления и возмужания людей, набирающих опыт во взаимодействии с творением, следуя в русле воли-любви Отца Небесного.
              Человек был сотворён, когда в мире невидимом, созданном до мира видимого, уже разразилась первая онтологическая катастрофа, в результате которой единство бытия было разрушено противником Бога - Люцифером, увлекшим за собой треть всех ангелов. Мир разделился на Небесный и поднебесный. В одном остались ангелы, другой образовал отступник с бесами. Между данными формами бытия возникло напряжение, носящее отрицательный заряд. Это напряжение не находило и не находит естественного разрешения в виде сохранения единства при наличии  существенных различий. Между миром Небесным и поднебесным возникли противоречия, которые не могут быть разрешены естественным способом гармонизации отношений. Ибо диавол не отказывается от роли противника Бога.
              Мир видимый, на вершине которого находился человек, после создания оказался в зоне влияния не только Небесных сил, но и сил дьявольских. По причине того, что люди не смогли  устоять перед искушением лукавого  и нарушили волю Создателя, разразилась вторая онтологическая катастрофа. Теперь в мире видимом. Можно предположить, что человек как носитель небесного и земного начал, был и создан для того, чтобы преодолеть  непреодолимое противоречие, возникшее в мире невидимом. Всеведущий Бог, конечно же, знал, что произойдёт падение человека в ложное состояние. Но только человек по своей воле, как существо и духовное, после падения может встать на путь возвращения в Небесное Царство, увлекая за собой и всё творение, показав и павшим духам несостоятельность их выбора. Онтологическое напряжение, вызванное отпадением людей от Неба, хотя и несёт в себе отрицательный заряд, но таким образом, что он  способен обращаться в положительный. Осатанелость человека не носит необратимого характера. Поэтому, когда развращение допотопного человечества дошло до предела и в нём осталась только одна  семья Ноя, сохранявшая благочестие, этой семье была предоставлена возможность возродить человечество, после катастрофы, очистившей землю от нечестивцев.  «Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, всё истребилось с земли: остался Ной, и что было с ним в ковчеге». (Быт 7:23).
              Онтологическая сила человечества была сохранена  в семье Ноя.  «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки  отданы они. Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё. Только плоти с душою её, с кровию её, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь,  в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека; ибо человек создан по образу Божию». (Быт 9:1-6).
               Хотя и в обновленном человечестве сила добродетели стала угасать, и множество людей встали на путь произвола, тем не менее, в его недрах стали рождаться святые и пророки, обеспечивающие процесс онтологизации мира.  Духовные подвижники не только остро чувствовали несоответствие наличного бытия и Слова-Замысла о нём Создателя, но стремились на примере своей личной жизни  восстановить естественную связь между небом и землёй. Онтологическое напряжение послепотопного  мира разрешалось рождением, сохранением и укреплением в недрах человечества людей, обладающих религиозным чувством и сознанием. Иначе говоря, тех, кто умом и сердцем принимал Бога, приводил своё личное бытие в соответствие с Его волей-любовью. Именно наличие среди племён и народов святых праведников отныне служило зароком их сохранения на лице земли. А когда развращение в каких-либо сообществах людей доходило до предела, то прежде чем истребить нечестивцев, Господь выводил их  среды праведников.  Например, перед тем как уничтожить Содом и Гоморру, Господь послал туда Ангелов, которые не только предупредили Лота об опасности, не только его торопили, но по причине того, что он медлил «взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили его вне города». (Быт 19:16).
               В первом мире число праведников неукоснительно сокращалось, потому убывала онтологическая сила, рождаемая  стремлением людей к удержанию души в состоянии, позволяющем воспринимать энергию Божией любви-благодати. Именно человеческая душа является местом взаимодействия небесных и земных энергий, местом преображения видимого невидимым. Человеческий дух  изменяет и тело, в котором пребывает, формирует и изменяет обстоятельства жизни, т.е. воздействует на творение. Если дух имеет связь с Небесными силами, тогда в мире земном он действует как соработник Божий, как «малый бог» - творец бытия. Когда дух человека является на земле проводником воли отступника, тогда он становится носителем энергий разрушения. Соучастником преступления против жизни, творимого дьяволом-сатаной.
