Михаил Тищенко. Язык символов

Ирина Петал
Сотворчество. Михаил Тищенко. Сердце


Поёт художник и поэт и сердце трогает дуэт, и греет душу, как вино, такое стихополотно. © Константин Тумольский




Вдохновение: Михаил Тищенко «Пророк сказал…»
В коллаже фрагменты картин художников: Иван Ефимович, Константин Воронов, Владимир Куш, Дженнифер Пейдж,  Стефан Сильвестра, Меган Дункансон, Никос Гифтакис и др., также клипарт из свободных источников.


- Ира, добрый вечер, очень красивая картинка, я к ней попробую. стих написать) Но к пророку, мне кажется, она никак не относится…
- Ну, села за коллаж к этому стиху... Хочешь, бывает, одно, а делается совсем не то. :))  Такая нарисовалась картинка, что в ней, даже не объясню... Может, про пророка в сердце, который только рождается... Дух-художник...
- Мне она ОЧЕНЬ понравилась, попробую по ней стих сделать, поменяемся с вами ролями)


Коллаж


   Коллаж - это произведение искусства, состоящее из многочисленных материалов, таких как бумага, газеты, фотографии, ленты или другие объекты, прикрепленные к основе, например, обычной бумаге. Коллаж может быть сделан даже из физических материалов или электронных изображений, прикрепленных к цифровому фону. Возникнув от французского слова "coller", что означает "клеить", коллаж позволяет экспериментировать с широким спектром материалов для достижения результатов. Коллаж особенно характерен для искусства XX века. Одна из задач коллажа -  эмоциональная насыщенность и острота произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами.

   Коллаж своеобразен тем, что на определённую тему хочешь сделать картинку из того, что под рукой. Вот, на кухне хочешь сварить кашу рисовую, а есть только гречка, рис надо покупать. Варишь гречку, если хочешь каши поесть. Электронный коллаж так же: на определённый тему набираешь, находишь в Интернете картины, картинки, фото. Имея какой-то набор «продуктов», начинаешь стряпать. Бывает набросаешь, набросаешь на белое электронное полотно разные картинки, вырезаешь из них кусочки, фрагменты, что-то по ходу подрисовываешь, ставишь, расставляешь… . И, как в песне поётся, «я его слепила из того что было, а потом что было то и полюбила…» В целом, меня лично устраивает любая фигня. Я хотела потворить, процесс пошёл, закончился, я не прихотливая – пойдёт результат. Это моё первое впечатление от Темы… Моё творчество. Как говорится, хочу - творю! Творчество рулит!

   Но, я работаю с соавтором, он законодатель темы, он Поэт, владелец Текста. Он знаток культурных художественных ценностей, превосходный дегустатор Прекрасного Мировой Культуры и у него ко мне повышенный требования: если не понравится, работу не примет! С легкой боязнью показываю поэту свою стряпню… Да-да, понимаю, это не художественно, примитивно, годится только для плаката и ширпотреба, мишура… Мя… Не ешь меня, Серый Волк, может, я тебе ещё пригожусь… Начинаю работу сначала: ныряю в Виртуал за новыми «жемчужинами», попутно таскаю понравившиеся камешки для новой мозаики… И так не один раз: собираешь материал для коллажа – выкидываешь, не то, снова, сбор, выкидываешь… Пока какой-нибудь фрагмент состряпанного коллажа не понравится Соавтору…

   Ура! Хоть какая-то зацепка! И у него уже  какие-то идеи появились, советует, подправляет, уточняет… Попутно я уже столько умного начиталась по теме… Темы для меня сложные, философские… И дыркой от бублика от Соавтора не отделаешься… Бывало, конечно, и такое счастье: масть пошла, ляп-ляп-ляп… и ему понравилось, принял с первого раза. Но это крайне редко. В основном, это кропотливый труд: подобрать, найти нужный Образ, который бы понравился и мне, и Ему, иногда на это уходит недели, месяцы. А, бывало, сделали работу, обе стороны остались довольны результатом. Через время Соавтор возвращается, надумал доделать, переделать, и коллаж может снова измениться до неузнаваемости… И это процесс нашей работы, на мой взгляд, уже ближе к Искусству.


