Уильям Макмастер Мэрдок. Первый офицер Титаника

Тамара Сароян
Уильям Макмастер Мэрдок. Первый офицер лайнера номер один


14 апреля 1912 года, вечер, промежуток времени с 20.00 до 21.00.
 
В рубке вокруг тусклой лампы летает облако мелкой мошки. Откуда она взялась в Атлантике, в такую холодную ночь апреля? Ах, это не мошка... Это мельчайшие частицы льда витают в воздухе. Офицеры знают, что айсберги где-то поблизости - это видно по облаку ледяных частиц вокруг лампы и пробирающему до костей холоду, да и в штурманской рубке лежат ледовые предупреждения от других кораблей, что доставили на мостик радисты... Но самого айсберга не видать. Моряки чутко вслушиваются в ночь, глаза сосредоточенно щупают водную гладь, но не могут уловить смертоносных препятствий. А ведь они есть, есть, и они рядом!

- Позвони в "воронье гнездо", - говорит второй офицер Лайтоллер шестому помощнику Муди. - Передай, чтобы следили в оба. До рассвета возможны появления айсбергов и небольших гроулеров.

Муди связывается с "вороньим гнездом" и передаёт приказ. Он явно не завидует вперёдсмотрящим. Мало того, что матросам, находящимся на открытой марсовой площадке, холод доставляет массу неприятностей, так еще и при таком штиле заметить айсберг практически невозможно - нет "барашков" у его подножия.

В 22.00 сменяется вахта, и на мостике появляется первый офицер Уильям Макмастер Мэрдок. Лайтоллер вводит его в курс дела, затем уходит на отдых.

Тогда еще никто не знал, что корабль с каждой минутой стремительно приближается навстречу своей гибели, и именно первому офицеру Мэрдоку, только что заступившему на вахту, придется изворачиваться от смертоносного айсберга. А пока он вглядывается в темное зеркало океана, кутаясь от холода в теплое пальто, автор сделает небольшое отступление, чтобы читатель получил более полное представление о первом офицере "Титаника".

Уильям Макмастер Мэрдок родился 28 февраля 1873 года в шотландском городе Далбитти. Отучившись в высшей школе, в 1887 году он получил диплом и продолжил свое образование в мореходной школе Ливерпуля William Joyce & Coy. Мальчик не случайно выбрал путь в море - дело в том, что он принадлежал древнему роду шотландских моряков. Еще отец и дедушка Уильяма покоряли просторы океана, и парень, вдохновившись достижениями своих предков, пошел по их стопам. Программа была рассчитана на пять лет, но уже через четыре года (и четыре выхода в море)
Уильям с первой попытки блестяще сдал выпускные экзамены и получил сертификат.

С первых шагов Мэрдока в море стало понятно, что этот целеустремленный парень далеко пойдет. Уже в мае 1895 года он получает пост первого помощника капитана на борту Saint Cuthbert, а через год получает диплом магистра в возрасте 23(!) лет. С 1900 по 1912 год Мэрдок работает в компании White Star Line, где ходит на различных судах: "Мэдик", "Руник", "Арабик", "Кельтик", "Германик", "Оушенник", "Седрик", "Адриатик" и, наконец, "Олимпик". В 1903 году он, прямо на борту лайнера "Руник", познакомился со своей будущей женой Адой Флоренс. После длительной переписки они обвенчались в Саутгемптоне в церкви Святого Дионисия.

В 1903 году на борту "Арабика" в должности второго помощника капитана Мэрдок тоже умудрился отличиться. Вернее, не просто отличиться, а буквально разом спасти два корабля от столкновения. Дело было так...

