Зеркало

Дмитрий Красавин
В гостиной старинного особняка висит зеркало. Если смотреть из левого угла комнаты, видишь в нём портреты предков гостеприимного хозяина, а из правого – гобелены с видами Италии. Если дверь в гостиную отворена, то поднимающийся по парадной лестнице гость увидит в зеркале двух гипсовых ангелочков, удерживающих пухлыми ручками массивную цепь бронзовой люстры. Сами ангелочки, будь они живыми, увидели бы лестницу и поднимающегося по ней гостя.

Различные наблюдатели могут смотреть в зеркало одновременно, но каждый будет видеть лишь то отражение, которое соответствует его углу зрения. Бесчисленные отражения живут в нём, не перемешиваясь и не противореча друг другу. Истинность одного не умаляет истинности другого.

Представьте, какой бы в доме возник переполох, если бы каждый из наблюдателей допускал истинность только своего угла зрения.

– О каких гобеленах идёт речь? – искренне удивлялся бы, стоящий на лестнице гость. – Я отчётливо вижу лишь ангелочков с цепью!

– Какая цепь? Какие ангелочки? Из зеркала на нас смотрит образ моей прабабушки, запечатлённый на полотне художником Воронцовым! – гневно возмутился бы хозяин.

А его жена настойчиво предлагала бы всем честно и откровенно признать, что кроме итальянских гобеленов за этим стеклом ничего нет.

В конце концов, для примирения сторон кто-нибудь предложил бы разбить зеркало.
Вам это ничего не напоминает? Разве общественное сознание не подобно зеркалу? Разумеется, более сложному, более совершенному…

Но почему тогда так много в мире людей, искренне полагающих, будто тот образ мира, те идеалы, которые вдохновляют их, должны точно так же восприниматься другими?

И спорят до хрипоты...

И летят камни...

– Ислам – последнее слово Бога. Иудаизм и христианство – анахронизмы. Дзин-н-нь!

– Только иудеи хранят чистоту древней веры, христиане и мусульмане подменили Бога лжепророками. Дзин-н-нь!

– В демократических странах закон превалирует над прихотями правителей. Военная поддержка освободительных движений, – наш нравственный долг. Дзин-н-нь!

Камни рикошетят, попадают вместо одной цели в другую, иногда ударяют по тем, кто их метнул.

Что кажется проще – посмотри в зеркало с правой стороны, брось взгляд слева, поднимись по лестнице... Неужели в человеческом обществе многообразие языков, религий, государственных устройств, обычаев, укладов жизни должно означать наличие непримиримых противоречий?

И всего-то дел – признать многообразие нормой, гарантией от скуки, застоя…

Но камни летят и летят...