В чем разница между искусством и творчеством


   Мне трудно судить, но последнее время попадалось много мнений в пользу творчества, а не искусства. И отзывы об искусстве были далеко не лестными. В искусстве содержится гармония. Воспринимая продукт настоящего искусства, чувствуешь в себе потребность к созиданию, испытываешь желание действовать в положительном ключе. А творчество не всегда имеет такую силу воздействия. Да и многие продукты творчества вообще нельзя выносить на публичный суд. Я по себе знаю, мой продукт творчества, отзывы, публикации, коллажи - это для себя лично, просто впечатление и далеко не всегда оно нравится другим, поэтому я очень редко продукт своего творчества показываю другим.

   В чем разница между искусством и творчеством? Наверное, в том, что занятие творчеством доступно даже для человека с посредственными способностями. Стремление создавать что-то более или менее ценное, вкладывая в это частичку себя, заложено в самой человеческой природе. Но людьми искусства могут называться лишь те, кто благодаря своему таланту и, конечно, трудолюбию, способен представить творческую энергию в её наивысшем проявлении.

   Удивительно, творчество – это какая-то непостижимая разумом человеческим сила, увлекающая сердце и сознание в сферы, наполненные радостью, светом,  отрешённостью, ибо сердце творящее в эти мгновения принадлежит Миру и несёт Миру своё понимание Красоты, Любви и Счастья. Это понимание может быть кем-то отторгнуто, а кем-то принято, но искренность приносимого сердцем дара не может быть оспорена никем.


Я оформитель


   В начале апреля восемнадцатого года перед Пасхой ко мне обратился Михаил Тищенко с предложением оформить его стихи. «Я посмотрел с десяток ваших иллюстраций, вы можете работать в разных стилях и, если вам будут близки мои стихи, возможно, у нас получится что-нибудь интересное. Ну, а если нет, извините за вторжение…» - написал Михаил. Я, долго не думая, согласилась, сочтя благим вестником перед божественным праздником. Взялась оформить сборник «Небесный саксофон». Работа длилась год, от Пасхи до пасхи было сделано почти всё, но предстоят ещё переделки некоторых работ. В сборнике 49 произведений…. Были коллажи, сделаннные сходу. Над некоторыми приходилось работать не один месяц, пока не находился нужный образ. Делали, обсуждали, бывал, полностью переделывали. Михаил направлял и подсказывал, уточнял детали. Было нелегко. Опыт редактора и писателя мне как-то пришлось попробовать, над книгой, редактированием текста и оформлением. Поняла, тяжёлый труд. Точно также как и труд профессионального художника или оформителя. Считаю, справилась. Прикоснулась немного к Искусству. Повторять пока опыт не хочется (да и крайне не хватает культурных знаний, хоть в ходе работу начиталась много). Признаюсь, я сделала правильный выбор в профессии – инженер-программист и была на своём месте. А писателей и художников надо воспитывать, развивать, с детства… А мне нравится, просто, немножко, потворить что-то детское :))
май 2019г.



На этот коллаж Михаил написал чудесные стихи:


Среди колонн...
Михаил Тищенко

                Ирине Соколовой

Среди колонн сильнее сердце бьётся,
и ветер, растворяя в небе пыль,
как будто распыляет свежесть, солнце,
вдыхает в чувства дальних странствий пыл,
с бумагою, как кот, резвится в парке,
пускает стрелы, словно он - Амур,
палитру красок делает то яркой,
то монотонной  (часто - чересчур),
натягивает юбки, открывает
овалы бедер и струенья ног
и сыпет искры с сонных дуг трамваев
по улицам - и вдоль и поперек.

