Собор парижской богоматери

Валерий Протасов
   Горит Нотр Дам де Пари, наказанный ли божьей стрелой, подожжённый ли нахлынувшими беженцами. Сбывается старое пророчество. Как гибель Первого и Второго Храма в Иерусалиме обозначало конец Еврейского царства с его мессианскими ожиданиями, так и разрушение Собора Парижской Богоматери предвещает закат западной цивилизации. Она гибнет и разлагается уже давно. Теперь же наступает финал. Всё в мире полно признаков конца света. Вся новая литература говорит об этом. Романы Юрия Кувалдина «1946», Сергея Минаева «Я не люблю тебя, Москва», «Духлесс» - последние фрески гибнущего мира, уже не литературные аллегории типа дантовской преисподней, а живые слепки реальной жизни. Пусть в них заострены апокалипсические черты, пусть сгущена атмосфера земного ада современной жизни, но они говорят правду о нас, о человеке, склонном к греху во всех его видах. В них та правда, которую мы не осмеливаемся увидеть, сказать другим и себе самим. Да, мы побеждаем других, но не можем отстоять свои города и сёла от наползающего чёрного пятна варварства и фанатизма, не можем защитить свои души. Слава богу, ещё жива здоровая часть человечества. Это люди провинции, глубинки, люди, живущие за Садовым кольцом, но и их отхватывает гибельный дух разложения. Люди как будто пробуют себя, свою человеческую природу, насколько глубоко она может пасть. Побеждают те, в ком сильнее витальная, животная сила, яростный огонь нетерпимости. Они победят и разрушат то, что создавалось веками и тысячелетиями, отбросят наш мир на столетия назад. На их календаре Средневековье, 14 век. Победят, но когда-нибудь придут к тому же, отчего гибнет наш мир. Сможет ли устоять Любовь? Придёт ли день Страшного Суда, когда отберёт Господь и ангелы его праведные души, чтобы отделить плоды чистые от плевел, открыть ворота первым в Царствие Божье и бросить в огонь сорную и ядовитую траву?
   Пришло известие, что пожар потушен. Судный час отодвинулся.