"Арабик" шел из Европы в Америку. Дул сильный ветер, над водой стояла завеса тумана. В 22.00 Мэрдок вместе с младшим офицером Джоунсоном явились на мостик, чтобы сменить первого помощника капитана Фокса. Мэрдок в этот момент уже был на мостике, когда Фокс отдал приказ рулевому: "Лево руля!" И тут впередсмотрящий сообщает, что по левому борту виден огонь! От этих слов неприятно передернет кого угодно, не то, что человека, только что заступившего на вахту и чьи глаза ещё не привыкли к темноте. Офицеры бросились на левое крыло мостика, силясь увидеть огни незнакомого судна. Джоунс все еще вглядывался в туман, а Мэрдок успел засечь слева по борту тусклый свет. И самое ужасное, что этот огонек мелькал почти перед самым носом "Арабика"! Мгновенно осознав, что на изменение курса времени нет, Мэрдок бросился к рулевому, который уже начал поворачивать влево, оттолкнул его от штурвала и, отменив приказ старшего по званию, выровнял курс на прежний. Огонек исчез... Фокс, возмущённый  такой выходкой  второго помощника, повторил приказ "Лево руля", но Мэрдок, похоже, совсем оборзел: молча держит прежний курс, нагло не подчиняется команде старшего офицера! Через несколько секунд с наветренной стороны показался огромный четырехмачтовый парусник с металлическим корпусом. И эта махина на скорости 12 узлов... движется прямо на "Арабик"! Все застыли в ужасе. Казалось, столкновение неизбежно. И, если оно произойдет, не поздоровится всем - и неизвестному паруснику, и "Арабику". Люди на мостике инстинктивно сбились в кучу - было хорошо видно, что бушприт парусника должен врезаться как раз в мостик парохода. Мэрдок вцепился в штурвал и держит курс... Если бы рулевой выполнил приказ Фокса и повернул влево, "Арабик" бы столкнулся с парусником носом. Если повернуть вправо - под удар попадет корма. Оставалось только одно - держать прежний курс и молиться. Несколько мучительных секунд - и "Арабик" расходится с парусником в нескольких метрах. Опасность миновала.

Минуту на мостике царила тишина. Первым молчание нарушил Мэрдок. Он отпустил штурвал и тихо сказал Джоунсу: «Порядок! Сличи курс!».
 
На "Титаник" Уильяма Мэрдока назначили старшим помощником. Но в самый последний момент капитан Смит буквально насильно учредил на эту должность Генри Уайлда, их общего коллегу с "Олимпика", "хотя бы на один рейс". Таким образом, в командном составе произошла перестановка, и Мэрдок стал первым офицером. Именно он вместе с младшим офицером Джеймсом Муди нес вахту в ту фатальную ночь столкновения. Именно ему пришлось изворачиваться от айсберга. И это прекрасно - ведь Мэрдок обладал хладнокровием, как никто умел быстро и правильно оценивать ситуацию, да и опыт маневров на "Арабике" у него был... Но, как известно, на "Титанике" удача ему изменила.

Около 23. 40 раздаются три удара в колокол с "вороньего гнезда". Мэрдок, находящийся на правом крыле мостика, скорее всего, замечает айсберг практически одновременно с впередсмотрящими. Он делает задержку лишь на несколько секунд - первый офицер оценивает ситуацию и расстояние до объекта. Возможно, айсберг находится не прямо по курсу, а справа по борту, и есть шанс с ним просто разминуться, не меняя курса, чтобы не подставить под удар корму. Но нет, айсберг находился прямо по курсу с небольшим отклонением вправо на расстоянии примерно 580 метров. Просто разойтись с горой льда уже невозможно.

- Айсберг, прямо по курсу! - кричит Муди прямо с порога двери капитанского мостика. Мэрдок уже в курсе.

- Право на борт! - мгновенно среагировав, отдает он приказ и бежит к телеграфам...

Здесь автор должен сделать небольшое отступление. Вероятно, читатель не понял, почему Мэрдок отдал приказ "Право на борт", если айсберг как раз и находился немного правее курса. Неужели первый офицер повёл судно прямо на айсберг? На что он надеялся? Он что, хотел расколоть эту гору льда кораблем, идущим на полном ходу?! Нет, нет, и еще раз нет. Вот так, дорогой читатель, и рождаются мифы. Дело в том, что в те времена в морской терминологии приказ "Право на борт" буквально означал "положить руль на правый борт, чтобы судно повернуло влево" Уловили суть? Таким образом, если руль повернет корму вправо, то нос отклонится влево. Скорее всего, Мэрдок хотел совершить маневр «starboard around» - сначала повернуть корабль влево (по двум причинам: 1) айсберг находился правее курса; 2) трехвинтовое судно быстрее маневрировало в левую сторону), а затем резко вправо, чтобы не ударить кормой. Надо сказать, что корму Мэрдок спас, а вот нос сохранить от удара не удалось. Существует распространенное мнение, что Мэрдоку следовало не менять курс и идти прямо на айсберг, «в лоб». Теоретически пострадало бы только два носовых отсека, нос бы послужил амортизатором,  и лайнер бы остался на плаву.
 