И кажется, что-кто то неизвестный,
прижав лицо к энтазису колонн,
глядит в тебя, как смотрят только в бездну,
не понимая, явь ли это, сон.
Он видит сердце, женщину с ребенком,
карминовый, до пояса, платок,
батистовую белую пеленку
и кружево сомнений и дорог,
колонны, сосны, будущее, стрелы,
пронзающие рыбок золотых,
и хрупкое, страдающее тело -
ковчег библейской марки на двоих.
© Copyright: Михаил Тищенко, 2019
Первоисточник:   http://www.stihi.ru/2019/04/21/305



«Взгляни вокруг, кровь мира - красота, и ты - часть её, внутри тебя - она.»
© Михаил Тищенко, «Ты вновь ушел в себя, приятель...», 2019



              Искусство строго, как монетный двор.
              Считай его своим, но не присваивай.
              Да не прельстится шкуркой горностаевой
              Роль короля играющий актер.

              Самуил Маршак


В искусстве с незапамятных времён
Царил классический, официальный тон
И простота была лишь театральной.
Но так в пути сдружился весь вагон,
Что формы строгие выбрасывает вон,
Как в летний день воротничок крахмальный.

Самуил Маршак





Воспоминания


   Наши воспоминания – дело тонкое,  их не бывает слишком много. Если их много, они переплетаются друг с другом и быстрее забываются. Человек забывает детали, мелочи, комбинирует их, стирает с памяти, вместо того чтобы сложить правильную картинку, которую он уже давно забыл. Тем не менее воспоминания важны. Они создают образ человека, проявляют его хорошие и плохие стороны. И это его жизнь, которую можно красиво и интересно отобразить в коллаже...


Новый день


   Это коллаж из воспоминаний  жизни (так мне видится :)). Каждый новый день собирается из разнородных кусочков прошлого, стараясь адаптировать их к новому времени, улучшить, создать более гармоничную картинку… Каждый новый день – это шанс изменить свою жизнь, поработав над коллажем прошлого…


Память эпохи


   Это фотоколлаж с образами прошлого… Память – главное богатство или бедность, главное накопление, человека…



Звуки
Михаил Этельзон

Как за секунду – за мгновенье,
когда будильника звонок
ещё не вырвал из забвенья,
и снов последнее звено
уже не сон, а полудрёма,
и ясен каждый миг и знак,
но шум проснувшегося дома
мешает продолженью сна...
когда паришь в иных просторах,
плывёшь и тонешь в коллаже
заветных мыслей, разговоров,
воспоминаний... и блажен...
когда в уютный мир постели,
на глубине – на высоте,
в невероятное бестелье
готов ворваться новый день...
............................................
...так слышит нас новорождённый,
ещё не видя ничего, –
улыбки или смеха ждём мы,
а звуки из вселенной тёмной
пока не радуют его.

-------------------------
(Опубликовано в журнале "Арион" №2, 2009)
© Михаил Этельзон, 2009
Первоисточник: http://www.stihi.ru/2009/07/08/1171




Язык символов – язык Вечности


   Колонна – символ вертикальности, устойчивости, постоянства, опоры. Сила внутренней оси человека – в его убеждениях и мечтах: возвращаясь к своим «колоннам», приобретаем стабильность в жизненных бурях. Колонна – символ мировой оси. Удерживает Небо, связывает его с Землей. Часто Колонна символизирует Древо Жизни, стабильность и прочность. Согласно античному философу Филону Александрийскому – этот символ выражает идею Бога, который проявляет устойчивость в противоположность изменчивой человеческой природе.

   Золотая рыбка – везение, осуществление желаний, достаток, финансовый подъем, удача. Также, женственность, чувствительность, нежность, мягкость, радостные эмоции, благоденствие, защита от несчастий. В Японии ко всем значениям прибавляется легко разрушаемое великолепие.

   Ковчег – подобно кораблю, выступает символом спасения. Однако основное содержание образа связывается с его функцией в качестве хранилища начал жизни, предназначенных к возрождению: возможность выделения «семян» бытия, которые могут быть сохранены и возрождены («семена» вещей, которые образуют многообразие мира).