              В мире втором, послепотопном, несмотря на обезображивание значительной части человечества, в нём непрерывно возрастала сила отрицания зла, проявляемая духом   праведников. Мы не можем говорить об их числе, но, племена, народы, государства сохранялись и сохраняются только до тех пор, пока в их недрах рождаются те, кто способен воспринимать энергии Творца. Именно в результате взаимодействия человека и Бога, рождается синергия, удерживающая всё творение от разрушения. Если  связь человека с Богом ослабевает, то в душе такого человека неизбежно возникают очаги сил, разрушающих как  личное тело, так окружающие бытие.  Лицо земли обезображивается под натиском людей, действующих во имя своё, не ограничивающих себя  в средствах достижения поставленных целей.
               Главным фактором онтологизации мира являлись и являются святые праведники,  к которым в той или иной степени относятся те люди, которые стремятся привести свою личную жизнь в соответствие с совестью. Онтологизация – это работа по удержанию различений между истиной и ложью, между добром и злом. Как только человек, народ перестаёт ощущать разницу между наличным состоянием и идеальным, т.е. должном (до ложном), он перестаёт обращать внимания на свои недостатки, болезни. Потому неизбежно встаёт на путь, приводящий к расстройству личной жизни, и как следствие, к разрушению-обезображиванию окружающего мира.
              До пришествия Христа  представление об ином мире, Небесном Царстве присутствовало только в интуициях  немногочисленных иудейских пророков, и греческих  философов, чаяния абсолютного большинства людей были связаны с достижением земного благополучия. Нельзя сказать, что люди ничего не знали о мире невидимом, но они многочисленным богам приписывали  человеческие свойства. Иное для них качественно не отличалось от их реальной практики жизни. Жизнь людей и народов становиться событием, т.е.  истинной только тогда, когда она есть  СО-БЫТИЕ   двух начал: небесного и земного. Когда же все цели, преследуемые человеком, лежат на поверхности сугубо земного существования, тогда жизнь его становится если и не преступной, то пошлой. Тот, кто не служит ближнему имеющимися у него  дарами,   не способен выйти за пределы границ  наличных, обычных возможностей. К тому же,  во времени он  неизбежно будет свою жизненную силу утрачивать. Жизнь человека наполняется событиями только тогда, когда  он проявляет волю, обеспечивающую преображение посредством своей души земного начала небесными энергиями.
              В мире произошло, по большому счёту, только три основных события. Первое, - это естественное со-бытие миров видимого и невидимого в душе человека, сохраняющего гармонию между собой, творением и Богом. Второе, - это разрушение со бытия миров, произошедшее после грехопадения человека и наложения проклятья на землю  и тварей. В результате этого человек оказался отделённым от небесного мира. Душа стала местом борьбы за неё между ангелами и бесами. Со-бытие отныне стало ниже естественным,  возможным в двух формах. С одной стороны, дух мог отчасти соединяться с миром светлых сил, с другой, – с миром духов злобы поднебесной. До самого прихода Христа происходило угасание онтологической силы, в связи с тем, что люди во всё большей степени отождествляли себя с земным началом, а потому и цели, к которым устремлялись, были всё более приземлёнными.  Сердце и разум человека становились всё менее чувствительными к свету небесной Родины, ибо их очи не поднимались к небесам души, а искали земных радостей и оправдания бессовестных деяний. Но чем в большей степени человечество отделялось от неба, тем сильнее росло внутреннее отрицание земных ценностей тех, кто сохранял и проявлял в себе образ Божий. Не будь таких людей, не произошло бы и рождение Пречистой Девы, чья земная природа смогла соединиться с Духом Святым, и  произвести на свет Богомладенца. Рождение Богородицы – это несомненно восстановление естественного со-бытия мира видимого и невидимого, но как исключительный во всей истории акт. В природе Девы Марии в предельной степени были проявлены потенции всего творения, его обеих частей.  Вся тварь соединила в Богородице все свои силы. Гармония взаимодействия земного и небесного породило синергию такой мощи, которая смогла соединить тварь и Творца.
