Вероятность

Репозитор
Убедиться в реальности теории вероятности можно на собственном опыте. Самый простой вариант – вероятность 50/50%. Для эксперимента потребуется любая монета (например 5-ти рублёвая), листок бумаги и карандаш. Чертим на бумаге две колонки: для «орла» и для «решки».

Теперь честно бросаем монету, так, чтобы она хорошо кувыркалась в воздухе. И отмечаем кружочками в отдельной колонке все выпавшие «орлы», и напротив каждого из них, в соседней колонке, все «решки». Результаты будут примерно одинаковыми.

То есть, например, из ста бросков по 50 на каждую сторону монеты. Максимум - 52/48. Из десяти бросков, как правило - 5/5, максимум – 6/4; если выпадет - 7/3, это будет нонсенс, который, скорее всего, нивелируется в следующем десятке, и в итоге всё равно будет поровну.

Если бросать 200 или даже 300 раз, то соотношение получится ещё более равноценно, и пропорционально количеству. А всё потому, что изначально, теоретически, и у «орла» и у «решки», было по 50% шансов на реализацию. Никогда, сколько бы Вы не экспериментировали, не выпадет из 100 бросков даже 60/40, не говоря уже о 70/30. Не верите? Убедитесь сами...

Пойдём дальше и усложним эксперимент. Для этого монету заменим игральным кубиком, а на бумаге начертим 6 колонок (для каждой цифры свою). Затем будем честно выбрасывать кубик минимум 60 раз, и отмечать все единицы в первой колонке, все двойки во второй колонке, все тройки в третьей колонке, и так далее соответственно.

В итоге получится примерно по десять выпадов на каждую сторону кубика (где-то по 9, где-то по 11, но вряд ли с большей разницей). Если бросков будет не 60, а хотя бы 300, то соотношение будет точнее с увеличением количества. И снова потому, что у каждой стороны изначально, теоретически, были равные шансы на реализацию (около 17% при условии, что стороны кубика одинаковые).

Можете экспериментировать до бесконечности, но набросать с большой разницей не получится НИКОГДА. Если усложнять ещё больше, используя, например, 2, 3, 4 кубика.., то, будет то же самое. Это и есть теория вероятности во всей своей красе. Только теперь слово «теория» становится не верным определением, поскольку это уже наблюдательный факт.

Давайте представим, что у нас целое ведро, наполненное игральными кубиками, мы бессмертны, и в нашем распоряжении сотни, а может тысячи лет. Будем вытряхивать кубики из ведра, записывать результаты сторон кубиков, снова собирать их в ведро, и снова вытряхивать… И так до тех пор, пока все кубики не выпадут вверх шестёрками.

Возможно ли такое, есть ли хоть ничтожный шанс?? – Есть, потому что эта комбинация теоретически не исключена, а значит рано или поздно реализуется. Толковый математик мог бы точно подсчитать, какая доля процента вероятности выпадения всех шестёрок, и сколько раз необходимо вытряхнуть ведро с кубиками, чтобы эта вероятность реализовалась. 

Аналогичным образом, видимо, зародилась и жизнь на Земле. Если теоретически существовала «выигрышная» комбинация для запуска эволюции, было достаточно времени и неограниченное количество повсеместных и одновременных попыток, то был и шанс качественного перехода от органики к простейшим формам. А дальше как снежный ком...

Сторонники идеализма, то есть существования творца, нередко оперируют некорректным сравнением. Дескать, случайное зарождение жизни, это как если бы множество дрессированных обезьян, которые сидят и одновременно беспорядочно стучат по клавишам печатных машинок, однажды случайно напечатали бы текст произведения «Война и мир». Подобная аналогия некорректна. Но по теории вероятности, даже она не является абсолютным исключением.

Хотя грамотнее было бы сравнивать так. Некоторые из множества обезьян случайно набивают отдельные слова, и они закрепляются. Теперь эта братия оперирует уже не буквами, а готовыми словами, и некоторые случайно «угадывают фразы», и они закрепляются. Далее из готовых фраз случайно формируются правильные предложения, из них абзацы, затем главы и так далее. Вот такая аналогия уже не абсурдна, а вероятность её реализации несколько больше нуля.