   Энтазис (греч. entasis - напряжение) – утолщение ствола колонны в средней его части, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

   --------------------------------------------------

   Я пыталась в коллаже изобразить сердце. Одна часть которого, как весы с тяжёлой гирькой (самовлюблённым кошельком, набитым золотом), стрелочка которых направлена в сторону желаний (золотой рыбки), плавающей в обезжизненной пустыне… Другая часть сердца родила и пытается сохранить младенца от гонки бешенных скоростей Века, способному сохранить и возродить жизненный огонь остывающего Сердца в блеске и холоде желаний, осознать настоящую Красоту Мира и своё место в ней… Может, этот младенец – Дух, способный раскрасить мир в сердце разноцветными красками, дающий силу, палитру счастья, уверенность среди песчаных ветров жизни… Коллаж возник от прочтения стиха Михаила Тищенко «Пророк сказал…»: маленький пророк зарождается в Сердце, меняя стрелку весов и часов на стрелку компаса, которая подскажет нужное направление…

   Рядом с колоннами, построенными человеком разных эпох, ощущаешь всю их мощь и всё своё ничтожество… Но и эти колонны не вечны… И, видимо, в жизни есть другие колонны, среди которых сердце сильнее бьётся и не от страха… 
   
   «Среди колонн сильнее сердце бьётся, и ветер, растворяя в небе пыль, как будто распыляет свежесть, солнце, вдыхает в чувства дальних странствий пыл, с бумагою, как кот, резвится в парке, пускает стрелы, словно он – Амур, палитру красок делает то яркой, то монотонной  (часто – чересчур), натягивает юбки, открывает овалы бедер и струенья ног и сыпет искры с сонных дуг трамваев по улицам – и вдоль и поперек.

   И кажется, что-кто то неизвестный, прижав лицо к энтазису колонн, глядит в тебя, как смотрят только в бездну, не понимая, явь ли это, сон. Он видит сердце, женщину с ребенком, карминовый, до пояса, платок, батистовую белую пеленку и кружево сомнений и дорог, колонны, сосны, будущее, стрелы, пронзающие рыбок золотых, и хрупкое, страдающее тело – ковчег библейской марки на двоих.» (М.Т.)

   Наше собственное восприятие никогда полностью не совпадёт с мыслями другого человека, но каждый из нас дополняет своими красками или словами общую картину темы.  Язык символов – язык Вечности, многогранен. Любуемся его гранями при разном освещении. :) 


Стиль жизни


  Искусство - это не просто какой-либо вид деятельности, это стиль жизни. Данное понятие каждый человек понимает по-разному, по-своему. Каждый вкладывает в него свой смысл. Для кого-то искусство - это всего-лишь "рисование, пение, танцы и т.д." и должна вам сказать, они не так далеки от правды. Давайте разберемся по порядку. Если ты пишешь картины, ты занимаешься искусством. Если ты поешь, ты тоже занимаешься искусством. Данный "стиль жизни" проявляется не только в таких распространенных видах деятельности, как рисование и пение. Также человека, который стрижет собак, тоже можно назвать деятелем искусства. В нашем времени почти каждый, так или иначе, занимается какими либо видами деятельности, относящимися к искусству. Человек создает фото в социальную сеть. Человек пишет пост в ту же социальную сеть. Люди делают маникюр, прически, оказывают всяческие услуги. Они этому учились. И это тоже можно назвать искусством. И я уже молчу о писателях, художниках, актёрах. Они точно так же не представляют свою жизнь без искусства. Только в отличие от простых людей, они задумываются о том, что всё-таки искусство - это неотъемлемая их часть. А что искусство для вас?