              Рождение Христа следует отнести  к со-бытию сверх естественному. Произошло то, чего не происходило в бытии; произошло то, что не могло произойти естественным образом. Ранее, до грехопадения человек лишь непосредственно общался с Богом, но только по причине своего Богоподобия  и то, как, зеркало, отражающее свет солнца. Но различие между человеком и Богом несопоставима даже с разницей солнца и его отражением в зеркале. Поэтому появление Христа, соединившего в себе тварное бытие и нетварную природу Бога,  является  неповторимым и неподдающимся объяснению чудом. Явление Христа – т.е.  со-бытие (сосуществование) твари и Творца, по масштабам сравнимо с самим актом сотворения мира. И действительно, вне этого события мир не мог быть сохранён, и только потому, что его онтологическая сила неизбежно бы иссякла,  по причине  отделения земли от  неба, и окончательного соединения в душе её земного начала с темными духами поднебесными.  Именно потому Христос – есть несомненный Спаситель бытия, что он восстановил естественную, изначальную связь между  мирами: видимым и невидимым, и на примере  Своей личной жизни показал окружающим Его людям, что на самом деле есть иное, отличное от земного, Царство, что Оно достижимо, ибо находится в душе каждого человека.
              Если после первого спасения человечества Господь в знак того, что Он есть, и больше не погубит водами бытие, оставил людям  радугу, как символ преображения земли небесными энергиями. То Господь – Христос оставил после себя Церковь, как Своё Тело, в котором  отныне непрерывно происходит преображение бытия. С момента своего рождения Церковь является источником онтологической силы, позволяющей вступить на путь преображения своей природы, а через себя и всего творения, любому человеку. Для этого ему необходимо только встать на путь укрепления веры, соблюдения заповедей Нового Завета. Причём, ни чего особенного от верующего не требуется, ему предлагается  не наносить вреда своему здоровью. Ему предлагается не превращаться в раба страстей, болезней, привычек и объясняется доступным каждому, обладающему разумом, то каким образом можно обрести силу преображения.
              Онтологическое напряжение присутствует в душе каждого истинного члена Церкви. Ибо, если человек встаёт на путь спасения, утверждения Его воли «и на земле, как на небе», то он изменяет не только себя. Напряжение, возникающее между двумя ясно обозначившимися в душе полюсами, непременно создаёт силу, которая подобно свету лампы, начинает проявлять сокровенную суть и мира окружающего. Если в человеке рождается и укрепляется сила его преображения, сила, возвышающая его дух к Небесам собственной души, то она неизбежно будет передаваться в окружающий мир, настраивать на соответствующий лад души людей, с которыми имеет такой  человек. 

 В качестве дополнения.          

Поддержание бытия мира, через связь человека с Богом, обеспечивает восприятие и передачу в творение Его благодати, продолжающей сотворение мира.

«…христианская онтология говорит не о том, что есть. Говоря о сущности мира, она говорит о том мире, которого почти что ещё нет, о мире, который начался Христом, о мире, который ещё предстоит создать, о людях, которыми ещё предстоит стать. Онтология – не истинное знание о том, как на самом деле устроен мир, а понимание того, как мир  должен быть, и может быть устроен. В  христианской онтологии должное и возможное совпадают».  (Грязнова Ю., Давыдова Г. Уместно ли онтологическое мышление сегодня? Кентавр.

 То, что происходит во времени – это есть уничтожение  того, что уродует то, что должно быть и будет.

Со-бытие,  со-существование, взаимодействие «плюс с плюсом - небесное»  «минус  с минусом поднебесное». «Плюс с минусом – человек обычный.»
               Событие происходит,  когда возникает синергия от взаимодействия, если же акт взаимодействия возникает как союз не ради создания блага, а отчуждения необходимого у других, из окружающего мира, тогда события не происходит, ибо разрушается единство взаимодействующих объектов.  Событие рождает синергию. Событие рождается синергией. Синергия – это умножение энергий взаимодействующих объектов. Это возможно только в случае, когда  в результате взаимодействия объектов они становятся открытыми для восприятия Божественной силы. Синергия – есть результат разрешения онтологического напряжения, возникающего между небесным и земным началом сущего. Синергия - онтологическая сила. Она обеспечивает положительное изменение одного мира другим:  земного – небесным, невидимого – видимым.
              Событие происходит как результат разрешения онтологического напряжения, возникающего между частями сущего, стремящихся к установлению единства. Каждое настоящее событие синергийно и стремится вывести взаимодействующие объекты на  иной, более высокий уровень бытия сущего. В  истории человечества, творения произошло только несколько настоящих событий.  Православие утверждает, что естественное становление человека  и творение было прервано грехопадением.  В результате его сущее опустилось в нижеестественное состояние. Изменился сам характер онтологического напряжения.  Главной задачей человека со времён  разрушения единства между ним, миром  и Богом, стала задача возвращения естественного состояния бессмертия и свободы. Это возможно только при условии установления гармонии взаимодействия в собственной душе небесного и земного начала бытия. К человеку возвращается онтологическая сила, при условии проявления им воли, обеспечивающей приведение в соответствие личной жизни с требованиями, заповедями Божиими.
