Рубежи и межи. Охота на слова

Александр Ерошкин
Двадцать лет назад американцы по праву сильных стали переделывать мир под себя. В ночь на 24 марта 1999 года самолёты НАТО бомбили территорию Югославии. Через 535 дней спецслужбы проведут операцию по уничтожению перед телекамерами двух близнецов-небоскрёбов в Нью-Йорке. Помните 9 11? Зачем? Чтобы навязать всему миру массовое ограничение прав и свобод. С тех пор мы позволяем безропотно обыскивать себя в аэропортах и на вокзалах. После каждого крупного теракта, какие-то свободы  ограничиваются.

Боевую операцию НАТО против суверенной Югославии красноречиво назвали «Союзная сила». В смысле, что когда сила есть, то думать не надо. Двадцать лет мир живёт в этом состоянии, когда международное право нагло подменено правом силы. Кровь льётся, ложь разносится. Война в Югославии унесла жизни и разрушила судьбы многих тысяч мирных граждан. Под гуманитарными ударами бомбардировок оказались не только военные объекты, но и гражданская инфраструктура. Только по официальным данным бомбивших более 1,7 тысячи человек погибло из числа гражданских, около 1 тысячи человек пропали без вести. Погибло не менее 400 детей. Еще 10 тысяч человек получили серьезные ранения. У югославкой стороны сведения на порядок выше, только число убитых оценивается как более трёх тысяч.


«Союзная сила» вполне соотносится с античеловечной силой, если учесть использование обеднённых радиоактивных снарядов, разрушение суверенных государств, давление на своих же сателлитов и уничтожение международного права.


Балка;нский рубе;ж» (серб. Балканска међа) — российско-сербская военная драма режиссёра Андрея Волгина, посвящённая секретной операции по захвату аэродрома Слатина в Косово и Метохии во время войны НАТО против Югославии. Эти события стали самым опасным обострением отношений между Россией и Западом со времён Карибского кризиса.
Российская премьера фильма состоялась 14 марта в Москве, а Сербская 19 марта в Белграде. Фильм был выпущен в прокат 21 марта 2019 года, к 20-й годовщине бомбардировки в Югославии, компанией 20th Century Fox.

Югославия. 1999 год. Российская спецгруппа получает приказ взять под контроль аэродром Слатина в Косово и удерживать его до прихода подкрепления. Но этот стратегический объект крайне важен албанскому полевому командиру и натовским генералам. Группа вынуждена принять неравный бой с террористами. К аэродрому устремляются российские миротворцы и силы НАТО. Мир вновь близок к большой войне.

Те, кто посмотрел фильм, прямо говорят, что правильно сделали, что произвели фильм через компанию 20th Century Fox, это позволит донести правду о тех событиях до зрителя в Западных странах. Запад живёт в другом измерении, он забыл, каково это спасаться от войны и бомбардировок.
Мне пока не удалось посмотреть этот фильм, потому пользуюсь сообщениями из сети.
В июне 1999-го остатки разбомбленной Югославии капитулировали перед НАТО и косовскими сепаратистами.

Россия, доселе ничем не помогшая сербам, вдруг решилась на эффектный, красивый, рисковый, но символический жест. В ночь на 12 июня бронеколонна российских миротворцев совершила 600-километровый марш-бросок из Боснии и за считанные часы до прибытия британских солдат заняла аэропорт Приштины. Позже стало известно, что к тому моменту его уже удерживали 18 спецназовцев майора Юнус-Бека Евкурова. Поскольку детали засекречены, авторы «Рубежа» ни в чем себе не отказали, позволили себе пофантазировать.  Если бы в жизни случилось такое побоище между героями и бандой полевого косовского садиста Смука (Александар Сречкович), зарево было бы видно из Лондона.

Из восьми героев лишь один на действительной службе — майор Асланбек Етхоев (Гоша Куценко, обреченный на звание народного артиста Ингушетии). Пятерых его бойцов еще в 1995-м выгнали из армии и России за самоуправство. Русский Шаталов (Антон Пампушкин), узбечка Вера (Равшана Куркова), татарин Гирей (Нодари Джанелидзе), белорус Слащев (Сергей Марин) и «не-пойми-кто» Бармин (Кирилл Полухин) уронили из вертолета над Боснией военного преступника, которого крышевали натовцы. К ним примкнули серб Вук и хороший албанец Фадиль. Называйте это хоть интербригадой, хоть ЧВК, но таковы законы что жанра о подвигах «потерянных солдат», что интернациональной политкорректности.

Иллюзий насчет «Рубежа» никто не строил: ясное дело, очередная, неряшливо-барабанная поделка. Но «Рубеж» — что угодно, только не халтура: отменный и неумолимый ритм оправдывает пугающий 2,5-часовой формат. Это ни в коем случае и не романтизация войны. Никаких тебе понтовых дуэлей один на один между главным нашим и главным гадом — располосовать горло из-за угла, и вся недолгая. Правда, в финале авторы решились на творческий самострел в эпизоде с бутафорской отрезанной головой, но испортить тягостную атмосферу братоубийства так и не смогли.