Леонард Коэн - С сердцем у меня не так
Авторский перевод: Виктор Постников
Авторская страница: http://www.stihi.ru/avtor/transpoetry


Я всегда работал много
Но искусством не считал
Все в душе перемешалось 
Встретились Христос и Маркс
Мой костер  погаснет скоро 
Искры вспыхнут еще раз   
Расскажите это Богу
С сердцем  у меня не так

Летних поцелуев ливень
Там, где раньше парковал
Злых  завистников я видел
Женщин я не ревновал
Это  в норме, это бизнес
Но остался грязный след
И  теперь  я все припомнил
С сердцем у меня не так

Раздавал я безделушки
Одевался как пижон
Был котеночек  на кухне
И пантера  рядом с ним
Я в тюрьме для одаренных
Отсидел срок  до конца
Я не видел, что случилось
С сердцем  у меня не так

Должен был это предвидеть
Мне был подан вещий знак
На нее смотреть не мог я 
Все пошло совсем не так 
Притворялись мы семьею
Но не нравилась мне роль
Некрасиво, нелогично
С сердцем у меня не так

Ангел взял сегодня скрипку
Дьявол арфу примостил 
Каждая душа -   потемки
Каждый ум – мне  тайный враг
Я разбил окно в потемках
Но мой дом светлей не стал
Но теперь уж все равно мне
С сердцем у меня не так

Я затем  сошелся с нищим
Он был грязный, он был бит
Столько женщин его били
Он забыл за что и как
Нет урока, нет морали
Нету пенья соловья
Просто грязный нищий вспомнил
С сердцем у него не так

Я всегда работал много
Но искусством не считал
Просто старая повозка
Просто я как конь стоял
Не рассчитывал на арку   
Не рассчитывал на рай
Я прекрасно знал, что ждет нас 
С сердцем  у меня не так

Зарядил ружье патроном
Папиным .303
Я хотел все кончить сразу
Чтобы сердце облегчить

*  *  *
What happens to the heart
https://www.youtube.com/watch?v=2AMMb9CiScI


Первая песня на посмертном альбоме Thanks for the Dance, который выйдет  22 ноября 2019 г. Коэн умер 7 ноября 2016 г.


31/10/19

© Виктор Постников, 2019
Первоисточник:   http://www.stihi.ru/2019/10/31/9571







Среди колонн...
Михаил Тищенко
                Ирине Соколовой

Среди колонн сильнее сердце бьётся,
и ветер, растворяя в небе пыль,
как будто распыляет свежесть, солнце,
шлифует ими крыши, купол, шпиль...
С бумагой он, как кот, резвится в парке,
пускает стрелы (в точности - Амур),
палитру красок делает то яркой,
то монотонной  (часто - чересчур),
натягивает юбки, открывает
овалы бедер и струенья ног
и сыплет искры с сонных дуг трамваев
по улицам - и вдоль и поперек.

И кажется, не ты, а неизвестный
стоит среди бесчисленных колонн,
глядит в себя и открывает бездну,
где был однажды мир весь сотворен.
Он видит там красавицу с ребенком,
блеск золота, карминовый платок,
батистовую белую пеленку,
очаг среди сплетения дорог.
Фантазиям и чувствам нет предела,
в озерах - плеск от рыбок золотых.
Вселенную в себя вмещает тело -
ковчег библейской мерки на двоих.

© Copyright: Михаил Тищенко, 2019
https://stihi.ru/2019/04/21/305


Последний вариант стиха:

Среди колонн...
Михаил Тищенко

             Ирине Соколовой

Среди колонн сильнее сердце бьётся,
и ветер, растворяя в небе пыль,
как будто распыляет свежесть, солнце,
шлифует ими крыши, купол, шпиль...
С бумагой он, как кот, резвится в парке,
пускает стрелы (в точности - Амур),
палитру красок делает то яркой,
то монотонной  (часто - чересчур),
натягивает юбки, открывает
овалы бедер и струенья ног
и сыплет искры с сонных дуг трамваев
по улицам - и вдоль и поперек.

И кажется, не ты, а неизвестный
стоит среди бесчисленных колонн,
глядит в себя и открывает бездну,
где был однажды мир весь сотворен.
Он видит там красавицу с ребенком,
блеск золота, карминовый платок,
батистовую белую пеленку,
очаг среди сплетения дорог.
Фантазиям и чувствам нет предела,
в озерах - плеск от рыбок золотых.
Вселенную в себя вмещает тело -
ковчег библейской мерки на двоих.
© Михаил Тищенко