Идол труда

Александр Грайцер 2
Я благодарен Израилю за то, что он освободил меня от поклонения идолу труда. Нигде до Израиля мне не приходилось столько много работать как в Израиле. Последние где-то десять лет, вплоть до сегодняшнего дня, я работаю по 13 часов день,  а если считать с дорогой, то и все 16. Казалось бы, человек находится в кромешном рабстве у труда в такой ситуации. Но, как говорится, клин клином  вышибают. Именно такая ситуация помогла мне начать относиться к работе правильно. А как правильно?
Перефразируя известное выражение Иисуса Христа - "Не человек существует для субботы, а суббота - для человека", можно сказать также, что не человек существует для работы, а работа - для человека. То есть, не нужно делать из работы культа.
Но именно такое отношение к труду как культу у меня было сформировано в Советском Союзе. Это, конечно, не значит что в Советском Союзе я хорошо работал, мне также , как и в Израиле, было свойственно желание где-то увильнуть, поменьше работать, некоторая ленца. Но само отношение к работе у меня было, как к божеству. Труд для меня был святостью, культовым понятием, потому что моё детство и юность сформировали мои убеждения в системе коммунистических ценностей, в которых рабочий класс был гегемоном, добросовестное отоошение к труду считалось доблестью, а люди жили по принципу -  "Раньше думай о Родине, а потом о себе".
По этой причине, кстати,  в Израиле очень ценятся именно  русские работники. Хотя это не значит, что их за это уважают. Скорее, считают их ненормальными, людьми с рабской ментальностью. Но предпочитают именно их брать на работу, как хороших слуг, потому что они, как правило добросовестные и не будут требовать как коренные израильтяне себе лучших условий и повышения зарплаты. Зато они  будут, как тягловые конячки тянуть свою лямку до самой пенсии,  чтобы потеряв здоровье на этой самой работе  их выкинули на улицу, на нищенское пенсионное пособие.
Несправедливо! - скажите вы. Соглашусь. Но это та цена, которую платит человек за свое трудопоклонство.
На самом деле человек должен относиться к работе как царь к своей служанке. Он ни в коем случае не должен ставить её выше себя.  Он должен делать работу так, как это удобно ему, а не ей. Он не должен относиться к работе так, чтобы она требовала от него полного напряжения сил и героических усилий. Труд - это не средство  преобразования мира, как думали мы при социализме, а вынужденная мера, нужная для того, чтобы получить деньги за неё.

Когда люди относятся к работе легко, они к своим соработникам относятся более человечно. Начальник не требует от подчиненных многого и не относится к ним как к людям второго сорта. Вообще хорошо относиться к работе так, как будто это игра, творчество, радость.
Человек не должен рвать жилы на работе, благоговеть перед ней, поклоняться труду и вообще ничему, кроме Бога. Все остальное, в том числе и труд есть лишь средство для реализации общения с Богом и служения Ему.  Даже высшему виду труда - творчеству человек не должен поклоняться. Он может относиться к творчеству, как к таинству, но не как к культу и не поклоняться самому творческому процессу, но лишь Творцу, Которому он становится сотворцом.