Но на практике нужно быть полным психом, чтобы повести судно на таран - ведь деформация носа могла искривить обшивку, вылетели бы заклепки, подводная часть айсберга бы "пропахала" судно ниже ватерлинии, да и пострадать могли не два, а гораздо, гораздо больше отсеков. Последствия могли быть еще более печальными: начиная от сокращения живучести судна вплоть до выхода из строя радиосвязи, электричества и т.д. Корабль бы затонул намного быстрее. Вы можете себе представить эту жуткую картину? Вид изуродованного носа лайнера, который стремительно погружается в воду прямо на глазах у пассажиров, посеял бы панику, толпа мужчин бросилась бы к шлюпкам, и выживших в этой мясорубке было бы - сами понимаете.

- Право на борт! - отдает приказ Мэрдок, бежит к телеграфам и передаёт "Стоп". Через две секунды Муди докладывает, что руль положен на борт - остается лишь ждать реакции судна. Но "Титаник" был слишком тяжелым для быстрого маневра - некоторое время он двигался по инерции и только потом его нос начал медленно-медленно поворачивать влево, со слов рулевого Хитченса, примерно на два румба. Меньше чем через минуту с момента сигнала из «вороньего гнезда»  произошло столкновение.

Мэрдок у панели управления водонепроницаемыми переборками. Выдерживает кнопку тревожного замка и активирует их закрытие. "Титаник" начинает контакт с айсбергом, и Мэрдок отдает приказ: "Лево на борт!", то есть, вправо. Корма отклоняется и зигзагообразно обходит айсберг, который медленно исчезает в темноте.

Мэрдок сделал все, что мог.

На мостике появился капитан и спросил у первого офицера, что произошло. Тот объяснил, что судно столкнулось с айсбергом, и пояснил, что "планировал развернуть корабль", отдав такие-то приказы, но это ему не удалось. "Переборки закрыты?" - спросил капитан. Мэрдок ответил утвердительно. "Дайте средний ход и пошлите за конструктором". Капитан боялся, что резкая остановка испугает пассажиров.

Муди уходит за конструктором, и через несколько минут Томас Эндрюс появляется на мостике. Осмотрев вместе с капитаном повреждения, он выносит свой вердикт: "Час, максимум - два".

На время эвакуации Мэрдок был назначен ответственным за спуск шлюпок с правого борта. Под руководством первого офицера было спущено около 10 шлюпок, в которых спаслось 77% всех выживших в катастрофе.

По рассказам спасшихся молодоженов Дикинсон и Хелен Бишоп, возвращавшихся на "Титанике" из свадебного путешествия, им вместе с несколькими другими молодыми парами удалось спастись именно благодаря первому офицеру - около 00. 40 при спуске первой шлюпки под номером семь Мэрдок крикнул в толпу: «Все невесты и женихи могут сесть» Таким образом, в реальной жизни как минимум трем новоиспеченным супружеским парам удалось избежать той грустной истории из фильма "Титаник" Джеймса Кемерона.

Надо сказать, что в шлюпки Мэрдок пускал и мужчин, но только при условии, что женщин нет поблизости. Так, во время спуска одной из шлюпок, произошел курьёзный случай, о котором поведал в своей книге "Титаник" исследователь Милош Губачек на основании рассказа очевидца:

«Примерно в 1 час 12 минут ночи с правого борта была спущена шлюпка №1.
Первый помощник капитана Мэрдок приказал вахтенному Джорджу Саймонсу прыгнуть в нее и заткнуть сливное отверстие. В эту минуту подбежали две женщины — леди Дафф-Гордон и ее секретарша мадемуазель Франкателли. За ними следовал сэр Космо Дафф-Гордон. Обе женщины сели в шлюпку, а сэр Космо спросил Мэрдока, может ли и он последовать за ними.

