Выпускница Бестужевки. 3. Кинжал Шамиля

Юрий Рязанцев
Предыдущая: http://www.proza.ru/2019/04/12/754


3. КИНЖАЛ ШАМИЛЯ

     Пролетело время. Ахриев пошёл на поправку. Воистину у него был могучий организм горца! Когда он окончательно встал на ноги, то обратился к своему спасителю: «Проси, чего хочешь!» Константин Викентьевич подумал и сказал: «Я хочу, чтобы бои на горных дорогах закончились. Помоги, если можешь».

     Саид усмехнулся и протянул ему руку. Конечно, волнения на всём Кавказе не утихли, но наш город-крепость стал островком спокойствия.

     А вскоре из Ингушетии приехала в гости жена Саида. Вместе с ней на телеге прибыл драгоценный груз: три огромных текинских ковра ручной работы и большая бочка вина.

     Ковры растянули на стенах комнат, что сразу преобразило наш дом, как по волшебству. После этого история общения отца с Ахриевым перестала быть тайной. К нам в дом пришёл сам полковник, получивший очередную награду из Петербурга за успехи в сражениях с горцами. Он был любезен до чрезвычайности. После недолгой беседы с женой Ахриева пригласил её мужа тоже приехать в крепость и поклялся всеми святыми, что не тронет его, потому что хотел бы вступить с ним в прямые переговоры.

     Саид поверил ему и в результате подружился с нашим семейством. Кстати, сын Саида - Гапур не только не стал абреком, а занимал почётные должности: с 1918 года был наркомом Терской республики, а потом - председателем Ингушского ревкома, то есть одним из руководителей Советской власти на Кавказе.

     С тех пор много воды утекло в Тереке. Лет семьдесят прошло, но я не потеряла связи с друзьями на Кавказе и познакомила внука Юру с праправнучкой Саида – Заремой Ахриевой.

     Она работает в Грозном в местном музее младшим научным сотрудником и приехала в Москву поступать в заочную аспирантуру. Остановилась у меня, вот я её с внуком и познакомила. Он очень любит горы и, конечно, они быстро нашли общий язык.

     В очередной отпуск Юра специально взял радиальную путёвку в Чечню на турбазу вблизи селения Беной и, естественно, заехал к Зареме в Грозный. Побывал в музее «Землянка Ермолова», что в двух шагах от бронзового памятника этому русскому герою войны 1812 года и «покорителю Кавказа».

     В «Землянке» под стеклом на красном бархате витрины лежит легендарный кинжал самого знаменитого абрека Кавказа – Шамиля. Внук попросил дотронуться до него. Зарема открыла замок и разрешила взять кинжал в руки. Юра вытащил его из ножен. Толстое лезвие большого тяжёлого кинжала было абсолютно тупым по краям, но с колющим остриём.

     В музее - множество и других исторических реликвий. Например, подлинный приказ Наполеона с собственноручной подписью великого полководца о награждении русского офицера орденом «Почётного легиона» за мужество в сражении с французами (!) под Смоленском. Рядом с приказом и сам орден.
 
     Неподалёку - боевое знамя Саида Ахриева, привезённое Заремой в музей из аула в Ингушетии, где она родилась. Там стоит её полуразрушенная родовая башня - символ её знаменитого кавказского рода.

     Внук преклонил колено перед этим знаменем и поцеловал его.

     (К сожалению, на этом всё и закончилось. Зарема после двух чеченских войн пропала без следа, и я о её судьбе не знаю ничего.) – Ю.Р.

     В 1929 году мой муж получил квартиру на Сивцевом вражке в Москве, и я решила вместе с внуком наведаться в неё через шестьдесят лет. Зачем? Да просто так!

     Дверь нам открыла маленькая девчушка со смешными кудряшками. Она закричала: «Папа, к тебе пришли!» Появился представительный мужчина средних лет. Он спросил: «А вы кто?»
 
     Не обращая внимания на его неприязненный тон, я решительно вошла в знакомый мне просторный холл.

     На стене на том же самом месте, где я его повесила шестьдесят лет назад, увидела огромное старинное зеркало в резной раме, привезённое мною из Владикавказа.
 
     «Я бывшая хозяйка этой квартиры и пришла сюда за своими вещами! А три осетинских ковра сохранились?»

     Он грубо ответил: «Пошла вон отсюда! Или вызову милицию!»

     Конечно же, мы ретировались. Но я всё же успела взглянуть в зеркало. Оттуда на меня смотрела не молодая красавица в белом платье с жемчужным ожерельем на шее, а седовласая старуха девяноста лет.


Продолжение: http://www.proza.ru/2019/04/19/748