Народная примета. из цикла Мордовские мотивы

Михаил Полев
Десятилетку мне пришлось заканчивать в лесном поселке Свеженькая. Деревушка моя, где я родился и вырос, располагалась на границе Мордовии и Рязанщины. До ближайших центров школьного образования было не ближе десяти километров. Но в те времена, времена моего детства, такое было в порядке вещей. Тех, кто ставил перед собой цель получить образование, расстояния не были преградой. К таковым детям относился и я.
Поселок был разделен на две части, мордовскую и рязанскую. Мордвы-мокши жило много, национального вопроса в те времена не существовало. Да у простонародья его и сейчас не существует.
А меня к тому же тянул к себе мордовский язык своей необычностью и непосредственной доступностью. И я с удовольствием заводил дружбу со сверстниками.
Тем более, что жить пришлось в интернате, где были собраны дети с отдаленных лесных кордонов и поселков.
И на всю жизнь отложилась в сердце и памяти одна дружба, не реализованная по жизни…
Среди моих одногодков и одноклассников были два двоюродных брата Ляшины, Иван и Петр. Родители Петра жили на кордоне Зеленый, расположенном в десятке километрах от поселка. С лесом была связано также и основное занятие родителей Ивана. Хотя в лесном поселке все было связано с лесом. Как и жизнь лесных кордонов, представляющих собой своего рода заимку двух-трех семей лесников.
Ребята были хорошо воспитаны своими семьями и физическим семейным трудом. С Иваном же меня связывали занятия, более чем совместная учеба.
Оба мы были увлечены радиолюбительством, что было достаточно нестандартно на фоне того, что электричество у населения появилось в те годы только-только. Общее увлечение переросло в дружбу. Тем более я был оторван от семьи, а семьею Ивана бывал всегда гостеприимно принят…
Но школа была успешно закончена и пути наши разошлись.
Ваня, статный красавец двухметрового роста, через какое-то время был призван в армию. Я призыву не подлежал и отправился на огни большого города получать образование. Какое-то время мы переписывались, затем переписка прекратилась. Возможно, я своевременно не ответил. Или Иван сменил дислокацию…
Истина выяснилась много позже.
Иван погиб… В армии…
Трудно представить горе, пережитое родителями и семьей парня.
Призывался Иван в месте со старшим братом, учившегося в техникуме.
В мордовских семьях был обычай, сохранившийся с давних времен. Призывник на проводах должен был трижды пройти от  переднего угла с иконами к двери задом и спуститься с крыльца. И была поговорка: Как пройдешься, так и вернешься.
Крыльцо в доме Ляшиных было высокое.
Виктор, изрядно уже выпивший, поскольку возраст уже позволял, со своей задачей справился отлично.
Ваня, будучи совершенно трезвым, поскольку водки на дух не переносил, пройти не смог…
Светлый образ сверстника навсегда остался в памяти. Помнили и меня в его семье. Спустя почти сорок лет меня разыскала на просторах интернета сестренка Ивана.
И я благодарен ей за её память…