— Ну конечно, пожалуйста, — ответил, по словам сэра Космо, первый
помощник.

Однако более правдоподобно выглядит свидетельство Джорджа Саймонса,
стоявшего рядом. По его словам, Мэрдок сказал: «Так и быть, полезайте».

Поскольку других женщин поблизости не было, Мэрдок пригласил сесть в шлюпку двух американцев — Абрахама Соломона и С. Стенджела. Дородный Стенджел перелезал через палубное ограждение так неуклюже, что, в конце концов, свалился в шлюпку, как мешок. Мэрдок не удержался от смеха и сказал:

— Это самое смешное из того, что я видел за сегодняшний вечер.»

Во время эвакуации все офицеры придерживались правила "Сначала женщины и дети", особенно второй офицер Лайтоллер, руководивший посадкой на левом борту. Но, если Лайтоллер категорически, ни под каким предлогом не пускал мужчин в шлюпки, то Мэрдок все же давал им шансы на спасение. Вот, кому обязаны 80% от общего числа мужчин, выживших в катастрофе.

Под самый конец начало проявляться неконтролируемое рвение мужчин к шлюпкам. Члены экипажа делали предупредительные выстрелы в воздух, а во время подготовки к спуску складной шлюпки D, оставшимся на борту офицерам пришлось взяться за руки и окружить «парусинку» так, чтобы заблокировать мужчинам к ней доступ. Последние шлюпки покидали лайнер забитыми женщинами и детьми...
 
На борту остается еще две складные шлюпки на крышах кают командного состава - A и B. Офицеры вместе с группой других мужчин изо всех сил стараются спустить их на воду. Мэрдок - в их числе. Через несколько минут на палубу накатывает "большая волна", вызванная полным погружением капитанского мостика, и смывает за борт две шлюпки, а так же всех, кто находился рядом. И Уильяма Мэрдока - тоже.

Точные обстоятельства смерти первого офицера неизвестны. Вероятно, его действительно смыло волной в океан, где он погиб от гипотермии. Но есть и другая версия: выжившие пассажиры и члены экипажа еще на борту "Карпатии" поговаривали о самоубийстве одного из офицеров. Правда, они так и не сошлись, кто это мог быть. Все упоминали первого офицера Мэрдока, старшего помощника Уайлда и капитана Смита. Тело ни одного погибшего офицера не было найдено, и поэтому судить личность самоубийцы по наличию огнестрельных ранений просто невозможно. Нам остается только строить догадки. Но Аде Мэрдок, безутешной вдове первого офицера, было явно неприятно читать заголовки газет, которые откровенно записывали его мужа в самоубийцы. Лайтоллер, выживший второй офицер "Титаника", написал ей письмо, в котором выражал восхищение мужеством и профессионализмом Мэрдока, а так же указывал, что лично видел, как его смыло в океан. Всю жизнь Лайтоллер отрицал версию самоубийства одного из офицеров, правда, он в конце жизни все же обмолвился приятелю семьи о том, что "знает имя офицера, застрелившегося той ночью". Не обольщайтесь, дорогой читатель - старый моряк так и не раскрыл своей тайны, и мы, скорее всего, уже никогда не узнаем правды. Автор предпочитает оставить этот момент без комментариев.

Вот так вот и "остыла у героев кровь", и они "пошли ко дну", вот так вот и "оставил океан" Аду Мэрдок одну, как поётся в известной песне. Пленка кончается, а жизнь течет, течет своим ходом, и вот уже прошло более 100 лет, как "Титаник" скрылся в холодных водах Атлантики, унеся с собой жизни полторы тысячи человек. И жизнь Уильяма Макмастера Мэрдока, профессионала своего дела, талантливого потомственного моряка в возрасте 39 лет - в том числе. Что поделать? Море выбирают смелые, а Бог забирает лучших...

Автор выражает благодарность Историко-Исследовательскому сообществу Титаника. Прочитать статью о том, какие приказы давал Мэрдок, чтобы избежать столкновения с айсбергом, можно на сайте Сообщества, пройдя по ссылке http://titanicsociety.ru/30_seconds_lost/