Рубаи против кинжала

Михаил Глибоцкий
Глава 1    ЗАБОТЫ  ГАССАН – БЕЯ                «Лишь одному Аллаху, всевидящему и всезнающему, ведомо, - привычно съязвил чиновник посольства Республики Туркия утром 6-го  января 2001 года, - почему при входе в посольскую усадьбу по адресу – Москва, 7-й Ростовский переулок, дом 12. – два текста на  двух  указательных досках из меди не соответствуют друг другу? Латинскими буквами дружественная страна названа «Туркия», а русскими буквами – «Турция». Получается, что в той стране проживают не турки, а турци?» Все основания для подобной язвительности у турецкого чиновника были, ибо согласно Российским справочникам из 42-х  миллионов населения  Турецкой Республики  около 92%  составляют турки, а на остальные 8% приходятся на курдов, армян и на другие национальные меньшинства. Государственный язык – турецкий, государственная религия – ислам. Самый крупным городом страны является Стамбул, в административном отношении страна делится на 67 илов, областей. Столица – город Анкара. Глава государства – президент. Большая часть Турции занята Малоазиатским и Армянским нагорьями высотой до 5165 метров над уровнем моря, последнее из которых  венчает знаменитая гора Большой Арарат. На севере – Понтийские горы высотой до 3940 метров, на юге – горные хребты Тавра высотой 37зо метров. Страна  омывается Средиземным, Эгейским, Мраморным и Чёрным морями. Основные порты: Стамбул, Измир, Зонгулак, Искандерон. Основные реки: Евфрат, Тигр, Кызыл –Ирмак, Сакарья. Крупные озёра: солёные Ван и Туз. Турецкое государство возникло в Малой Азии в конце 13 века нашей эры. Первым султаном стал Осман Гази, который правил своим уделом с 1282-го по 1326-й год. В результате захватнических войн 14 –16 веков сложилась обширная Османская империя.  Национально-освободительная борьба порабощённых Османами  народов, а также русско – турецкие войны 19 века привели к освобождению многих  народов и созданию на Балканах независимых государств. В начале 20 века Турция была превращена в полуколонию европейских империалистических держав. Буржуазная младотурецкая революция 1908 года привела к свержению деспотического режима султана Абдул-Хамида  и установлению конституционной монархии, но не изменила феодального строя Османской империи. После поражения Турции в Первой Мировой войне державы Антанты приступили не только к разделу территории распавшейся Османской империи, но и собственной территории страны. В этих условиях и под влиянием Октябрьской революции в России в Турции развернулась так называемая буржуазно-националистическая «кемальская» под руководством Мустафы Кемаля (Ататюрка), завершившаяся победой турецкого народа над империалистами и провозглашением в 1923 году Турецкой Республики с выборным президентом  во главе. Ататюрк успешно правил страной 15 лет.   Помощь турецкому народу в его борьбе за независимость оказала Советская Россия, дипломатические отношения с которой установлены в 1920 году. Во Второй Мировой войне 1939-45 годов Турция объявила нейтралитет, но оказывала помощь фашисткой Германии. В 1952 году вступила в НАТО, в 1955 году – в СЕНТО. В 1960 произошёл государственный переворот, приведший к принятию новой конституции и к некоторой активизации политической жизни внутри страны. Значительно расширилось советско-турецкое экономическое сотрудничество. Вот почему-то в советских энциклопедиях не упомянут первый мирный договор между Турцией и Россией от 1498 года, 500-летний юбилей которого торжественно отмечался в дружественных странах совсем недавно. Не сказано в них кем же, и когда, да и зачем буква «к» в слове «Туркия» была заменена буквой «ц». Не оставил никаких сведений на этот счёт и не превзойдённый  знаток истории Османской державы советский востоковед и лингвист, академик Н.Я Марр, который  в 1933-м году слушал в новой столице  Анкаре  голос Ататюрка Мустафы Кемаля, первого президента Туркии. Великий Гази в тот день поведал северному гостю о пришедшей в его голову  мысли о том, что «не византийский император Константин в 324 году нашей эры основал Истамбул»; что турки и  до древних греков были в Элладе;  что османы  имеют полное наследственное право на хеттскую цивилизацию Древнего Мира;  что культура турок равноценна культурам персов и арабов… В ответ на горделивое заблуждение  турецкого президента факиху из России надо  было  отечески  возразить: - Дескать, побойся Аллаха, правдивого и правдолюбивого, честолюбец! Какие предки из хеттов, которые исчезли с бескрайнего блюда земли за 12 веков до рождения христианского пророка Исы, да будет им доволен Аллах, и за 18 веков до рождения пророка Мухаммеда,  да благословит его Аллах и да приветствует?  