Дневник oстровитянки. Скажи Самоубийство

Мисс Ренее
Я могла бы начать этот рассказ со вчерашнего полудня - когда вошла в учительскую комнату для отдыха и спросила: “ Ребята, у кого папка по самоубийствам под рукой?”

Или я могла бы начать его с сегодняшнего утра - когда в холодильнике той же комнаты нашла огромный торт,принесенный одним из моих коллег-приятелей.Чтоб, как выяснила я в самом конце дня, подбодрить меня - на тот случай если ту самую папку я просила для себя. Конечно же, я впечатление депрессивной не произвожу, но ведь многие именно так и ....живут-живут себе весело,а потом раз и...

Но наверное лучше всего начать строго по делу: пару месяцев назад для сотрудников моего учебного Центра провели тренинг “Вмешаться в Самоубийство”.

Вряд ли многие из тех, кто будет читать мой Дневник, сталкивались с этим явлением реально. Но в Австралии - увы,- это  распространенное явление. И далеко не всегда среди бедных и обездоленных.

Если ваша судьба хотя бы однажды проведет вас мимо этого момента, даже хотя бы в роли случайного незнакомца, вы уже никогда не сможете выбросить воспоминание из головы. А с ним - и чувство вины, при всей его иррациональности.

Мне же довелось быть этой случайной посторонней несколько раз. И об этом я могла бы написать отдельный рассказ, если бы набралась сил. Я даже знаю как я бы его начала:

“…В прибрежном ресторане со знаменитым на весь мир видом на океан, я оказалась рядом с хозяйкой банкета - ухоженной пятидесятилетней женщиной в платье стоимостью как минимум половины ресторана. Увидев, что я заметила ее постоянные проверки экрана мобильника из-под накраxмаленной салфетки, она наклонилась ко мнe и прошептала: “ Не обращайте внимания. Я жду звонка от управляющего домом, в котором мой сын арендует квартиру. Сын уже три раза пытался покончить с собой, и я подозреваю, что захочет и на мой День Рождения.Но вы не обращайте внимания, не стоит портить друзьям этот вечер...их ждет ужин из 9 блюд и специально подобранных вин к каждому блюду”.

Как нибудь я  наберусь сил и времени для этой истории, а пока что...

Вчера я решилась: Напишу о тренинге. У нас пред-Пасхальное затишье на работе, почти все студенты отсутствуют, и можно выбрать время для воспоминаний. Чтоб наконец-то от них отделаться.

Нам, сотрудникам учебного Центра для иммигрантов, ввели этот тренинг как обязательный.

Не секрет, что многие беженцы, прибыв из горячих точек,проходят в новой стране через три основных периода:

- Ощущение абсолютного довольства абсолютно всем (Медовый Месяц Иммиграции);

- Горького разочарования ( поняв невозможность и недосатупность многих желанных благ/товаров/работы);

- Долгой затяжной депрессии.

Вот на третьем этапе и нужно умение распознать желание суицида и ему противодействовать.

Нас собрали на пол дня, с обязательной параллелльной программой “совместный ланч” - для укрепления меж-Центровых отношений.

Но нам, выживающим каждый день под административным прессингом Международной кропорации- Хозяина, особо укреплять отношения и не надо: мы и так все накрепко спаяны совершенно невероятной дружбой и взaимовыручкой. Мои сотрудники - умные, интересные специалисты, работавшие в разных уголках мира; по странной иронии, среди них большинство - мужчины. Потому что редкая женщина выживет, работая у нас на полную ставку. Я - единственная такая, и то только от вредности - не хочу ни с кем делить свою программу.И мне нравятся мои сотрудники, с иx попытками робкого оффисного джентельменства.

Оглядев собравшихся за огромным овальным столом, я уселась рядом с Джеймсом. Блондин средних лет, создатель блога фантастических рассказов в свободное от нас время, эмоционалный собеседник, - именно то что нужно на время такого специфичного тренинга.

Открывает тренинг одна из двух наших Лидерш - Диана. Женщина простая и суровая, но не очень компетентная, и понимающая это. Осознание собственного несоответствия должности время от времени бросает ее в атаку по принципу "Бей своих, чтоб..."
Обнаружив, что она никак не может справиться с открытием презентационной трансляции, Диана бросется на первого попавшегося под руку - Джеймса.

- Джеймс! Сегодня не пятница, а вы в джинсах? Менеджемент не потерпит снижения стандартов...

По поводу неуклонно снижающихся личных стандартов Диане лучше бы помолчать.., но..мы все ее любим. Именно благодаря ее туповатой простоте мы все и выжили в первый, самый кошмарный период нашего Центра.

Джеймс поводит бровью, мило улыбается, и обещает прийти без джинс.
Можно приступать.

Специалист из особого учреждения показывает нам видео-клипы о разных ситуациях, о возможных осознанных и неосознанных сигналах с просьбой о помощи...

Подходим к поразившему меня моменту: не нужно бояться спросить открыто “Ты задумываешь самоубийство?”

Именно так. Не "Мне кажется, что ты думаешь..." Не "А не подумываешь ли ты...?" И не "Что-то мне кажется, что ты замыслил..".

Простая прямая фраза, как показывают исследования, приводит к нужному результату: Человек готов говорить.

Вторая фраза: "Я слушаю тебя. Для меня это очень ВАЖНО".

И наконец, в заключении: "Это серьезная ситуация НАМ нужна помощь. Давай посмотрим, кто может НАМ помочь выйти из этого".

Именно в такой последовательности, и с такими акцентами.

Мы все записываем,перебрасываемся фразами, ждем ланча.

- А теперь я хочу, чтоб каждый из вас проговорил другому эти фразы,- требует Специалист.

Джеймс наклоняется ко мне и мы начинаем тихо обсуждать последние административные дурости. Судя по шуму, тем же заняты и остальные.Заниматься серьезно никому не хочется.

Увидев это, Специалист не отступает и требует, чтоб мы по очереди, в открытую проговорили друг другу эти фразы.

И вот здесь нас ждет второй сюрприз: Мы буквально физически пытаемся увильнуть от первой фразы. Нет никаких сил сказать человеку, которого знаешь, "Ты думаешь о С?"

Мы пытаемся увиливать, Специалист настаивает. В результате, я выдавливаю из себя этото вопрос в сторону Джеймса. А вот он, наговорив мне кучу красивых слов добрым голосом, так и не произнес самое главное - слово С.

Меня поражает эот момент, делаю себе ментальную пометку почитать о C больше. Но нет времени, нет времени...

Вчера наконец-то собралась. Попросила папку.
Сегодня меня затащили на чай с тортом, и постоянно кто-то заскакивал в мой учебный кабинет с какими-то нелепо- смешными глупостями. Только к концу рабочего дня я поняла что к чему и нажала на Тима - того, кто и принес торт. ртишлось признаться, что хочу написать о том тренинге.

- Ну да..., - признался он.- Мы не знали зачем тебе нужна эта папка. Я же не знал. что ты пишешь... Думал мало ли что...

- И принес торт, испортить мнe фигуру?

- Да!- радостно поддаkивает он.

- Но ты же не сделал самого главного! Ты не задал ТОТ САМЫЙ вопрос!

- Нет...- растерянно соглашается он. - Хочешь еще один торт завтра?