              Главным событием истории было и является Рождение, Жизнь, Смерть и Воскресение Христа. Вся цепь событий, происходящих в послепотопном бытии, была подготовкой к воплощению Бога. Главным событием в бытии после Вознесения Христа, явилось сошествие Духа Святого на Апостолов, и рождение Церкви. Отныне для каждого человека  открылся  путь возвращения в естественное состояние.
              Если до Христа онтологизация была связана с подготовкой воплощения Сына Божьего, то после Его ухода стало возможным преображения любого человека, открывающим своё сердце Христу. Онтологическая сила рождается и укрепляется в душе по мере усиления веры.   Эта сила, - есть сила одухотворения собственного тела верующего, а через него окружающего бытия. Дух оформляет материю. Если дух человека не способен преодолеть расстроения во внутреннем круге своего бытия, то он и во вне себя будет способствовать хаотизации бытия. Главным фактором формирования человека, народов, государств, цивилизаций был и является их дух. Именно под воздействием человеческого духа изменяется и само лицо земли. Мир видимый – отражение того, что происходит в душе человека-человечества.
             Христианская онтология направлена на построение иного, отличного от земного царства. Но если стремление к построению рая на земле, человека выводит за пределы наличного бытия, ибо он всегда находится в ожидании лучшего, то истинная вера возвращает человека в настоящее время, т.е. в реальность. Нет более практичного человека, чем по-настоящему верующий человек. Ведь главной его задачей является выявление и устранение того, что оставляет его в несовершенном состоянии в непосредственно переживаемое время. Верующий живёт прямо сейчас, ибо принимает на себя всю ответственность за происходящее с ним, понимая, что проявленная слабость неизбежно приведёт к соответствующим последствиям. В душе верующего не ослабевает онтологическое напряжение, ибо он стремится не допускать обезображивания своей природы. Очи ума и сердца верующего   устремлены не к миражам возможного земного благополучия, а в небеса собственной души. Ибо, знает, что Царствие Небесное внутри его, и оно достигается силой, обеспечивающей узнавание в себе того, что прямо сейчас пытается сделать его рабом зла и греха.
               Если взглянуть на жизнь праведника глазами обычного страстного человека, стремящегося к земным благам, то она покажется лишённой каких - бы то ни было значимых событий. А всё потому, что вся жизнь такого человека событие. Ибо он непрерывно совершает труд, обеспечивающий его духовный рост, преображение плоти земли, через одухотворение своего тела. Незаметно для  нас растёт дерево, созревает урожай на полях, потому что это происходит естественным образом. Так происходит со всяким, встающим на путь обретения святости. Этот человек всегда видит перед собой только одну ступеньку, на которую он должен подняться, преодолевая в себе то, что может привлечь в душу зло.
              Христианская, Православная онтология утверждает, что мир, который видимым образом окружает человека  не истинный, не сущий, ибо является и несовершенным, и не завершённым. Кто воспринимает видимое, как сущее на самом деле, тот не сможет на его опереться.  Окружающий материальный мир и отношения в нём обладают только видимостью бытия. Действительным этот мир становится только тогда, когда человек начинает отрицать его несовершенность. Пока человек не встанет на путь преображения своего земного начала небесным, его будет окружать сущее, находящееся в состоянии истощения, т.е. обращающееся в   несущее.  Бытие для нас становится действительным,  когда в нём действует Божия благодать. Истинной онтологической силой обладает на земле только Церковь и человеческая душа, стремящаяся исполнить слова молитвы: «Да будет воля Твоя и на земле как на небе».
              Православие говорит, что истинная жизнь вне Церкви Христовой не возможна, потому что именно Она является душой человечества. Она предотвращает обращение бытия в небытие, сущего в не сущее.  Ибо в Ней происходит непрерывное соединение земли с небом, в результате которого рождается онтологическая сила, т.е. сила,  не только удерживающая бытие от распада, но и возвращающая его  в естественное состояние. Все значимые  в жизни человека и человечества события происходят в лоне Церкви, как теле Христовом. Православие утверждает, что только  те люди, душа которых открыта для восприятия Божией благодати, обладают бытием. Тот же, кто свою жизнь не сообразует с требованиями совести, т.е. не проявляет усилия, угашающие произвольные деяния и страсти, падает в небытие.