Это и не агитка. Из ожидаемых лозунгов звучит лишь сербская присказка о том, что, дескать, «нас с русскими 200 миллионов», но ее неуместность высмеет штатный весельчак Гирей. С экрана все больше долетает матерок старых вояк. А обвинениям в манихействе при изображении сепаратистов могу лишь противопоставить опыт друга-американца, служившего в Косово военным переводчиком. При упоминании сепаратистов у него начинаются едва ли не судороги отвращения, а по родному Чикаго он с тех пор гуляет в подаренной ему десантниками тужурке Рязанской дивизии.

Но главное качество «Рубежа» — ощущение достоверной ярости войны, давно утраченной в  нынешних фильмах о Великой Отечественной. Заслуга в этом не главных героев, предсказуемо играющих в спецназовцев.  В фильме это сделали  второплановые сербские актеры, сыгравшие десантников в борьбе за аэропорт. Это их жизнь, их страдание, что вкупе, само собой, с балканским темпераментом придает убедительность эпизодам повседневного насилия, а это львиная доля фильма. Экранная ярость на грани изуверства — наследие великой школы югославского военного кино, за которое представительствует седой, осунувшийся, хрупкий, но по-прежнему бешеный и царственный Гойко Митич.

Контраст между отношением к происходящему как бы главных и как бы неглавных актеров вскрывает роковую проблему «военно-патриотического» кино. Оно может и впредь играться в войнушку, перемещая немногословных снайперов и подрывников из Косово в Сирию транзитом через Чечню. «Балканский рубеж» стал в полном смысле слова кино о войне, «окопной правдой» нового времени. Известно же, что война лишь продолжение политики другими средствами. Политического кино о той же Югославии и её расчленении, о бомбардировках её культурных объектов и древних мостов на Дунае пока  никто в мире еще не снял. Впрочем, всем участникам той войны вспоминать о ней по разным причинам  стыдно.

Пусть этот фильм о рубежах или межах той войны разбудит совесть у людей и остановит ту безправовую ситуацию, которая сложилась в современном мире.
Смотрим словарь Ушакова, слово РУБЕЖ:

рубеж, рубежа, муж.
1. Граница, разграничительная черта, линия. На рубеже соседних владений. Реки являются естественными рубежами.
2. Государственная граница. Наши славные пограничники зорко охраняют рубежи советской земли. За рубежом (за границей). Радиопередача по всей стране и за рубежом.
| перен., чего. Предел, грань (книж.). На рубеже двух эпох, двух веков. Остаться за рубежом истории.
3. Зарубка, метка на чем-нибудь (первонач. для обозначения границ владений: обл.).
4. только ед. Действие по гл. рубить (обл.).

А это для сравнения из словаря Владимира  Даля из гнезда слова РУБИТЬ.

Рубёж м. руб, рубка. в знач. действ. В лесу такой рубёж идет, что скоро ни лесинки не останется. Рубеж м. зарубка, насека, рубец, знак от тяпка или нарезки; а как встарь все грани и межи означались затесями и метками на пнях и деревьях, то и || самая грань, развод, межа, граница, предел, общий стык двух земель, областей или владений, рубеж. А на березе рубежи и грани, стар. метки. Знай всяк свои рубежи. Всяк держи свои рубежи. Берет свербеж за чужой рубеж? Рубежа не чинить, стар. новг. не переносит суда и расправы за рубеж, решать дела на месте.


Отмечу, что рубеж и рубёж – разные слова, у них разное значение.


О слове МЕЖА мы находим определение в словаре Владимира Даля в гнезде слова МЕЖДУ:

Межа ж. черта, разделяющая две плоскости, особенно применяется к поверхности земли, ко владенью; рубеж, грань, граница, стык, раздел. Берег — межа материка и вод. В нашем имении все межи запали, изгладились. Сосед межу перепахал, впахался в чужое. Имение в окружной меже, не клочками, не чересполосное. Зайцы ложатся по межам, по межникам, либо по бороздам, разделяющим поля и полосы. На меже жениться, на соседке, с приданым смежной земли. Межа — святое дело. Межа — и твоя и моя. У кого силка, найдет и за межкой нивку (чужую). Поля стеклянны, межи деревянны? окно и рамы. Межи да грани, ссоры да брани.


И последнее. В ночь на 14 апреля 2018 Франция, США и Великобритания бомбили Сирию, где Асад якобы применил химоружие. Инициатором бомбардировки был президент Франции Эммануэль Макрон, это он тогда настаивал на бомбардировке, ссылаясь на какие-то явно ложные сведения.

Прошёл год. И 15 апреля 2019 года сгорел Собор Парижской Богоматери. Нотр-Дам, похоже,   придётся строить заново, как это сделали в Москве с  Манежем, который тоже, как считается из-за строительных работ, сгорел  14 марта 2004 года,  в воскресенье, в день президентских выборов. Восстановили почти заново. Россия не пошла с шапкой по кругу. А для Франции уже собирают деньги по всему миру.    Мне думается, что пожар в Париже – ответка на ту агрессивную политику, которую проводит Франция как яркий представитель западного мира. Это напоминание коллективному Западу: в современном мире надо  дружить, а не конфликтовать. Рубежи и межи должны объединять, а не разделять народы.