Шанхай

Эрнест Лебедев
К тому времени шел седьмой год моего пребывания в Китае. Мне порядком надоел привычный уклад жизни, привычное место, как, наверное, и сам Китай. Я домосед, большую часть времени мне все-таки не скучно одному, но иногда все же уныло. К концу моей учебы в универе мне подвернулся шанс выбраться из этой рутины, коим я не преминул воспользоваться. С утра самолет приземлился в Шанхае. "Наконец" - подумал я. Я был рад, я был бодр, у меня было ощущение осторожного оптимизма.

Собственно, наиважнейшей целью моей поездки было прохождение практики, а точнее проставление фирменной печати и написание рекомендации в документе о прохождении практики, потому как сей артефакт был неотъемлемым элементом квеста, который должен быть пройден для того, чтобы выпуститься из универа. Заодно сам посмотрел бы, как это все устроено в реальном мире, потому как автор очень редко выходил из своей зоны комфорта.

В компании, где я договорился о прохождении практики, долго смотрели, соображая, что со мной делать, а главное, где поселить. Сама компания занималась морским сюрвейем (что отчасти было связанно с моей дипломной работой), коллектив был преимущественно мужской, а работа разъездной. "Общага для одиноких сердец", -прозвучало из уст начальника отдела. Я выразил свой категорический протест в краткой, но от того не менее содержательной, форме, сказав:  "не пойдет". И действительно, не хотел я жить один, я и так живу один, не считая тараканов на кухне, а тут выпала возможность пожить с китайцами. С восемью китайцами, в одной квартире. Круче чем с тараканами, согласитесь!

В относительно старом, 6-этажном доме, в небольшом жилой комплекс, из открывшейся входной двери на меня смотрел черный, потертый, кожаный диван. Я вошел внутрь и увидел ее… китайскую квартиру, девственную, совершенно незапачканную аурой лаовая. Возле дивана стоял стол, возле старый матрац лежал на боку. Плиточный пол цокал от каждого моего шага, как будто он был не рад, и с каждым цоком давая понять, что, мол, понаехали тут! "Лаовай(иностранец)" послышалось… Слева от меня была маленькая, узкая кухня, чуть наискось, опять же по левую руку, была комната, справа был небольшой коридор, который заканчивался комнатами прямо и направо, а слева – ванная. Было грязно, откровенно грязно, вызывающе грязно! Бардак, такой, знаете, особенный, который бывает у восьмерых пацанов, живущих в одной квартире, приветствовал меня. В ванной на полу была просто грязь, которая бывает на улице после дождя, а еще там были мелкие, шевелящиеся твари. Это все, безусловно, меня поразило в известном смысле, но в тот день я немного устал, просто принял душ, лег на складное кресло, которое стояло в комнате, где жили четыре человека, в той же одежде, что и прилетел. Было зябко, холодно и неудобно, однако усталость сыграла мне на руку, глаза закрылись, я уснул.

Затем потянулись немного однообразные дни. Пятидневные походы в офис, baozi ( китайские пирожки) по утрам (прошло очень много времени, прежде чем я открыл для себя ставшие любимыми doushabao (разновидность тех же пирожков)), сидение на рабочем месте, чтение отчетов по соответствующей тематике, изучение новой лексики. В такие моменты невольно задумываешься о смысле жизни выхухолей и может быть даже гусениц. "Ты комнатная зверушка", - сказал как-то мне во время обеденной прогулки один из моих соседей по квартире и офису. Это было недалеко от правды. Я сидел днями в офисе, ничего не делая, да и что я мог делать? Какую-то особую работу мне не поручали. Возиться со мной особо никто не хотел, большинство постоянно отнекивалось, специальность мою затрагивало только косвенно, поэтому я мог только сидеть и набираться знаний из отчетов. Я спрашивал у своих китайцев, зачем я там сижу. Ответ был примерно таков: «Лаовай (они меня никогда не называли по имени), ты здесь сидишь только для того, чтобы клиенты, приходя, видели твое лаовайское лицо».