              Бытие возникло в результате творческого акта Бога. Человек, созданный как малый бог, не как Бог, а как Его отражение, несёт в себе творческое начало, посредством которого он способен изменять сущее. Со времён грехопадения, и погружение  бытия в ложное состояние основной задачей человека, как носителя творческой активности – онтологической силы, является возвращение мира в естественное русло существования, как единого целого. Святые Отцы говорят, что человек, не только «малый бог», но и «второй мир». То есть он подобно Создателю способен творить из себя бытие. Но не всякое изменение сущего - есть творчество.  Настоящее творчество всегда связано с созданием истинных благ, т.е. таких ценностей, которые возвращают мир в состояние единства, гармоничного взаимодействия небесного и земного начала творения.
              Помимо онтологической активности человек является  причиной дезорганизации, деградации, хаотизации бытия. Силы разрушения возникают в его душе  тогда, когда она  перестаёт быть  местом гармоничного взаимодействия тела, как продолжения плоти земли и духа, как носителя Божией благодати. Как только дух человека начинает удаляться от  одного из начал бытия, погружаясь слишком далеко в земное, или слишком высоко в небесное, начинает истощаться и его творческая сила. Каждый человек является храмом Божиим, сохраняя и укрепляя который, он облагораживает и окружающее бытие.
             Онтологическая сила, преображающая мир, удерживающая его от разрушения рождается в душе людей, стремящихся к преодолению, во-первых, внутреннего разделения на тело и дух. Тело – это место обитания души. Душа – это место обитания духа. Когда человек проявляет волю, обеспечивающую приведение в соответствие желаний, чувств, намерений, мыслей, поступков в волей Создателя, тогда он, как «мир второй» возвращается в состояние единства, хаос вновь становится космосом.  По мере преображения своей личной жизни, к духу человека возвращается его естественная творческая сила, обеспечивающая гармонизацию всего творения. 
              Онтологизация – это активность, преображающая бытие, рождающаяся в душе человека, преодолевающего притяжение земного,  плотского начала, отделяющего его от творения и Творца. Что характеризует человека, не исполняющего своего призвания быть «соработником у Бога»? (1 Крнф 3:9). Апостол Павел говорил следующее: «…если между вами зависть, споры, разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому обычаю поступаете?  Ибо когда один говорит: « я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос  поливал, но взрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а   всё   Бог возвращающий. Насаждающий и поливающий суть одно; но каждый получит награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение». (1 Крнф 3: 1-8). 
              Человек не обладает своей собственной творческой энергией. Но это не означает того, что возможности его ограничены. У нас иссякают силы только по причине того, что затрудняется доступ к Источнику сил, Силе сил. И чем больше человек проявляет усилий, обеспечивающих очищение души от того, что затрудняет принятие ею Божией благодати, чем в большей степени расширяются границы  творческих возможностей человека. Парадокс свободы, которая не возможна без прилива сил в том, что она достигается, во-первых, только в результате осознания необходимости ограничения в себе того, что отделяет  земное от  небесного. Во-вторых, жесткого принуждения себя действовать в рамках полученного знания или веры в истинность Божиих заповедей.
              Человек всегда находится в точке соединения энергий, либо превращающих  бытие в небытие, либо позволяющих строить и украшать  свою жизнь, а через это и всё мироздание. «Я по данной  мне от  Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может  положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, получит награду. А кого дело сгорит, тот потерпит урон: впрочем, сам спасётся, но как бы из огня». (1 Крнф 3: 10-15).
              В самом основании сущего лежит Слово, Бог – Слово. В мире нет ничего, кроме того, что есть в Слове.  Человек не в состоянии создать что-либо абсолютно новое, но в его силах либо проявлять потенции бытия, либо их угашать. Дьявол-отступник, восстав против Творца, не создал новой реальности. Он просто выпал из бытия к границам небытия, сначала увлёкши за собой часть ангелов, за тем и человека. С тех пор человек, как носитель онтологической силы, либо пытается вернуться в естественное состояние, либо, поступая произвольно, нарушая законы жизни, создаёт то, что неизбежно будет разрушено, уйдёт в небытие.