2. 5 качественные изменения системообразующих пото

Александр Васильевич Гринь
2.5 КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПОТОКОВ

Вообразим себе простую ситуацию; предположим нам вздумалось поместить в «черный ящик» яблоко. Затем мы достаем это же яблоко обратно. С яблоком ровным счетом ничего не произошло. Можно ли в этом случае признать наш ящик системой? Если да, то, стало быть, системным может оказаться любое движение, любое перемещение материи через любые реальные или мыслимые границы. В таком случае какое-либо посредничество в реализации влияния нам не разглядеть, поскольку с яблоком не произошло ничего закономерного.



Получается, если нам вздумается пройти в лесу между двух деревьев, мы можем тем самым родить систему?



Определять столько систем, сколько деревьев в лесу, между которыми произошло наше перемещение — значит не разглядеть ни одной. Так понятие системы расплывается и обесценивается в нашем понимании.



Хочется думать, что в природе существует еще некоторая характеристика, которая формирует систему.



Еще одно присуще всем без исключения системам. Системообразующий поток всегда изменяет качество на выходе из системы по отношению к его качеству на входе.



Если в ЭВМ помещается одна информация, то после переработки получается качественно иная. В двигатель входит горючее, а образуется теплота и работа. В живую клетку поступают питательные вещества и кислород, а выделяются продукты метаболизма.



Этот список можно продолжать до бесконечности, и везде при желании можно видеть одно и тоже. Для реальных систем параметры потока на входе качественно не совпадают с параметрами на выходе. Именно это явление должно выступать той путеводной нитью, которая помогает нашему воображению правильно выделить систему целиком из общей совокупности объектов окружающей среды, а затем искать ее отдельные элементы.



Возвращаясь к сложившемуся пониманию сути системного, следует отметить, что именно качественная неповторимость и конкретность выходного системообразующего потока представлялась в воображении исследователей как «цель» системы, а сам процесс преобразования потоков, как разрешение «системообразующего противоречия».



Качественное несовпадение потоков на входе и выходе некоторым образом характеризуют деятельный, «активный» характер самой системы, который хочется назвать ее «целью», а сам процесс преобразования — «разрешением некоторого системообразующего противоречия». В «потоковом» представлении указанные особенности систем выглядят, на наш взгляд, более корректно.



Идентификация потоков в системных исследованиях, также как и определение системных границ, часто не является тривиальной задачей. Иначе говоря, объективировать поток бывает также сложно, как и определить системные границы. В этом отношении системный подход лишь задает общую задачу, что собственно надо искать, а определение потоков в конкретных ситуациях становится конкретной задачей соответствующего этой проблеме специалиста.



Скажем, потоки в двигателе очевидны; здесь поступает горючее, а вырабатываются теплота и работа. Так в нескольких словах можно охарактеризовать системообразующие потоки для этой конкретной системы. Но словами или формулами, мы задаем лишь некоторую модель природной системы, которая полностью никогда не может соответствовать конкретной природной системе, независимой от нашего сознания.



Возможно, что для решения какой-то простой задачи (для объяснения ребенку, почему машина едет) такая модель будет достаточно адекватной. Но в других случаях, например, на занятиях по курсу вождения автомобиля, необходимо более сложное обозначение системообразующих потоков. Тут следует обозначить входной поток не просто как «горючее», а — как «бензин», причем определенной марки, а работу — как «крутящий момент» на оси коленчатого вала или нечто подобное.



Таким образом, степень адекватности обозначения как самой системы, так и системообразующих потоков должна соответствовать характеру той закономерности, которую мы намереваемся познать или разъяснить окружающим.



Приведенный пример достаточно прост и нагляден, но в научной практике часто встречаются ситуации, когда подобного рода обозначения имеют характер критической стадии.



Сказанное о потоках относится и к виртуальным системам, образующимся исключительно в нашем сознании, например, когда систематизируется какое-либо знание.



Если сравнивать двигатель с такой системой, как таблица Менделеева, бросается в глаза явное отсутствие какого-либо материального потока. В данном случае необходимо понимать, что та картинка под названием «таблица Менделеева», которая висит в каждой школе в кабинете химии, сама по себе системой не является. Это всего лишь картинка, на которой нечто нарисовано. Для человека несведущего в химии, это вообще не система. Таблица Менделеева — это информационная система знания, которая образуется в нашем сознании в связи с изучением таблицы Менделеева. Но где здесь системообразующий поток?



Никакая система знаний не является замкнутой. Система знания необходима нам для того, чтобы из одного знания получить другое знание. Поэтому таблица Менделеева необходима, чтобы из знания об атомной массе получить информацию о конкретном химическом элементе, его химических свойствах, валентности, способности соединяться с другими элементами, образовывать вещества с определенными свойствами и, наоборот, в любых комбинациях.



В любом случае, помещая в систему знания (или модель) одно знание (входной) поток, мы стремимся получить качественно иное знание (выходной поток). В случаях, подобных изобретению таблицы Менделеева приходится иметь дело с изначально структурированной по элементам моделью, поскольку наш разум любит раскладывать все по полочкам. Отсюда происходит не совсем удачная традиция использовать структурность и жесткую элементную фиксированность в качестве общих базовых системных признаков и считать «системный подход» способом познания на основании глубокого знания структуры объекта.



Поэтому еще раз напомним, что это все хорошо, но, часто, не обязательно, если некоторые системы настойчиво прячут собственную структуру от наших несовершенных органов чувств и даже более совершенных научных приборов.