Вообще меня забавляло общаться с ними, в основном это происходило так: после очередной порции каких-нибудь китайских поговорок или китайских мудростей, китайцы весело стрекотали о том, что нам, лаоваям, не понять китайской культуры. Однажды на тему помощи СССР Китаю в войне против Японии, китайцами было наложено кирпичей на четыре трехэтажных дома. Идя в один прекрасный день с работы, коллега сказал: "Понимаешь, у вас, у лаоваев, мозги не так работают, вы можете прожить хоть всю жизнь в Китае и не научиться делать так, как делают китайцы. Если у вас что-то не положено, значит не положено, вы слишком прямолинейные, мы же будем искать обходной путь".

Может он и прав, с другой стороны, где нет правил – там много беспорядка, и наоборот, где слишком много правил – они начинают мешать жить. Жизнь ведь не идеальна. Мне они по-своему нравились, и проблемы у них были как и у всех. «Подумай, мы выходим на работу, когда судно причаливает. И в выходные, и на праздники, и в плохую погоду. В прошлом году я работал на китайский новый год. Ты же знаешь, как это важно для нас, китайцев. Все возвращаются домой, а я остался. Думаешь, мне дали большую премию? Как ты думаешь, сколько мне дали? Тысячу юаней!» - возмущался Фан. Иногда мы вместе скидывались на продукты, вместе покупали и вместе готовили. Чжан водил домой девушку, когда его сосед был в командировке. "Лицо у нее не очень, конечно, но фигура хорошая!" - говорил он. Мне оставалось лишь согласиться.

В выходные я всегда уходил бродить по Puxi, мне безмерно нравились эти улочки, эти старые здания в разных архитектурных стилях. Я смотрел на лаоваев и замечал, что таращусь на них как истинный китаец, с непривычки наверное… Шанхай действительно пестрил многообразием. Ребята же большинством сидели дома, задротили в компы. Когда ты выходишь на lujiazui, голова сама запрокидывается назад, а рот открывается. Небоскребы выглядят внушительно, дорогие машины проносятся мимо, а поток людей уносит тебя за собой. Почему они никогда не ходят гулять? Ведь тут так красиво, так много людей, а ты все же как будто в одиночестве.
Я заметил китаянку в фудкорте, или это она меня сначала заметила... Какое-то время мы просто шли рядом друг с другом по улице, пока я не заговорил. Она приехала в Шанхай, чтобы увидеться со своей подругой и еще проведет здесь пару дней. Мы шли достаточно долго, болтая на всякие разные бессмысленные темы. "Я живу в отеле, пойдем ко мне". Вернулся я поздно, пока раздевался, разбудил Фана (мы жили в одной комнате). "Где ты был?" - спросил сонным голосом он. "Папапапа» - ответил я. «Вам, лаоваям, так легко подцепить девчонку!"

Мне нравилась моя профессия морское право, как можно понять из ее названия, она связана с морем, коммерцией, судами. Поэтому когда в один солнечный день мне предложили поехать в порт Яншань и подняться на борт Maersk Eindhoven, я согласился без раздумий! Дорога пролегала по мосту, построенному в море, на имеющем в длину более 30-ти километров. В самом начале, на небольшом расстоянии от суши, стояли ветряки. Очень захватывающее зрелище, особенно когда они стоят, окруженные туманом. Тогда видно только их силуэт и лопасти, которые будто пытаются разрезать эту белую пелену, тем самым вырваться на свободу. Вереницы фур с контейнерами и грузом неслись нам навстречу.