Уж не от хеттов, по-твоему,  ведёт своё начало   султанская династия Османов? Не будет ли правильней и честнее, эфенди Кемаль, говорить о том, что  пришлые сюда тюрки счастливо впитали в себя хеттскую, персидскую и арабскую культуры? В противном случае они так и остались бы на уровне бывшей Дикокаменной орды, нынешней Кара -Киргизской АССР, язык народа которой почти не отличается от языка турков! Так нет же! Не обвинил советский академик в чрезмерной гордыне  президента Туркии. Наоборот, льстивый посланник «атаулы» Сталина раздул в душе Ататюрка пожар самомнения вот такими словами: -Как сыпучий песок и пласты глины погребают под собой древние памятники истории, так персидские и арабские слова похоронили под собой турецкий язык, народную живую речь. Современный турецкий язык оторван от народных масс; для того, чтобы его вернуть народу, надо очистить его от наносов персидских и арабских слов. Исследователи отдают большее внимание чужим языкам, чем тюркскому. Это пренебрежение не только в отношении языка, это сказывается и в отношении ко всему турецкому народу! В последнем утверждении московский краснобай был совершенно правым, ибо в современной исторической литературе католической Европы и православной  России принято описывать самыми чёрными красками взятие турками в 1453 году Константинополя.  Конечно не обошлось при этом  без козней Шайтана, камнями побитого, были и резня и грабежи мирных горожан, но не по причине религиозной нетерпимости мусульман к христианам.  И веским доказательством этого утверждения является ужасный погром Киева в 1169 году не половцами погаными и не латынянами проклятыми, а русскими дружинниками удельных князей из Суздаля, Чернигова, Переяславля, Волыни и других уделов Киевской Руси. А взять более поздний прискорбный факт, отмеченный русским историком Костомаровым, когда при взятии   Варшавы в 1793 году войсками христолюбивого Искандера-паши (Суворова) православные казаки насиловали, а затем безжалостно убивали католических монахинь! Нанизанных на казачьи пики тельца польских младенцев намеренно таскали по улицам столицы Польского королевства для вящего устрашения горожан… При вдумчивом чтении истории человечества явствует, что любые «турецкие зверства» на поверку не превосходят того, что творили христианские войска в разные века. А то и уступают им зачастую. Летописцы всех времён и народов всегда склонны преуменьшать кровавые злодеяния соотечественников и единоверцев, вроде валашского воеводы Влада Цепеша по прозвищу  Дракула, либо московского князя Ивана Грозного, ибо  это  свои зверства. Зато не забывали намеренно преувеличивать  чужие зверства! О веротерпимости в Османской империи ярко свидетельствовало существование в средние века  милосердного правила не убивать христианских мальчиков ростом  ниже тележной оси, а записывать их в корпус янычар. Именно выходцы из таких  иноземцев, подобно русским гвардейским сержантам в России, делали неплохую карьеру на военной, «статской» и придворной службе. К месту сказать, что многие из османских адмиралов были христианами отступниками подобно прославленному Хайру ад-Дину Рыжебородому. Кроме янычарского корпуса у турков существовали «цивильные» учебные заведения, где из детей христиан готовили гражданских администраторов (беев) для своей империи и для её колоний. - Именно по этим памятникам, - заверил учёный гость любознательного хозяина, - можно установить существование турецкой культуры на берегах Мраморного и Эгейского  морей, предшествующей культуре Эллады и Рима… Придворные летописцы засвидетельствовали явную радость от речей льстеца на лице Мустафы Кемаля -  полководца, историка и лингвиста. В самом деле, всё можно подделать: архивные документы и исторические летописи, но каменные памятники древней архитектуры подделать невозможно ...                - Сегодня, спустя 70 лет после той  беседы, можно снисходительно посмеиваться над собеседниками в их стремлении возвеличить османских турок на караванной тропе истории народов, - с беспокойством думал про себя торговый советник посла Туркии в России эфенди Гассан-бей, - а в те годы их встреча произошла во время похвальных поисков каждой республиканской газетой и каждым  научным трактатом языковедов исконно тюркских слов, дабы заменить ими в народной речи персидские и арабские слова. В университетах, в государственном меджлисе, в народных домах культуры только и разговоров было об очищении нашего языка. президент Кемаль издал закон для мулл и факихов об обязательном переводе с арабского на светский, литературный язык всех молитв и мусульманских книг. Те годы стали началом очередного взлёта страны на вершину народного величия и благополучия. Из-за своего цветущего возраста Гассан –бей слышал об этих крутых нововведениях первого президента Туркии лишь со слов своего деда. Столетний Ага-бей рассказывал, помнится, внуку, что после того закона  муэдзины с тех пор кричали с минаретов мечетей понятное каждому турку слово «Таири» (бог) вместо векового, но чуждого слова  «Аллах». Мусульманские муллы чувствовали себя не в своём седле и всячески противились смене арабского языка на тюркский вплоть до новой конституции, введённой в стране после государственного переворота в 1960-м году. По ней к исламу  стали относиться более терпимо. А  в первые годы существования светской Республики в древнем городе Брусса даже начались волнения протеста. Крики бунтарей донеслись до ушей неистового реформатора в президентском дворце Чанкай.  Бесстрашный Ататюрк  лично едет в Бруссу, где его разумные слова успокоительно действуют на смутьянов словно нефть на штормовые волны моря. Непререкаемый авторитет руководителя Кемальской революции, спасшего страну и народ в 1920 году от расчленения между победителями в Первой мировой войне, был его непобедимым оружием в споре с фанатиками. Мустафа не скрывал, что религиозный фундамент бывшей Османской империи – ислам – надо заменить на светский фундамент, но тоже объединяющий народ. Правдивая история Республики Туркия, ценность культуры турков, очищенный от иноземного мусора родной язык – вот составные элементы, из которых слагается единство нации. И  Мустафа бескровно  подавил тот бунт мулл! Гази мог бы стать султаном и халифом правоверных мусульман, прояви он хоть малое желание к этим высшим постам и титулам. Но он выбрал удел светского правителя светской державы, не прервав своими реформами связи нового времени со славным прошлым Османской державы.  Поэтому он эмблемой обновлённой страны оставил на государственных знамёнах изображение Серого волка, которое красовалось на гербе турок - османов, пришедших в эти края с Востока! - И  о чём в благословенной Анкаре думали, - тихо прошептал сам себе  озабоченный Гассан –бей, прежде чем посылать в Москву ко мне в торговый  отдел посольства богослова Анвара -ходжу, факиха Корана, Сунны и Шариата для… о, Аллах… закупки  хлопка-сырца в Республиках Узбекистон и Таджикистон? Это же сколько сил и времени надо будет мне затратить на приобщение  мусульманского богослова мудростям купеческого дела? И это при том, что  у  неправоверных россиян наступила лишь первая неделя января 2001 года… Да и срок его командировки в Россию и в СНГ равнялся аж шести месяцам, о Аллах, милостивый и милосердный!                Каково же было его душевное облегчение торгового советника, когда вошедший в его служебный кабинет соотечественник из Анкары оказался не седобородым стариком из мусульманских начётчиков и зануд, а приятным светским человеком, едва ли не одних лет с ним. Он назвался Анваром –ходжой,  в ознакомительной  беседе с Гассан -беем богослов  не кичился своими заслугами на ниве мусульманской веры, не надоедал собеседнику своими воспоминаниями о своём паломничестве в Мекку, не думал призывать сослуживцев посольства к пятикратному намазу в сутки. Ещё больше удивился советник просьбе гостя предоставить ему завтра посольскую служебную автомашину не для поездки в Соборную мечеть города Москвы, а для экскурсионной поездки по столице Российской Федерации,  вообще, и до музея Вооружённых сил  на площади Искандера –паши (Суворова), в частности. - Автомобиль вам будет, о ходжа, но когда же я буду обучать вас торговому делу? – с беспокойством спросил собеседника советник. - Да хоть сейчас, о эфенди! – с готовностью откликнулся на слова учителя  непоседливый ученик. – Жажда моего интереса в купеческом искусстве до того мала, что такому опытному мугалиму, как вы, хватит и одного часа, чтобы её утолить.    - Кхм… кхм… Так может думать лишь неисправимый невежа, о ходжа. А ведь торговля – это… - Не обижайтесь на меня, уважаемый Гассан - бей! Я на самом деле невежественный купец, но не скрываю этого. Но деликатное и важное дело, порученное мне визирем иностранных дел Республики Туркия, не даёт мне запаса времени даже в один день. Из всего обширного хурджума со знаниями о среднеазиатском  хлопке-сырце  мне от вас нужны лишь сведения о болезнях  растения с «белым золотом». Не удивляйтесь моим словам, ради Аллаха, всевидящего и всезнающего! Не мне вам говорить о том, что в Туркестане сегодня открыты все двери и границы для покупателей хлопка. Но отказаться от плохого товара надо убедительно и уважительно к хлопкоробам… - Пахтакором в Туркестане называется хлопкороб! – только и смог выговорить поражённый советник. - Да воздаст вам Аллах, устроитель судеб, благом за ваши знания, мудрый эфенди. Вот вы мне и проведайте коротко про узбекскую и таджикскую «пахту» такой порок изъян, чтобы продавцам стало стыдно за него. Известно ли вам о таком пороке пушистой ваты на корню? - Известно, о Анвар –ходжа, - заслуженно похвалился опытный чиновник перед гостем, -   даже о двух изъянах хлопка могу вам рассказать.  Первый – это вырождение сортности «белого золота» с 1932 по 2000-й годы из-за отсутствия в Советском Союзе строгой селекции его. Вот почему пахтакоры Средней Азии после отделения от России сразу же предложили свой негодный товар напрямую на мировые рынки, мечтая о коммерческой свободе в торговле за валюту. И каково же было их разочарование, когда международные стандарты если и дали туркестанскому хлопку статус товара, да только в виде обтирочного или упаковочного материала! При этом стоимость доставки товара за моря и океаны возлагалась на продавца. Поневоле, опять пришлось идти на поклон к русским покупателям. Так наказал Аллах, справедливый и правдивый, советских хлопкоробов за нерадивость. Второй изъян среднеазиатского товара, заключается в том, что коробочки этого ценного растения избрало своей жизненной обителью вредное творение Аллаха, творца всего сущего, по имени розовый червь! Гусеница-бабочка его наделила свой плод удивительной способностью жить без пропитания более двух лет. Поэтому в хлопковой таре; в хлопковых семенах; в одеялах, халатах и даже в детских игрушках, набитых ватой из заражённого хлопка – всегда можно встретить розового червя. В 1925-м году в Мексике повреждения от него были так велики, что там сбор хлопка не производили. В практике карантинных мер Египта, Африки, Австралии, Америки и Гавайских островов накопилась масса сведений о завозе хлопковой моли в другие регионы планеты. - О Аллах, устроитель всяких чудес, благодарю тебя за столь дивное твоё творение! – воскликнул радостно богослов. – Твой розовы червь позволит мне не нарушать  установлений сур Корана о торговле, но и не понести убытки. Подозрения о хлопковой моли в хлопке даст мне большое преимущество в спорах с продавцом вплоть до отказа от торговой  сделки. Премного вам обязан, Гассан –бей, за полезные сведения.  Теперь не откажите мне ещё в одной любезности назвать по имени два-три сорта хлопка, чтобы я не выглядел перед продавцом горе -покупателем. - Ваша просьба легко выполнима, о Анвар -ходжа! – радостно ответил торговый советник посла. – Древний Египет ассирийцы называли страной Мус, а исповедники веры пророка Мусы, евреи, переиначили это название в Мусур. Арабы называли Египет –страной Миср. Так вот, феллахи Мисра выращивали лучший в Подлунном мире хлопок, за которым с туманного Запада приплывали в реку Нил торговые корабли неверных. Перед второй Мировой войной в  Туркестан был завезён  из Египта сорт Саккеляридис. Волокна «белого золота»  из Верхнего Египта – короче и грубее, из Нижнего – длиннее и нежнее. Вот и всё, что надо знать о хлопке просвещённому купцу, Анвар -ходжа, да поможет вам Аллах, милостивый и милосердный! Только после освящённого веками ритуала прощания хозяина кабинета в Москве  с гостем из Анкары, мугалим и ученик  расстались, довольные друг другом.