Спирт

Валерий Пономарев
Было так. Я привез из города матери подарок. Чистый неразведенный спирт. Разумеется , для медицинских целей. У матери болела в последнее время поясница. Говорила, что спирт ей помогает. Она им натиралась.
Мама Зина очень обрадовалась гостинцу. И бережно спрятала его на самое дно сундука, который стоял у входа на кухню.
-Ты, Вася, только отцу про спирт не говори, - заговорщицким тоном сказала мама.
- Совсем из ума выжил Яков. Пристрастился к алкоголю. Ему бы не трактористом работать, а в милиции. Всех бы воров пересадил.
Мать поведала историю, как она недавно поставила бражку и спрятала ее от греха подальше за печкой в летней кухне. Прошло три дня и мать стала замечать за отцом такую особенность. Вернувшись с работы, он первым делом направлялся в сторону летней кухни, предварительно взяв в руки тяпку.
- Ты бы, Яков, сначала поужинал,- говорила мама отцу. – Я сегодня твой любимый борщ сварила.
- Я сначала инструмент наточу, - отвечал он недовольным голосом матери. И добавлял для убедительности:
- Надо картошку скорее окучить, чтобы не переросла.
- Я, сынок,сначала даже радовалась такому энтузиазму отца, - рассказывала мама. – Зайдет на кухню, где – то минут двадцать погремит железом у верстака. И сразу на огород.И целый час работает.
Вскипел самовар, мама стала меня угощать любимыми пирожками с капустой, специально испеченными к моему приезду.
- Тут на днях ко мне заходит наша соседка Нюрочка Круглова, -продолжала свое повествование мама.
- Интересно, что Круглиха могла забыть у нас? – нетерпеливо спросил я.
- У Нюрочки, как у Якова, на уме только выпивка, - ответила мама. – Не успела переступить порог, как тут же затароторила: - Михайловна! Добрая душа! Плесни лекарства. Голова раскалывается. Плохо мне.
Я неоднократно видел сцены, когда мать хлопотала возле Круглихи, сильно пьющей женщины, которая жила от нас через дорогу. Приводила ее в божеский вид после попоек.
- Взяла я ковш, пошла в летнюю кухню, - рассказывала мама. – Вижу, что Нюрочке совсем худо. Поставила ковш на табуретку, стала наклонять лагун с брагой, а он в моих руках как пушинка.
Нацедила я Круглихе лекарства, а у самой на душе буря: - Опять Яков добрался до моих запасов!
- И чем закончилась твое открытие? – спросил я у матери.
Известно чем, побоищем, - ответила она мне.- Я чуть ручку у тяпки не сломала о спину Якова.
Отец любил маму и никогда не поднимал на нее руку. По характеру он был очень добрым. Спокойным. Не бросал слов на ветер. Мог сутками пропадать возле своего трактора. Если была крупная поломка, то отец возвращался домой поздно вечером.
- Ты бы оставался ночевать в МТМ, - беззлобно ворчала мать. – Опять, наверное, весь вечер песни Максима Богданова слушал.
Моториста дядю Максима я хорошо знал. Он, как и отец, хорошо разбирался в технике. Еще, разумеется, любил выпить. Приняв на грудь спиртное, он мог часами исполнять песни. Свой репертуар он начинал обычно такими словами «Броня крепка и танки наши быстры…»
Мне кажется, что в омут пьянства деревня стала скатываться в эпоху Брежнева, в 70 – е годы прошлого столетия. Колхозники стали неплохо зарабатывать, появились выходные.
Правда, надо отдать должное землякам и моему отцу, выпивали не ради пьянки, а ради озорства, веселья, удали.
Через неделю я снова приехал из города в гости в Прокутку. Не успел открыть калитку в ограду, как увидел у колодца с ведром очень взволнованную мать.
- Опять, Васенька, твой отец учудил, - стала она мне жаловаться, после того как поздоровалась.
- Тут утром на улице небольшая авария произошла. Неборских на мотоцикле не разъехался с Гафнером, главным инженером колхоза.
Витька Ширшов с Гафнером завели пострадавшего к нам в дом. Сказали, что в ближайшее в время за ним придет «Скорая» из Ишима, повезут в больницу. –
У мамы Зиныбыла очень хорошая черта. Любых гостей, званых и незваных, она обязательно угощала.Гафнеру она решила налить спирта.
- Достаю, Вася, твою бутылку из сундука,- начала свой рассказ мама. – Наполнила полстакана, ковш воды на стол поставила. Витьке нельзя, он за рулем. Смотрю, Гафнер залпом стакан выпивает, к воде не притрагивается. Поблагодарил меня за угощение и направляется к выходу.
Где – то через час Витька подъехал к своему дому, я как раз пошла к магазину. Окликает меня: - Зинаида Михайловна! Дядя Яша опять Вас подвел. В бутылке не спирт, а вода была. Мне Гафнер по дороге рассказал!

На снимке: Отчий дом. Фото Василия Бохана, автора повествования.