Когда мы доехали до острова, контейнеровоз уже было видно, даже с такого расстояния он поражал своими размерами. На причале мы оказались уже после того, как он причалил. Воистину это было исполинское судно, я прошел его с носа и до кормы и блин, никакие технические средства до этого меня так не впечатляли как он! Бульб, очерченный ржавыми царапинами, только придавал ему большей брутальности. Портовские рабочие накинули грязные канаты на тумбу, мостик сильно шатался под ногами, а от борта до причала было где-то два метра расстояния и было видно сквозь страховочную сетку, как мутная вода плещется об обшивку. Громадные краны начали разгружать контейнера четкими движениями, ставя их на тягачи, которые стояли внизу.

На борту нас встретил офицер (как я понял, экипаж был малазийский), после чего сразу провел в столовую для офицеров, где нам была оказана честь отобедать с другими офицерским составом. Официанты суетились, поднося блюда, а за иллюминаторами проносились контейнера, при загрузке издавая глухой стук.
Надо было спуститься на самую нижнюю палубу и осмотреть трубу, по которой прокачивается балластная вода из разных балластных резервуаров, расположенных под палубой. Накануне она дала течь и подтопила отсек. Пока было не ясно, повредился ли груз в контейнерах, в любом случае необходимо было осмотреть возможную причину повреждений. Проводить нас вызвался техник, мы шли по левому борту вдоль рядов несчитанных контейнеров. Повернув между ними, мы начали спускаться по одному по лестничным пролетам. С каждым пролетом становилось все темнее и темнее, а в самом низу нас уже ожидали сумерки... Когда мы вернулись в жилые помещения, нас встретил капитан. Сам он был невысокого роста, смуглый, с круглым животом, лысиной, золотыми цепями на шее и перстнями на пальцах. Никогда бы не подумал, что капитаны могут так выглядеть. Однако же он был очень улыбчив и не отказал в моей просьбе подняться на капитанский мостик. Подниматься надо было сначала на лифте, а потом еще немного пройти по ступенькам. И это было круто! Это, наверное, самое лучшее воспоминание, которое я привез с собой из Шанхая.

Прошло некоторое время, практика моя подходила к концу. Печати были проставлены, рекомендация написаны. Билет обратно в Далянь был куплен. Пришло время прощаться с ребятами, для чего из офиса были вынесены бутылки с виски и вином. Место мы обозначили заранее, оно как раз было недалеко от хаты. Заказали много блюд, сверху еще много пива, и понеслась моча по трубам! Пикантности ситуации добавляло то, что самолет был на следующее утро в 10 (почему-то тогда меня это не смутило). Сначала было выпито виски, на предложение начать хотя бы с пива китайцы не отреагировали. Потом вино. Потом пиво. Поскольку я был в меньшинстве, а все еще и по отдельности пили со мной тосты, то не трудно догадаться, что первому похорошело мне. Положили меня на том самом диване, который встретил меня в самый первый раз. Рядом предусмотрительно поставили мусорку. Забавы ради китайцы снимали пьяного лаовая на телефон, но мне уже было все равно.

Проснулся я рано утром, часа в 4 или 5. Сумки были не сложены, поэтому я взялся их упаковывать. Это было чистейшее мучение, скажу вам. Поскольку за раз я мог положить только одну вещь, так как любое наклонное положение вызывало очень неприятные ощущения, то часть вещей пришлось просто оставить. Когда, в конце концов, сумку я кое-как собрал и вышел на улицу, чувство огромного облегчения посетило меня. Ближайшей станцией была beiyangjinglu, поэтому курс был взят именно на нее. Было очень тяжело идти. После бутылочки воды сильно полегчало, правда она потом попросилась на волю на глазах прохожих китайцев. Должно быть это было жалкое зрелище, да и сам я, будучи гостем в этой стране, не хотел чтобы меня таким видели местные жители.

Пересев на маглев, я тысячу раз поблагодарил его создателей! Регистрация была пройдена, сев перед посадочными воротами, чувствовал, что Шанхай оставил у меня смешанные чувства, как и сам Китай впоследствии. Хотя, оглядываясь сейчас на этот опыт, я рад, что это случилось. Был как и негатив, так и много чего интересного. Посмотрим, что будет дальше.